На курсовой работой по дисциплине «Экономика отрасли»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
__________
ФедеральноЕ бюджетноЕ образовательноЕ учреждениЕ
Высшего профессионального образования
«Новосибирская государственная академия водного Транспорта»
Красноярский институт водного транспорта (филиал)
_______________________________
косяченко е.г.
Методические указания
по выполнению курсового проекта по дисциплине «Экономика отрасли» по специальности 190700.62 «Технология транспортных процессов».
Профиль «Организация перевозок и управление
на водном транспорте»
Тема: «Обоснование рациональной схему транспортного освоения малой реки»
(электронное издание)
Красноярск 2014
Цель курсовой работы закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины "Экономика отрасли", ознакомление с практикой решения отдельных экономических вопросов на эксплуатационных предприятиях речного транспорта. Подготовка студентов к дипломному проектирования.
Основная часть данных представляется в задании на курсовой работы. Недостающая информация выбирается из нормативно-справочных документов, действующих на речном транспорте.
Цель, содержание и структура курсовой работы.
Курсовая работа выполняется с целью научить студентов выполнять экономические расчеты по обоснованию рациональной схемы транспортного освоения малой реки в бассейне на основании расчета и сопоставления экономических показателей по вариантам перевозки. Научить исполнителей выполнять технико-экономические проекты и оформлять их в соответствии с действующими требованиями.
Содержание
Введение
1. Задание для курсового проектирования
2. Варианты курсового проекта
3. Порядок выполнения
4. Оформление курсового проекта
5. Литература
1 Задание для курсовоЙ РАБОТЫ
З А Д А Н И Е
на курсовой работой по дисциплине «Экономика отрасли»
Тема: «Обоснование рациональной схему транспортного освоения малой реки»
ФИО_____________________________
Исходные данные:
1. Ситуационная схема:
А |
У |
Б |
2. Род груза: А→Б_____________
3. Объем перевозок: А→Б _________
4. Цена перевозимого груза:А→Б ______________
5. Характеристика участков водного пути:
Показатель | Единицы измерения | Значение показателя по участкам | |
магистраль | малая река | ||
Протяженность участка | км | ||
Условия (разряд) плавания | |||
Гарантийные габариты пути: глубина ширина радиус кривизны | см м м | ||
Средняя скорость течения реки | км/ч | ||
Продолжительность навигации | сутки | ||
Характеристика грунта дна реки |
6. Технико-экономические показатели по перевозочным работам:
Показатель | Единицы измерения | Порт на магистрали | Пункт перевалки в устье малой реки | Пункт на малой реке |
Количество причалов | ед. | |||
Себестоимость грузовых работ | руб/т | |||
Удельные капит.вложения | руб\т |
Задание выдал «___» ______________ 20_ года ____________________
Задания принял «___» ______________ 20_ года ___________________
2 СОДЕРЖАНИЕ курсовоЙ РАБОТЫ
Работа над курсовой работой осуществляется по индивидуальным заданиям, выдаваемым преподавателем на специальных бланках. Проект готовится в виде пояснительной записки с иллюстрациями.
Курсовая работа включает следующие разделы:
· Подбор возможных типов транспортных судов по вариантам доставки груза, определение показателей использования транспортных судов для каждого варианта с учётом груза и путевых условий.
· Определение экономических показателей по расчётным типам судов (стоимость постройки и текущие расходы на их содержание).
· Расчёт показателей себестоимости и удельной фондоёмкости перевозок для каждого варианта.
· Выбор оптимального варианта доставки груза.
· Определение показателей хозрасчётной эффективности по перевозкам для транспортного предприятия.
· Заключение и выводы.
· Список используемой литературы.
3 ОФОРМЛЕННИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Курсовая работа выполняется в виде расчетно-пояснительной записки на листах формата А4(210 297). Примерный объем записки 20-30 страниц.
Все таблицы, рисунки, формулы и страницы, приводимые в пояснительной записке, необходимо пронумеровать. Таблицы и рисунки также должны иметь тематический заголовок.
Оформление расчетов производится в следующем порядке:
- постановка задачи
- исходные данные с указанием источника информации
- расчетная формула с пояснением всех величин, входящих в нее и указанием размерности
- пример расчета с кратким пояснением
- оформление результатов всех расчетов в табличной форме
- анализ полученных результатов и выводы.
Пояснительная записка сдается на кафедру "Экономических дисциплин" и для проверки. После исправления замечаний курсовая работа допускается к защите.
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
4.1 Подбор возможных типов транспортных судов, определение показателей их использования
При подборе типов судов и составов следует стремиться к применению флота большей грузоподъемности. Выбор расчётных типов судов для различных схем доставки груза производится по справочным материалам, исходя из рода перевозимого груза и путевых условий. При подборе типов судов и составов следует стремиться к применению флота с наибольшей грузоподъёмность.
Ограничение габаритов судов и составов по путевым условиям судоходство определяются по эксплуатационной осадке, по ширине судна (состава), по длине судна (состава) :
Эксплуатационная осадка исходя из условий плавания определяется:
, (1)
где – гарантированная глубина судового хода, м;(задано по заданию)
– минимально необходимый запас воды под днищем, м.(Приложение)
Длина состава исходя из путевых условий не должна превышать следующих значения:
, (2)
где – радиуса закругления судового хода, м. ;(задано по заданию)
Длина состава исходя из путевых условий не должна превышать следующих значения:
, (3)
где – радиуса закругления судового хода, м. ;(задано по заданию)
Подбор состава начинается с установления количества несамоходных грузовых судов в составе и форма счала с учетом габаритов пути. Но не более 6 единиц.
При подборе буксирного судна диапазон мощности можно найти из условия нагрузки на единицу мощности по выражению:
, (4)
где - нагрузка на 1 т грузоподъемности для несамоходного судна, 06-0,8 т/тнж;
- грузоподъёмности несамоходного судна, тнж;
-количество несамоходных судов в составе, ед;
- нагрузка на единицу мощности тяги, 2-6 т/лс.
Изобразить схематично выбранные составы.
А |
У |
Б |
Рис. 1. Схема водного пути
LАУ- протяженность участка по магистрали, км
LУБ- протяженность участка по притоку, км
h маг- гарантированная глубина судового хода на магистрали, м
h мал.река- гарантированная глубина судового хода на притоке, м
На перевозках грузов использоваться крупнотоннажный и малотоннажный флот.
Рассмотрим четыре основные схемы завоза груза на приток.
1) Маршрутная схема завоза грузов из порта А в порт назначения Б производиться грузовым теплоходом с полной или неполной загрузкой на всем пути следования. (один проект грузового теплохода).
Схематично
А |
У |
Б |
2) Маршрутная схема: перевоза грузов между пунктом отправления и назначения осуществляется грузовым составом. (один проект грузового несамоходного судна и один проект буксирного судна)
А |
У |
Б |
3) Маршрутная схема с переформированием состава - использование на магистрали состава большей массой и более мощным буксировщиком. По малой реке используются состав меньшей массой (но того же проекта) и буксировщик меньшей мощностью. Переформирование состава производиться в устьевом порту. (один проект грузового несамоходного судна и два проект буксирного судна)
А |
У |
Б |
4) Немаршрутная схема перевозки груза из пункта А в пункт Б. – на магистрали используется состава большой массой ( несамоходные суда с большой грузоподъёмностью) в устье реки производиться полная перевалка груза на несамоходные суда малой грузоподъёмность, и малой реке используются состав меньшей массой и буксировщик меньшей мощностью . (два проекта грузового несамоходного судна и два проект буксирного судна)
А |
У |
Б |
Расчетные варианты завозы груза представлены в таблице 1.
Таблица 1- Схемы доставки грузов
Схема доставки груза | Магистраль | Малая река | Примечание |
Маршрутная (грузовой теплоход) | |||
Маршрутная ( состав) | |||
Маршрутная с переформированием состава. | |||
Немаршрутная с перевалкой груза |
Технические и эксплуатационные характеристики транспортных судов, намеченных для перевозок, представлены в таблице 2.
Таблица2 - Технические и эксплуатационные характеристики транспортных судов, намеченных для перевозок
Показатель | Единица измерения | Значения по типам судов | |||||
сухогрузный теплоход | буксир-толкач | несамоходное судно | |||||
Номер проекта | – | ||||||
Мощность главных двигателей | кВт(л.с.) | ||||||
Паспортная грузоподъемность | т | ||||||
Класс регистра | – | ||||||
Габаритные размеры: | |||||||
длина | м | ||||||
ширина | м | ||||||
Осадка с полным грузом: | |||||||
см | |||||||
порожнем (средняя) | см | ||||||
Паспортная скорость | |||||||
с полным грузом | км/час | ||||||
порожнем (легкачем) | км/час | ||||||
Конструктивный тип судна | – |
После выбора судов для четырех вариантов доставки груза, производится расчет технической скорости самоходного грузового судна, технической скорости гружёных составов для каждого участка пути и расчет определения максимально возможной нагрузки тоннажа по путевым условиям судоходства.
Нагрузка грузовых судов определяется по следующей формуле:
, (5)
где - максимально возможная нагрузка по путевым условиям;
- показатели нагрузки по роду груза.
, (6)
Показатели нагрузки тяги определяется по следующей формуле:
, (7)
Техническая скорость самоходного грузового судна определяется по формуле в зависимости от направления движения:
, (8)
где - скорость грузового теплохода при конкретной загрузки, км/час;
- коэффициент уменьшения скорости из-за ветра, волнения мелководья и др. причин;
- приращении и потеря скорости от влияния течения, км/час.
Скорость грузового теплохода при конкретной загрузки рассчитывается по формуле:
, (9)
где – паспортная скорость грузового теплохода порожнем и при полной загрузки, км/час.
Техническая скорость груженного состава определяется по формуле в зависимости от направления движения:
, (10)
где - скорость движения буксира толкача легкачем, км/час;
- коэффициент счала ;
Техническая скорость порожнего составам состава определяется по формуле в зависимости от направления движения:
, (11)
Расчет показателей нагрузки и технической скорости судов и составов представлен в таблицах 3,4.
Таблица 3 - Показатели нагрузки судов и составов по вариантам доставки
Схема доставки | Участок работы | Тип флота | Глубина судового хода | Запас воды под днищем | Тоннаж | Тяга | |||||||
грузоподъёмность, т | осадка порожнем, м | осадка регистровая ,м | нагрузка по условиям плавания , т/тнж | нагрузка по роду груза,т/тнж | нагрузка тоннажа ,т/тнж | количество барж в составе, ед | регистровая мощность ,лс | нагрузка тяги,т/лс | |||||
Маршрутная | магистраль | - | - | - | |||||||||
малая река | - | - | - | ||||||||||
Маршрутная | магистраль | ||||||||||||
малая река | |||||||||||||
Маршрутная с переформированием | магистраль | ||||||||||||
малая река | |||||||||||||
Немаршрутная | магистраль | ||||||||||||
малая река |
Таблица 4– Техническая скорость судов и составов
Схема доставки | Участок работы | Тип флота | Приращение , потеря скорости, от течения реки,, км/час | Коэффициент счала | Коэффициент уменьшения скорости из-за ветра, волнения мелководья и др. причин | Паспортная скорость грузового теплохода порожнем ( тяги легкачем), км/час | Паспортная скорость грузового теплохода при полной загрузки, км/час | Нагрузка тоннажа ,т/тнж | Скорость грузового теплохода при конкретной загрузки, км/час | Техническая скорость самоходного грузового (состава) вверх,км/час | Техническая скорость самоходного грузового( состава)вниз,кс/час |
Маршрутная | магистраль | ||||||||||
малая река | |||||||||||
Маршрутная | магистраль | ||||||||||
малая река | |||||||||||
Маршрутная с переформированием | магистраль | ||||||||||
малая река | |||||||||||
Немаршрутная | магистраль | ||||||||||
малая река |
3.3 Определение экономических показателей по расчетным типам судов
Основными экономическими показателями для судов является их стоимость и текущие затраты.
Все расходы на содержание судов в эксплуатации условно можно разделить на основные и накладные, всего 11 статей. Расчет эксплуатационных расходов по содержанию судов рекомендуется производить по следующим статьям затрат:
· заработная плата команды судна (основная и дополнительная) за период эксплуатации судна и период его технического вооружения и разоружения;
· отчисление на социальное страхование;
· расходы по рациону бесплатного питания;
· расходы по зимнему отстою;
· амортизационные отчисления;
· расходы на навигационный и зимний ремонт;
· расходы на материалы и малоценный инвентарь;
· расходы на топливо и смазочные материалы;
· прочие прямые расходы;
· распределяемые расходы.
Но в рамках данной работы эти статьи сгруппированы в укрупненные.
Заработная плата складывается из суммы дополнительных окладов судовой команды, установленных с учетом типа судна, по оплате труда.
Дополнительная заработная плата включает в себя оплату отпусков, выходные пособия и другое.
Расходы на заработную плату судовых экипажей определяем по формуле изложенных:
, (12)
где kс - коэффициент учитывающий отчисление на социальные нужды: отчисление в Фонд социального страхования (ставка 2.9%), отчисление в Пенсионный фонд в части СЧП (ставка 16%), отчисление в Пенсионный фонд в части НЧП (ставка 6%), отчисление в Пенсионный фонд в части ФФОМС (ставка 5.1%) , отчисление в Фонд социального страхования (ставка 0.2%);
kр - коэффициент учитывающий районное регулирование оплаты труда.(по району плавания);
kд- коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату;
kг - коэффициент учитывающий группу судна по оплате труда плавсостава;
kн - коэффициент учитывающий все виды надбавок, доплат льгот плавсоставу;
kотр - отраслевой коэффициент по уровню оплаты труда;
М – минимальной размер оплаты труда, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 2014 года составит в России 5554 рубля в месяц;
mр–месячный норматив рациона коллективного питания;
tэ - продолжительность эксплуатационного периода технического вооружения;
nэ - штатный норматив по судну для эксплуатационного периода;
tо - количество оплачиваемых дней отгулов за работу сверх:
tо=0,314·tр+а, (13)
где а -количество праздничных дней несовпадающих с выходными днями в течении навигации, а=2 суток.
Расходы на амортизацию, ремонт и материалы, формула:
, (14)
где Кс – строительная стоимость судна, руб.;
– норма амортизации на полное восстановление судна, норматив на ремонт судна и прочие материалы, %.
- коэффициент, учитывающий расходы на амортизацию и ремонт .
Расчет стоимости судна может быть определена по укрупненному нормативу по выражению, по формуле:
, (15)
где к1 - коэффициент для учета различной стоимости по бассейнам;
к2 - коэффициент для учета различной стоимости по видам флота;
к3 - коэффициент для учета класса судна и его конструктивных особенностей;
куд – норматив удельной стоимость на 1 т грузоподъемности(1 л.с. мощности), руб;
Qр(Nр) – регистровая грузоподъемность судна, (мощность, л.с.), руб
Расходы на топливо и смазочные материалы целесообразно рассчитывать в зависимости от режима использования главных двигателей и распределения эксплуатационного периода на ходовое и стояночное время для рассматриваемого типа судна, формулы:
Э3 = Вхtх + Встtcт , (16)
где Вх, Вст – расходы на топливо и смазку для судна за сутки хода и стоянок, руб/т;
tх, tcт – время хода и стоянок за эксплуатационный период, сут.
tх + tcт = tэ, (17)
где tэ – эксплуатационный период, сут.
Расходы на топливо и смазку по судну за сутки хода определяются по формуле:
, (18)
где N – суммарная мощность главных двигателей судная, л.с.;
, – удельный эффективный расход топлива и масла, зависящий от марки двигателя, г/л.с.ч.;
Цт, Цм – оптовая цена топлива и масла, р/т;
kвсп – коэффициент, учитывающий расход топлива и масла на вспомогательные двигателя.
Вст – расход топлива и смазки на стоянке, равный 5% от Вх за сутки.
Прочие прямые расходы, определяются долей от суммы основных расходов по предыдущим статьям, формула:
Эпр = k пр ΣЭ, (19)
где kпр - доля прочих прямых расходов, k пр = 0,020 – 0,025.
Распределяемые расходы, на содержание цехов технической эксплуатации флота, рейдового и служебно-вспомогательного флота:
Эрсп =kрсп ΣЭ, (20)
где kрсп - коэффициент, учитывающий долю распределяемых расходов;
- для буксиров-толкачей = 0,30 – 0,35;
- для остальных типов судов = 0,20 - ,0,25;
ΣЭ- прямые эксплуатационные расходы судна с учетом расходов на топливо и смазку, а также прочих прямых расходов, руб.
Общая сумма расходов по содержанию судов в эксплуатации определяется по следующей зависимости:
Эобщ = ΣЭ, (21)
Затраты на содержание судов в одни сутки эксплуатации для хода и стоянке определяются по формуле:
Для самоходных судов:
, (22)
, (23)
Для несамоходных судов:
, (24)
где –коэффициент, учитывающий увеличение расходов на топливо, смазку при маневровых работах, для грузовых теплоходов =2,7 3,5, для буксиров –толкачей =3,3 4,6
В расчете на одни сутки эксплуатационного периода показатель стоимости судна определяется по выражению:
, (25)
где – продолжительность эксплуатационного периода за навигацию, сут.
– коэффициент рабочего времени, 0,95-0,98.
Результаты расчетов представить в таблице5.
Таблица 5 - Экономические показатели по типам судов
Показатель | Единица измерения | Значения по типам судов | |||||
сухогрузный теплоход | буксир-толкач | несамоходное судно | |||||
Номер проекта | – | ||||||
Стоимость судна | млн.руб | ||||||
Штатная численность: | |||||||
в эксплуатации | един. | ||||||
на зимнем отстое | един. | ||||||
Режим несения вахт | час | ||||||
Эксплуатационный период | сут | ||||||
Норма амортизации, ремонт и материалы | % | ||||||
Оплата труда плав.соства | млн.руб | ||||||
Расходы на амортизацию, ремонт, материалы | млн.руб | ||||||
Расходы на топливо и смазочные материалы | млн.руб | ||||||
Прямые расходы | млн.руб | ||||||
Распределяемые расходы | млн.руб | ||||||
Общие расходы | млн.руб | ||||||
Судо-суточный показатель стоимости | млн.руб/сут | ||||||
Судо-суточный показатель : | руб/сут | ||||||
в ходу | |||||||
на стоянке | руб/сут |
3.4 Расчет показателей себестоимости и удельной фондоемкости перевозок
Себестоимость и удельную фондоемкость перевозок целесообразно определять по элементным ставкам транспортного процесса в руб. за 1т
Общая себестоимость перевозки определяется кка сумма ее составляющих по отдельным пунктам и участкам по выражению:
, (25)
где i-признак пункта со стоянками судов;
j -признак соответствующего участка пути:
-ставка себестоимости по стояночным операциям транспортного процесса в i-ом пункте стоянки, руб/т.
-ставка себестоимости по движенческой операции транспортного процесса на j-ом участке водного пути, руб/ткм;
-расстояние перевозки в пределах соответствующего j" участка водного пути. км.
Направление грузопотока определяется количеством тоннажа необходимого для перевозки конкретного груза по выражению
, (26)
где Gг - масса грузов. перевозимых по анализируемому участку. т.
- показатель нагрузки, определяемый технической нормой загрузки судна и зависящий от рода перевозимого груза, т/тнж.
Расчет элементных ставок себестоимости по стояночным операциям транспортного процесса для пунктов с или равнозаруженным направлением производится по выражениям:
• для грузовых теплоходов
, (27)
• для составов
, (28)
где tго - продолжительность стоянки судна под грузовыми операциями в i –ом пункте за один рейс. сут;
tто - продолжительность технических операций с судном в i –ом пункте за один рейс сут;
tог - продолжительность стоянки флота в ожидании соответствующих грузовых работ в i –ом пункте за один рейс. сут.
tCT - общая продолжительность стоянки судна i –ом пункте за один рейс.
, (29)
-регистровая грузоподъёмность судна т.
- количество несамоходных судов в составе.
Индексы "БТ" и НС" означает соответствующий вид флота 6уксиры-толкачи, несамоходные суда
Все расчеты по составам следует вести при условии укрепления тяги ш тоннажем на отдельные рейсы, поэтому для буксиров-толкачей следует учитывать только стоянки под техническими операциями.
Продолжительность стоянки судна под грузовыми операциями (погрузка или выгрузка) определяется по выражениям:
• для грузовых теплоходов
, (30)
• для несамоходных грузовых судов
, (31)
где -судо-часовая норма погрузки (выгрузки) т/час ;
. -количество причалов для грузовой обработки судов.
Нормативы времени в часах на технические операции с гружеными судами tтo представлены в приложении.
Общая продолжительность технических операций по видам флота определяется:
для самоходных грузовых судов - суммированием продолжительности технических операций по их видам:
для буксиров-толкачей - принимается как норматив комплекса по техническому обслуживанию для начального и конечного пунктов
для несамоходных грузовых судов - рассчитывается по выражению
, (32)
где - продолжительность маневровых и вспомогательных операции для одного несамоходного судна (по соответствующему роду груза):
- продолжительность операций по формированию или расформированию состава на одно судно.
При переформировании состава продолжительность технических операций для несамоходных судов рассчитывается как сумма времени на расформирование прибывшего состав;) и формирование нового с учетом количество барж в том и другом составах.
Продолжительность стоянки флота в ожидании соответствующих грузовых работ определяется по выражениям:
•для грузовых теплоходов
, (33)
• для несамоходных грузовых судов
, (34)
Кроме этого для тоннажа следует учитывать технологические стоянки в ожидании тяги . Продолжительность этих стоянок можно принять равной половине интервала отправления состава на каждом направлении и определить по выражению:
, (35)
где - величина грузопотока рассматриваемого направления т.
Результаты расчетов продолжительности стоянок занести в таблицу.
Движенческие ставки себестоимости рассчитываются отдельно для наиболее характерных участков водного пути отличающихся путевыми условиями судоходства, сложившимся соотношением грузопотоков по направлениям и др.
Для участков равномерным грузопотоков определяются по формулам:
• для грузовых теплоходов
, (40)
• для составов
, (41)
где -коэффициент задержек в пути по метеоусловиям. для работа продовольствия, топлива и др;
техническая скорость сухогрузного теплохода (состава) с грузом в малозагруженном направлении, км/сут ;
- судо-суточные и издержки по составу для ходового режима определяются следующим образам:
, (42)