Формы государственного регулирования

Основные понятия: планирование; директивное планирование; индикативное планирование; стратегическое планирование; программирование; программа; национальные и региональные программы; чрезвычайные программы; целевые комплексные программы; прогнозирование; экономические прогнозы; период планирования и прогнозирования

1.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного пла­нирования. Планирование можно рассматривать как специфическую форму общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. Планирование как форма государственного регулирования используется во всех странах. Причем оно не только не противоречит принципам организации рыночной экономики, но и является неотъемлемым элементом современной рыночной экономической системы.

Планирование — это составная часть управленческого процесса, которая заключается в определении и постановке целей и задач управления, выборе средств и выявлении ресурсов, необходимых для их достижения, посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов. В свою очередь, план, как правило, включает: постановку целей и задач, описание методов их решения, необходимых ресурсов и их источников, оценку альтернативных вариантов, расчет­ные показатели, характеризующие состояние объекта планирования в будущем. Важно подчеркнуть, что планирование заключается не только в разработке и доведении многочисленных показателей до ис­полнителей, но и в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств их реального достижения. Различают различные виды планирования: но способу реализации директивное и индикативное; в зависимости от характера целей - стратегическое и тактическое; в зависимости от временного горизонта кратко-, средне- и долгосрочное планирование. Есть и другие критерии.

Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения. Планы, имеющие силу юридического закона, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица по закону за невыполнение заданий плана несут ответственность. Ярким примером использования директивного планирования как основной формы государственного регулирования экономики является быв­ший СССР и входящие в него республики, а также социалистические страны Восточной Европы. В них директивное планирование при­менялось в целях прямого воздействия центра на все звенья и сферы народного хозяйства для достижения определенных целей и обеспечения заданного общего направления развития.

Система директивного планирования может успешно применяться в ограниченных областях, а также в военное время. По сути внутри фирм, работающих в условиях рыночной экономики, действует имен­но такая система. Однако существуют объективные экономические границы фирмы, превышение которых ведет к резкому росту трансакционных издержек, связанных с невозможностью эффективного кон­троля, своевременного получения и обработки экономической инфор­мации. Все это обусловливает невозможность эффективного дирек­тивного планирования в масштабах всего народного хозяйства[1].

Индикативное планирование - процесс формирования систе­мы параметров (индикаторов), которые характеризуют состояние и развитие того или иного социально-экономического процесса, и до­стижение которых обеспечивает реализацию целей государственной социально-экономической политики. При этом устанавливаются определенные меры государственного воздействия на социальные и экономические процессы, направленные на достижение данных индикаторов. Как правило, в этом случае применяются экономические методы регулирования. В качестве индикаторов социально-экономического развития могут использоваться показатели, характеризу­ющие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние ее отдельных отраслей, секторов, или сфер.

Индикативное планировании является средством реализации социально-экономической политики государства в условиях рыноч­ной экономики. Оно широко применяется в Японии, Китае, Фран­ции, других государствах. Пожалуй, наиболее интересная в методо­логическом плане и эффективная в практическом система индика­тивного планирования создана в Японии. Она сформировалась в 1960-х гг. и включает следующие этапы: составление средне- и дол­госрочных прогнозов развития экономики и ее отраслей; информи­рование бизнеса и общественности о средне- и долгосрочных при­оритетах государственной экономической политики; достижение общественного консенсуса; применение многообразных инструментов экономического регулирования (включая налоговые, кредитные и др.), обеспечивающих благоприятные условия для реализации приори­тетов государственной социально-экономической политики.

Стратегическое планирование - особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и опреде­ляющего стратегические цели социально-экономического развития стра­ны и направления их достижения. Целью стратегического планирова­ния является обеспечение на основе выбранных приоритетов достаточного потенциала для будущего успешного развития национальной экономики. Свою реализацию стратегическое планирование находит, прежде всего, в долгосрочных плановых документах, отражающих об­щегосударственное развитие в перспективе на 10, 15 лет.

Тактическое планирование направлено на достижение теку­щих целей и задач и относится к краткосрочному периоду.

По периоду планирования выделяют долгосрочные планы (10 и более лет), среднесрочные (как правило, пять лет) и текущие (годовые) планы. В практике планирования используются все три вида планов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения целей, разноудаленных по времени. Нормативной основой государственного планирования в Республике Беларусь является Закон «О государственном прогнозиро­вании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятый в 1998 г.

1.2.Программирование в системе государственного регулирования экономики. Программа — это плановый документ, на­правленный на достижение определенной цели социально-экономического развития или решения той или иной проблемы. Программирование — процесс разработки и реализации программ. Задача программирования заключается в том, чтобы обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, включая реги­ональные, отраслевые и межотраслевые, научно-технические, социальные, экологические и др. Программа может носить в различной степени директивный или индикативный характер. Основным содержанием программы является четко поставленная цель, задачи и ком­плекс мероприятий: научно-исследовательских, организационно-хо­зяйственных, производственных и других, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения и обеспечивающих достижение поставленных целей и задач наиболее эффективным путем.

В зависимости от содержания, объекта и направления действия программы бывают социально-экономическими, научно-техническими, производственно-экономическими, территориальными, органи­зационно-хозяйственными. Они могут быть также национальными, региональными, целевыми и др.

По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочными. Наиболее распространенными являются средне­срочные программы, которые разрабатываются сроком на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (так называ­емое скользящее программирование).

В программировании комплексно используются все элементы государственного регулирования экономики. В них формируются цели, определяется порядок и сроки их достижения; органы и конк­ретные исполнители, ответственные за те или иные направления; выделяются необходимые средства и устанавливается порядок их финансирования, контроль за их реализацией. Стержнем любой про­граммы выступает цель, вокруг которой группируется комплекс ме­роприятий, который, по сути, и составляет содержание программы.

В Беларуси в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» программирование выступает как основная фор­ма государственного регулирования экономики и реализуется через Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (пять лет). Кроме того, разрабатывают­ся программы социально-экономического развития по административ­но-территориальным единицам. Эти программы разрабатываются на основе сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации в регионе и с учетом целевых показателей социально-экономического развития республики. Их разрабатывают ме­стные исполнительные и распорядительные органы и представляют со­ответствующие проекты на утверждение Советам депутатов.

1.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Прогноз - научно обоснованное представление о вероятном развитии того или иного социально-экономического про­цесса или состоянии объекта прогнозирования в будущем. Прогноз основывается на определенном (явном или неявном) модельном пред­ставлении об объекте прогнозирования, которые отражают присущие ему внутренние и внешние связи, факторы, определяющие его дина­мику. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возмож­ном состоянии экономического и социального развития объекта в бу­дущем, альтернативных путях его развития, обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательный атрибут перспективного планирования, как его научно-аналитическую стадию. Благодаря про­гнозам становится возможным на различных уровнях управления со­ставлять научно обоснованные перспективные планы экономическо­го и социального развития, определять конъюнктуру внутреннего и внешнего рынков, решать другие задачи. Прогнозы дают возмож­ность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия реализации различных вариантов структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскры­вают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.

Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие их виды: экономические прогнозы, прогнозы при­родных ресурсов, научно-технические прогнозы, демографические прогнозы и прогнозы социального развития.

Экономические прогнозы исследуют перспективное развитие производительных сил и производственных отношений: производи­тельность труда, использование и воспроизводство трудовых ресур­сов, основных фондов, объем и состав капитальных вложений, их эффективность, темпы экономического роста, развитие отраслей и народнохозяйственных комплексов, динамику, состав и качество выпускаемой продукции и т. д. Прогнозы социального развития и повышения уровня жизни населения включают: потребление на­селением продуктов питания и непродовольственных товаров, роз­ничный товарооборот, развитие отраслей социальной сферы, жилищ­но-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное об­разование, культуру, искусство, здравоохранение, отдых, туризм и др. Прогнозы природных ресурсов и вовлечение их в хозяйственный оборот охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную базу общественного производства и природную среду, например, топливо и минеральные ресурсы, ресурсы мирового океана, основ­ные виды энергии, растительный и животный мир, а также экологи­ческую ситуацию. Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, оказывающие суще­ственное влияние на размещение производства, природные факторы. Например, производство и использование атомной энергии, строительство АЭС, появление возможностей передачи энергии на сверхдальние расстояния позволяют изменить размещение энергоемких производств, что свидетельствует о тесной связи прогнозов природных ресурсов и научно-технического прогресса, о том, что их нельзя рассматривать вне этой связи. Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав. Демографические прогнозы рассматривают динамику народонаселения на основе поло­возрастной структуры, данных о рождаемости и смертности, о тер­риториальном размещении населения. Они позволяют получить про­гнозную информацию о возможной численности семей, их средней величине, направлении и интенсивности миграционных потоков населения, продолжительности активной трудовой деятельности, средних возрастах начали и окончании трудовой деятельности, выхода на пенсию, о средней продолжительности жизни. Прогнозирование развития народного хозяйства охватывает все аспекты и уровни его развития и основывается на совокупности всех перечисленных выше прогнозах, т. е. носит комплексный характер.

По периоду упреждения различают прогнозы краткосрочные (до 2—3 лег), среднесрочные (2—5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). При этом следует отметить, что отнесение прогноза к тому либо другому виду по периоду упреждения зависит от объекта прогнозирования.

В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» государственные прогнозы разрабатываются на долгосроч­ную (10, 15 лет), среднесрочную (5 лет) и краткосрочную перспек­тивы. Разработку государственных прогнозов обеспечивает Совет Министров Республики Беларусь.

1.4.Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь. Государственное прогнозирование и програм­мирование социально-экономического развития Республики Беларусь реализуется через систему государственных прогнозов и программ, которая включает: Национальную стратегию устойчивого развития республики (15 лет); прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (10 лет); программу социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (5 лет); прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу (1 год).

Основополагающей в системе прогнозных и программных документов является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, которая разрабатывается на пятнадцатилетний период один раз в пять лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. Она представляет собой систему научно обоснован­ных представлений о критериях и принципах устойчивого развития экономики и общества, на основе которых определяются направления эффективного использования демографической’, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны. Стратегией предусматривается поэтапное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для достижения высокого уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

Национальной стратегией предусматриваются следующие эта­пы социально-экономического развития республики: первый - вос­становительный. Этот этап охватывал 1998-2000 гг.; второй — со­здания условий для возобновления устойчивого экономического ро­ста (2001-2005 гг.); третий (2006-2010 гг.) - должен стать этапом активной структурной перестройки экономики. Приоритетными на­правлениями этого этапа должны стать технологическое перевоору­жение производства на базе внедрения новейших технологий, сти­мулирование внутренних и внешних инноваций и фундаментальных разработок в области ресурсосбережения, обеспечение динамично­го развития инвестиционного процесса; четвертый этап (2011— 2015 гг.) должен стать начальным периодом устойчивого экономи­ческого развития и приближения к европейским стандартам уровня и качества жизни, среды обитания.

На основе Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь осуществляется подготовка прогноза социально- экономического развития на десятилетний период, который разрабатывается раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода. Первые пять лет даются с разбивкой по годам.

Среднесрочная перспектива социально-экономического разви­тия Республики Беларусь находит отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь, которая разра­батывается на пятилетний период за год до его начала.

Порядок разработки данной программы определяет Совет Ми­нистров Республики Беларусь. В соответствии с ним в программе должны содержаться следующие прогнозно-аналитические матери­алы и разделы: оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Рес­публики Беларусь; концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу; мак­роэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, кредитно-денежную и валютную политику; институциональные преобра­зования; внешнеэкономическая деятельность; развитие реального сектора экономики; социальная сфера.

В качестве основных приоритетов на 2006-2010 гг. опреде­лены: всестороннее гармоничное развитие человека; формирование эффективной системы здравоохранения; инновационный путь развития экономики; энерго- и ресурсосбережение; наращивание экс­портного потенциала страны; развитие аграрно-промышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села; развитие малых и средних городов; жилищное строительство.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет служит основой для формирования годового прогноза социально-экономического развития, который разраба­тывается ежегодно, а основные показатели уточняются ежекварталь­но. Годовой прогноз социально-экономического развития разраба­тывается в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздей­ствия внутренних и внешних факторов.

Важно отметить, что порядок и сроки разработки годового про­гноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки государственного бюджета, а сам годовой прогноз служит базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов.

В следующем после окончания каждого квартала месяце ход выполнения годового прогноза социально-экономического развития рассматривает Совет Министров Республики Беларусь.

Проекты государственных прогнозов социально-экономическо­го развития на очередной год и пятилетние программы социаль­но-экономического развития представляются Советом Министров Республики Беларусь Национальному собранию и Президенту Республики Беларусь. Утверждаются годовые прогнозы и пяти­летние программы социально-экономического развития указами Президента Республики Беларусь.

Представленная система прогнозных и программных документов социально-экономического развития Республики Беларусь обеспечивает непрерывность прогнозирования и программирования, преемственность в разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение планированию и покажите его роль в сис­теме государственного регулирования экономики.

2. В чем заключается роль планирования и прогнозирования в системе государственного регулирования экономики?

3. В чем сходство и различие планирования и прогнозирования?

4. Что собой представляет, какую роль играет и каково содержа­ние индикативного планирования?

5. Дайте характеристику основных видов планирования и про­гнозирования.

6. В чем сущность и особенности государственного программи­рования?

7. Дайте определение и направления применения программиро­вания в системе государственного регулирования.

8. Что представляет собой программа как плановый документ? Какие виды программ можно выделить?

Лекция 2. МЕТОДОЛОГИИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Основные понятия: методология; методы планирования и прогнозирования; принцип социальной направленности; принцип непрерывности; принцип приоритетности; принцип пропорциональности и сбалансированности; исторический подход; генетический подход; нормативный подход; принцип системности; показатель; критерий

2.1.Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования. Под методологией планирования и про­гнозирования понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а также логику планирования и прогнозирования. Методо­логия базируется на экономической теории, изучающей закономер­ности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов, развивается и совершенству­ется по мере развития самой экономической теории, а также в про­цессе практики формирования прогнозов.

Важнейшим составным элементом методологии планирования и прогнозирования являются методологические принципы — исходные положения, основополагающие правила формирования и обосно­вания планов и прогнозов. Они обеспечивают целенаправленность, целостность, структуру и логику разрабатываемых планов и прогнозов. К основным методологическим принципам прогнозирования от­носятся: принцип системности и принцип комплексного подхода, прин­цип адекватности, принцип вариантности и принцип непрерывности.

Методы планирования и прогнозирования — это способы, приемы, с помощью которых разрабатывают и обосновывают планы и прогнозы.

Показатели планов и прогнозов представляют собой количественное выражение плановых и прогнозных решений.

Методика является совокупностью рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретных плановых и прогнозных расчетов и различных показателей. Она носит частный характер, подчинена методологии планирования и прогнозирования и входит в нее как составная часть.

Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика. Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от кото­рого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов. К основным составляющим логики относят: формирование системы целей планирования и прогнозирования; анализ исходного уровня, т. е. состояния прогнозируемого и плани­руемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития; изучение потребностей общества, их объем и структуру в плановом и прогнозном периодах; определение имеющихся ресурсов общества, которые могут быть созданы в пла­новом либо прогнозном периоде; согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.

Важно подчеркнуть, что если планирование (директивное, ин­дикативное, стратегическое) отражает конкретное решение в отно­шении планируемого объекта, то прогнозирование дает вероятностную оценку его состояния в будущем, различные пути и способы его развития либо служит основой для принятия планового решения.

2.2. Основные методологические принципы планирования.

В условиях белорусской модели социально-экономического развития основополагающим принципом государственного планирования является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей. Он предполагает, что планирование и прогнозиро­вание развития экономики должны исходить из интересов человека и об­щества. Удовлетворение потребностей народа определяет народнохо­зяйственные планы и прогнозы. Экономика не должна и не может раз­виваться вне интересов личного и общественного потребления.

Принцип социальной направленности и приоритета обществен­ных потребностей должен дополняться принципом социальной справедливости, который реализуется через систему социальных гарантий и выравнивание неоправданных различий в доходах насе­ления и предприятий.

Важнейшим принципом планирования является принцип повышения эффективности общественного производства, требующий, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т. е. с максимальной экономией живого и овеще­ствленного труда в производстве единицы продукции работ и услуг.

Он реализуется через всевозможные формы и направления ресур­сосбережения и проявляется через систему показателей эффектив­ности: рост производительности труда, снижение материалоемкос­ти производства и повышение рентабельности.

Важнейшим методологическим принципом планирования макро­экономического развития страны является принцип пропорциональ­ности и сбалансированности. Рынок, непосредственно зависимый от производства и его решающего значения в удовлетворении общественных потребностей, формирует мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования; стимулирует производство той продукции, которая удовлетворяет запасы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающие интересам всего общества, должно государство через систему планирования.

Сбалансированное экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, террито­риальных подразделений общественного производства, с одной сто­роны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества - с другой. Принцип пропорциональности и сбалансированности направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэконо­мические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.

Важнейший принцип планирования - принцип приоритетности. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов и, во- вторых, необходимостью решения важнейших общегосударственных задач. Это предопределяет размещение задач в иерархической после­довательности: по степени важности и по времени реализации.

Принцип непрерывности планирования обеспечивает согласо­вание краткосрочных и перспективных целей и задач социально-эко­номического развития страны, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и про­гнозных документов.

2.3.Основополагающие подходы и принципы прогнозирова­ния. В числе основных методологических подходов в прогнозиро­вании выделяются следующие.

Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В про­цессе прогнозирования следует исходить из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее - закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.

Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта ис­следования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. Например, исследуя экономический объект, мы рассматриваем его во взаимосвязи с демографическими, научно-техническими, социальными, экологическими и другими процессами. В комплексном подходе выделяют генетический (исследовательский) и нормативный (целевой) подходы.

При генетическом (исследовательском) подходе, исходя из существующего положения вещей и выявленных тенденций разви­тия, прогнозируют возможные результаты; становятся ясными последствия, к которым приведет тот или иной вариант развития. Генетический подход позволяет отразить устойчивые тенденции, присущие объекту прогнозирования и придающих его развитию инерционный характер. Любое предвидимое явление или процесс имеет истоки в настоящем и в прошлом, свое происхождение, генезис. И бу­дущее, как бы оно не было отлично от прошлого и настоящего, всегда с ними связано, оно формируется из уже известных элементов, хотя и в иных соотношениях, в системе новых связей.

У нормативного (целевого) подхода другая природа: он отра­жает возможность управления прогнозируемыми процессами исходя из целей социально-экономического развития. Цель развития подается нормативно, т. е. в виде определенного нормативного состояния, и исследуются способы ее достижения.

Основополагающим принципом прогнозирования является принцип системности. Он заключается в том, что экономика рассматривается как система, и каждый объект, входящий в нее, или составная часть взаимосвязаны с другими. Кроме того, сама эконо­мическая система (например, национальная экономика), с одной стороны, может состоять из подсистем более низкого уровня, с другой - входить в систему более высокого уровня.

В прикладном аспекте системный подход предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого отдельного относительно самостоя­тельного объекта и одновременно позволяли бы построить целост­ную картину возможного развития народного хозяйства.

Принцип адекватности предполагает, что методы и модели разработки прогнозов рассчитаны, и первую очередь, на выявление и количественное измерение устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Адекватность означает максимальное приближение теоретической модели к устойчивым тенденциям развития, учет вероят­ностного, стохастического характера реальных процессов и оценку вероятности реализации выявленных тенденций. При использовании принципа адекватности методы и модели прогнозирования дол­жны быть проверены на способность имитировать уже сложившие­ся процессы и явления, т. е. они должны быть не только инструментом предвидения, но и инструментом познания.

При переходе от имитации процессов и тенденций к предви­дению их развития необходимо определение возможных путей их развития, т. е. построение альтернативных вариантов развития прогнозируемого объекта.

Принцип альтернативности прогнозирования связан с возмож­ностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по раз­ным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношени­ях, т. е. он исходит из предположения о возможности качественно раз­личных вариантов развития прогнозируемого объекта. Главное при ис­пользовании этого принципа - отделить варианты развития осуществимые от неосуществимых при сложившихся и предвидимых условиях.

Принцип целенаправленности придает активный характер прогнозированию: прогноз не сводится к предвидению, а включает цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных государственных действий. Этот принцип сопряжен с нормативным подходом и вытекает из него.

2.4.Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании. Показатель - это качественно-количественное представление объекта: социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона показателя отражает сущность и принадлежность объекта по месту и времени, а количественная - придает объекту количественную определенность.

Показатели, дающие наиболее важную в определенном отношении характеристику состояния объекта, называются критериями. Например, критерий эффективности производительности труда отражает меру экономического эффекта, полученного при затратах живого труда. В качестве критерия эффективности могут выступать максимум прибыли, минимум трудовых затрат и др. Критерий оптимальности - это показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернативных вариантов) и выбора наилучшего из них.

В зависимости от содержания и направления использования всю совокупность показателей, применяемых в планировании и прогно­зировании, можно сгруппировать следующим образом: натуральные и стоимостные; количественные и качественные; абсолютные и от­носительные; утверждаемые и расчетные; индикативные и справоч­ные; синтетические и индивидуальные.

Натуральные показатели характеризуют материально-веществен­ную сторону производства, потребительские свойства продукции (услуги), ее качество. Иногда используются условно-натуральные показатели. Они устанавливаются путем приведения многообразных видов продукции к единому измерителю через переводные коэффициенты. Например, все виды топлива можно представить в условном исчислении на основе теплотворной способности каждого вида.

Стоимостные показатели выражают совокупные результаты (непроизводственного процесса в денежном исчислении: производство валового внутреннего продукта, доходы и расходы предприятий, объемы реализованной продукции, амортизация основных средств и т. д.

Количественные показатели характеризуют непосредственно количественные результаты производства или развития отраслей социальной инфраструктуры. Качественные показатели характеризуют качественную сторону экономического явления, процесса, эффективность производства, качество работы или полезность продукции.

Абсолютные и относительные показатели отличаются характером их представления. Абсолютные показатели представляют количественные параметры объекта: объем производства продукции, услуг, число дошкольных учреждений, количество учащихся и т. д. Относительные показатели представляют объект в относительных величинах (в процентах роста или прироста объема производства, в удельном весе).

Утверждаемые показатели устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. Расчетные показатели используются для дополнительной характеристики объекта (процесса, явления), а также для обоснования утверждаемых показателей; их характер - вспомогательный.

Индикативные показатели выступают в качестве индикаторов (основных параметров), характеризующих социально-экономические процессы и явления, и используются при формировании индикативных планов, программ. Справочные (информационные) - это различного рода аналитические показатели, которые не являются предметом планирования или прогнозирования.

В зависимости от степени охвата экономических процессов показатели подразделяются на интегральные, синтетические и частные. Интегральные и синтетические отражают сложные явления. Они характеризуют результат взаимодействия многих экономических, научно-технических и других факторов, обобщают результаты производства или распределения. Синтетические в отличие от интегральных рассчитываются на основе других показателей. Частные показатели выражают отдельные, конкретные эконо­мические или социальные явления.

2.5.Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования. Важнейшей предпосылкой получения достоверного и качественного планового и прогнозного документа является наличие соответствующей информационной базы. Под информационной базой понимается совокупность сведений, данных, фактов, знаний относительно исследуемого объекта. Она отражает состояние и определяет направления его изменения и развития и должна соответствовать целям и задачам прогнозирования и планирования.

Наши рекомендации