Региональные проблемы в странах с рыночной экономикой

В настоящее время во многих зарубежных странах растет децентрализация государственного управления, его регионализация. Наиболее важным элементом организации управления региональным развитием являются отношения "центр-регион".

Региональные проблемы, свойственные США, Канаде и Австралии:

1. изменение территориального разделения труда и усиления межрегиональной кооперации;

2. сближение регионов по уровню социально-экономического развития, реструктуризации старопромышленных и аграрных регионов;

3. ограничение чрезмерного роста крупных городов и промышленных агломераций;

4. освоение периферийных регионов с богатыми природными ресурсами;

5. регулирование миграции между городами и сельской местностью;

6. модернизация инфраструктурных систем;

7. стабилизация социально-экономического положения малочисленных народностей;

8. оздоровление экологической ситуации в регионах и многие другие.

В Германии: опыт реструктуризации новых вост. земель и их эк. интеграции с западными землями. В Италии: политика преодоления соц-эк. контрастов между севером и югом. В Японии: деконцентрация промышленного пр-ва, сохранение рекреационных территорий и создание системы технополисов. Разрешение конфликтов м/у центром и нац. автономиями в Испании. Осушение и освоение больших участков моря в Нидерл.

Китай, Бразилия, Мексика: *включение регионов в м/н эк. сотрудничество (своб. эк. зоны); *эк. освоение новых регионов (Бразилия); * транспортн. и энергетич. строит-во (Бразилия, Китай); *стимулирование межрегиональных интеграции; *продвижение промышленности в сельской местности и др.


  1. Основные методы и инструменты регулирования развития региональных сообществ в рыночной экономике.

Инструменты:

- регионально дифференцированные субсидии и кредиты частным фирмам для стимулирования размещения нового производства в проблемных районах;

- субсидии и кредиты действующим и находящимся в «бедном положении» п/п, расположенным в регионах, которым оказывается помощь;

- предоставление различных налоговых льгот или полное освобождение от отдельных налогов с целью стимулирования размещения производства в регионах приоритетного

развития, а также исключение из системы льгот за инвестиции в перенаселённые или перенасыщенные производством районы и т.д.;

- размещение новых и перемещение существующих государственных п/п, а также правительственных учреждений в проблемные регионы;

- регионально ориентированные государственные субсидии и кредиты на развитие малого и среднего предпринимательства, а также создание производственной, социальной и экологической инфраструктуры;

- приватизация государственных п/п, приобретение акций частных фирм, а также другие формы изменения соотношения доли государственного и частного сектора в экономике определённых регионов;

- премии за региональную занятость, регионально дифференцированные программы

занятости, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, жилищного строительства, охраны окружающей среды и т.д.;

- меры, стимулирующие мобильность населения и производства, н-р, миграционные субсидии или премии для переселенцев или субсидии на перемещение частных компаний, информационные программы для потенциальных мигрантов;

- разрешения, запреты, лицензии, сертификаты и другие средства прямого контроля строительства производственных объектов и административных зданий.


  1. Особенности опыта проведения региональной политики в Великобритании.

Великобритания имеет весьма давние традиции регионального управления и развития региональной науки в целом. В частности, некоторые исследователи считают, что старт региональной политики в Великобритании был дан в конце 20-х годов с целью устранения так называемой «петли безработицы».

В 1928 г. правительство создало специальное Управление по перемещению промышленности, которое занималось в основном депортацией рабочих из депрессивных районов в более развитые. В 30-е годы по поручению правительства проводится целый ряд региональных исследований, в результате которых был принят Закон о специальных районах. С принятием этого закона была предпринята попытка решения региональных проблем (региональной безработицы) путем «приближения работы к рабочим».

В послевоенные годы правительство усилило внимание к региональным проблемам страны. В 1945 г. был принят Закон о распределении промышленности, в котором получающие помощь регионы назывались уже не специальными, а регионами развития. В регионах развития широко использовались такие стимулирующие меры, как преимущества в виде строительных лицензий и сертификатов. Принятый в 1960 г. Закон о местной занятости добавил к перечню стимулирующих мер прямые строительные субсидии для создания собственных предприятий в проблемных регионах.

В настоящее время правительство также активно осуществляет управление развитием регионов. Основную роль в выработке и реализации британской региональной политики играет Министерство торговли и промышленности, которое занимается уточнением состава и критериев выделения географических единиц – объектов государственной поддержки. Сегодня эта работа проводится в соответствии с учетом аспектов региональной политики ЕС. В частности, в настоящее время сетка регионов Великобритании, которым оказывается государственная поддержка, включает в себя три группы регионов:

1) с неестественно низким уровнем жизни и значительным уровнем безработицы;

2) в которых селективная помощь не окажет отрицательного воздействия на функционирование рыночного механизма настолько, чтобы противоречить интересам стран-членов ЕС;

3) где британское правительство имеет право выделять прямые дополнительные субсидии предприятиям.

Наряду с Министерством торговли и промышленности решением региональных проблем занимается и Министерство окружающей среды, транспорта и регионов Великобритании, функции которого имеют региональную ориентацию.

В Великобритании были разработаны мягкие, косвенные методы стимулирующего и сдерживающего контроля за размещением производства.

Региональная политика опирается на 3 группы мер:

1. финансовые меры, стимулирующие размещение и рост производства в депрессивных регионах (гарантии на капиталовложения, займы, налоговые льготы и

др.);

2. непосредственная инвестиционная деятельность государства по развитию производственной и социальной инфраструктуры, в первую очередь транспорта и жилья;

3. меры «негативного контроля» за промышленным строительством,

предусматривающие разрешение на промышленное предпринимательство.

Политические меры регионального развития в Великобритании:

1. региональная индустриальная политика (политика стимулирования);

2. политика "возрождения", включающая целый ряд программ пространственного развития (развития городских и сельских регионов), которые раньше осуществлялись отдельно друг от друга, а теперь совместно.


  1. Опыт осуществления регионального программирования в США.

Региональное программирование — целенаправленное мешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.

Задачи возрождения Аппалачского региона:

1) стимулирование законченных производственных циклов в экономике, доведение передельных производств и обработки сырья до максимально возможной степени готового изделия;

2) привлечение в регион новых отраслей, способных извлечь выгоды из местоположения и потенциального рынка региона;

3) развитие рекреационных ресурсов;

4) диверсификация сельского хозяйства, в том числе пригородного;

5) расширение занятости и уровня доходности в горном деле и заготовках древесины на основе реконверсии отраслей.

Для активации частного бизнеса были использованы традиционные для США методы поддержки: долгосрочные кредиты по сниженному проценту, налоговые скидки с капитальных вложений, государственные заказы и контракты, льготные цены и др.

Федеральное правительство еще в XIX веке было вынуждено осуществлять вмешательство в экономическое развитие штатов, стимулируя заселение западных районов страны. До середины XX века такое вмешательство носило эпизодический характер и сопровождалось соответствующими законодательными актами. Основной целью вмешательства являлась ликвидация разрывов в социально-экономическом развитии региона долины реки Теннесси по сравнению с другими более развитыми частями страны.

До 60-х годов региональная политика в США осуществлялась только штатами и местными органами, что препятствовало согласованию государственных мероприятий регионального характера в масштабах всей страны. Уже с 60-х годов региональная политика в США становится обязательной функцией государственного регулирования

социально-экономического развития страны как для федерального правительства, так и для отдельных штатов.

Основной формой реализации региональной политики в США являются различного рода целевые региональные программы. Общегосударственные региональные программы рассматриваются на уровне федеральной законодательной и исполнительной власти США и финансируются из федерального бюджета. Наиболее важные решения по таким программам принимаются конгрессом США.

Президент США имеет право устанавливать правила, определяющие формулирование, оценку и порядок рассмотрения федеральных программ и проектов, оказывающих влияние на экономическое развитие того или иного района.

В выработке и координации политики регионального развития на федеральном уровне участвует большое число подразделений: управление по разработке политики и административно-бюджетное управление при президенте, межведомственный координационный совет, федеральный консультативный совет по экономическому развитию, федеральные региональные советы при правительстве.

Руководство региональными программами осуществляют не сами регионы, а система специальных независимых учреждений в системе федерального правительства и специально созданных совместных федерально-штатных органов.


  1. Роль высокотехнологичных производств в развитии регионов и городов

Стабильный экономический рост отмечается именно в тех государствах, где субъекты хозяйствования наращивают производство и сбыт продукции, которая, с одной стороны, обладает уникальными качествами в потреблении, а с другой - рассчитана на быстро растущий массовый спрос. Подобными характеристиками всегда обладала и будет обладать продукция производств и отраслей – лидеров в

инновационном развитии. Их принято называть «производства и отрасли высокой технологии».

Развитие высокотехнологичных отраслей и производств рассматривается, как средство достижения или поддержания экономического превосходства на мировом рынке, и как важное направление осуществления качественных преобразований в

пространственной структуре национального хозяйства, а также как генератор развития экономики отдельных регионов и сдвигов в размещении п/п.

Местные органы власти также проявляют всё большее внимание к привлечению в «свои» регионы п/п высокотехнологичных отраслей. При этом одни из них видят в этом источник индустриализации отсталых районов, другие – средство восстановления былого благополучия в прошлом развитых регионов, но находящихся в настоящее время в депрессивном состоянии, третьи – возможность сохранить достигнутые высокие темпы развития местной экономики.

Высокотехнологичные производства, фирмы, отрасли имеют следующие отличительные характеристики:

- наличие высококвалифицированного персонала, значительная часть которого состоит из учёных и инженеров;

- высокая доля затрат на НИОКР относительно объёма производства или объёма продаж

- высокие темпы технологического обновления

- рынок продукции охватывает всю мировую экономику.

К числу «high-tech» отраслей обычно относят наукоёмкие производства. Секретариат Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит 6 отраслей

обрабатывающей промышленности: авиакосмическую, производство оргтехники и ЭВМ, электронную, фарфоро-фаянсовую, приборостроение и электротехническое машиностроение.

Наши рекомендации