ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение

Европейский Союз (ЕС) образовался как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1967 г. после слияния региональных организаций:

• Европейское объединение угля и стали (ЕОУС, 1951 г.);

• Римский договор 1957 г. о создании ЕЭС;

• Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957 г.)

С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. Интеграционный про­цесс в ЕС идет в двух направлениях — вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества пол­ноправных членов Союза и ассоциированных членов. В на­стоящее время участниками ЕС являются 15 государств За­падной Европы (по порядку вступления): с 1957 г. — Еермания, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия; с 1973 г. — Великобритания, Дания. Ирландия; с 1981 г. — Греция; с 1986 г. — Испания, Португалия; с 1995 г. — Финляндия, Австрия, Швеция. Кроме того, в период с 1991 по 1995 гг. были заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве со странами Восточной Европы и бывшего СССР. В 2000 г. планируется принятие в ЕС еще 6 стран — Польши, Чехии, Венгрии, Словении, Эстонии и Кипра.

Интеграция вглубь означает формирование региональ­ного хозяйственного механизма Западной Европы и рас­ширение сфер, подвергающихся межгосударственному ре­гулированию и унификации.

Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последо­вательность мероприятий:

1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других тор­говых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

2) введение общего таможенного тарифа и единой торго­вой политики в отношении третьих стран;

3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на терри­тории ЕЭС и свободная торговля услугами между стра­нами -участницами;

4) проведение общей аграрной и транспортной политики;

5) создание валютного союза;

6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

7) унификация налоговых законодательств;

8) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Указaнные пели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.

Первый этап в эволюции ЕЭС — это этап создания зоны свободной торговли (1958 — 1966 гг.). Па нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные Римским дого­вором. Кроме того, с 1962 г. была введена в действие еди­ная сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возмож­ность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30% и более) — создан единый аграрный рынок. С подписанием в 1963 г. Яундского соглашения ряд развивающихся стран (.Алжир, Марок­ко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) вступил в ассоциированные отношения с ЕЭС, что о (начало для них возможность беспошлинною ввоза в ЕЭС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров. В 1965 г. три европейских сообщества приняли решение о слиянии своих исполнительных органов.

Второй этап — формирование таможенного союза (1968 —1986 гг.). Происходит дальнейшее расширение сферы дея­тельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика допол­няется единой политикой в сфере охраны окружающей сре­ды и в области исследований, и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлурги­ческой промышленности и в ядерной энергетике. В 1984—1987 гг. была принята «рамочная» комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа со­трудничества 19 стран Европы — «Эврика».

В 1971 г. заключено Соглашение о создании зоны сво­бодной торговли между ЕС и ЕАСТ. В 1975,1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции, на основе которых количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66.

К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совме­стное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в опре­деленных пределах (+2,25 — «валютная змея»), а с 1979 г. начала функционировать европейская валютная система.

Третий этап — создание общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписан­ного в 1985 г. документа «White Paper» о программе созда­ния внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали остав­шиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграци­онного процесса в этот период стало принятие и реализа­ция Программы создания к концу 1992 г. единого внутрен­него рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели:

• устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание фи­нансовых лицензий;

• устранены национальные ограничения импорта промыш­ленных товаров из третьих стран;

• введены минимальные технические требования к стан­дартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;

• открыты рынки государственных закупок для фирм дру­гих стран ЕС.

В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транс­порте, вопросах социального и регионального развития.

Четвертая Ломейская конвенция 1989 г. расширила чис­ло развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69. В 1991 г. подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматрива­ется свободное движение товаров, услуг, капиталов и лю­дей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обес­печения; создание единой правовой системы.

Четвертый этап — создание экономического союза (с 1993 г. по настоящее время). Усиление политической интег­рации и форсированное развитие валютного союза на ос­нове подписанного в начале 1992 г. в голландском городе Ма­астрихте договора о ЕС (вступил в силу с 1 ноября 1993 г.). Для этого запланировано пройти три этапа:

1-й этап — 1990—1993 гг. — валюты всех стран включа­ются в совместное плавание в рамках европейской валют­ной системы и устраняются валютные ограничения;

2-й этап — 1994—1998 гг. — создается Европейский ва­лютный институт и усиливается координация макроэконо­мической политики;

3-й этап — с 1999 г. — взаимная фиксация курсов ва­лют, введение единой валюты и создание Единого евро­пейского ЦБ.

Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в кото­рую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирова­ния. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:

Совет Министров — законодательный орган. На его уровне принимаются решения по реализации единой политики ЕС;

Европейский Совет — директивный орган, образован в 1974 г.; в его состав входят главы государств и прави­тельств стран-участниц ЕС;

Комиссия Европейских Сообществ (КЕС) — исполни­тельный орган, имеющий право представлять на утвержде­ние Совету министров проекты законов. КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельно­стью аграрного рынка, за налоговой политикой и т. д.; состоит из 20 человек;

Европейский Парламент — представительный, консульта­тивный и контролирующий орган, избирается с 1979 г. В него входят 26 депутатов. Взаимодействует с КЕС и Сове том министров, утверждает бюджет (который состоит из взносов в размере 1,2—1,3% ВВП входящих в ЕС государств и собственных средств);

Суд Европейских Сообществ — высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

Помимо перечисленных существуют и другие властные структуры. Например, совместные финансовые институты

• Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), который предоставляет финансы для стабилизационных фондов Стабекс (фонд стабилизации доходов от экспорта) и Сисмин (фонд стабилизации добывающей промышленности), оказывает чрезвычайную помощь в случае при родных бедствий, финансирует помощь беженцам и структурные преобразования в странах, осуществляющих экономические реформы;

• Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), главной задачей которого является способствование выравниванию уровней экономическою развития стран-членов ЕС путем финансирования проектов государственных структур в менее развитых странах союза, а также поддержка проектов общеевропейскою масштаба в области транспорта, связи, охраны окружающей среды, энергетики;

• Европейский социальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА);

• разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии.

В рамках ГС сформировано единое правовое простран­ство. Правовые документы, принимаемые межгосударствен­ными органами ГС, подразделяются на две категории:

• первичное законодательство, включающее межгосудар­ственные соглашения о создании и расширении ГС, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование Союза;

• вторичное законодательство, представленное.

— регламентами;

— директивами — законодательными актами, содержащими общие положения, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран-членов ГС;

— решениями;

— рекомендациями и мнениями.

В финансовом аспекте ЕС располагает собственными фи­нансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом и ежегодно утверждается последним.

Доходная часть бюджета состоит из:

1) собственных средств, которые складываются из

а) ввозных пошлин, компенсирующих разницу в ценах на сельскохозяйственные продукты в им­портирующей стране и на внешнем рынке;

б) таможенных пошлин по общему таможенному та­рифу, исключая пошлины ЕОУС;

в) определенной части отчислений от НДС и прочих средств;

2) средств, отчисляемых государствами-участниками ЕС. Каждая страна-участница ЕС выделяет 1,2—1,3 % своего ВВП.

Проблемы и перспективы интеграции в 21 веке!!!

Вопросы

Наши рекомендации