Сущность и структура финансовой системы

Финансы - совокупность всех экономических; отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и стране. Финансы суть совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов. Основными субъектами, между которыми постоянно происходит движение денежных потоков, являются: государство и его институты, фирмы и население.

Финансовая система - это совокупность всех взаимосвязанных финансовых структурных элементов. Структура финансовой системы включает:

а) совокупность бюджетов всех уровней (государства, административных единиц, местных органов власти);

б) внебюджетные фонды (социального, имущественного, личного страхования);

в) валютные резервы государства;

г) денежные фонды предприятий и организаций.

Финансовую систему определяют и как взаимосвязь финансов государства, хозяйственных субъектов и населения.

Функционирование финансовой системы предполагает два этапа:

1. Составление планов по расходованию и получению, доходов.

2. Организация движения самих денежных потоков.

Когда финансовая система ориентирована на достижение определенных целей на уровне государства, то речь идет о государственной финансовой политике. Последняя имеет два аспекта:

а) регулирование экономики с помощью доходов и расходов фискальная политика;

б) регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия) бюджетная политика.

Государственный бюджет это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

По своей структуру расходные статьи бюджета подразделяются; на расходы по государственному управлению, на социально-экономические цели, на хозяйственную деятельность государства, осуществление им внешнеэкономической деятельности, укрепление обороны и национальной безопасности.

Расходы государства на хозяйственную деятельность приводят к мультипликационному росту чистого национального продукта. Мультипликатор государственных расходов определяется как отношение изменения Ч НП к изменению правительственных расходов.

Доходы государственного бюджета состоят , в первую очередь, из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений из так называемых внебюджетных или целевых фондов.

Известны два принципа построения финансовой системы: а) демократический централизм; б) фискальный федерализм. При демократическом централизме местные органы не могут самостоятельно распределять денежные средства. При фискальном федерализме центральные и местные финансы строго разграничены. И местные власти самостоятельно определяют направления финансовых расходов.

Налоговая и фискальная политика РК

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Виды фискальной политики В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).

Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).

Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.Кроме того, различают фискальную политику:

1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные цели и инструменты государственного регулирования экономики?

2. Вспомните характеристику сущности денег и выполняемые им функции.

3. Дайте характеристику элементов денежной системы.

4. Основные инструменты денежно-кредитной политики?

5. Выявите факторы, оказывающие влияние на спрос, предъявляемый на денежном рынке.

6. Дайте характеристику кредита.

7.Рассмотрите структуру банковской системы.

8.Дайте характеристику сущности налогов и назовите основные виды фискальной политики?

Рекомендуемая литература:.

1.Курс экономической теории. Под общей ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 2009 г., гл.6, с.105-152.

2.Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред. А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд.МГУ, 2010 г., гл.4, с.73-95, гл.5, с.95-117. гл.7, с.126-146

3.Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2009.- гл.6, с.94-111.

4.Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. М., ПРОМО-Медиа, 2010 г., гл. 5 с. 88-102, гл. 6 с. 103-115, гл. 7 с 116-135, гл.8 с.136-148, гл.22, с. 324-332.

5. Национальная экономика. Учебник / Под ред. Сидоровича А.В. Абишева А.А., Алматы,

Экономика, 2009.

6. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана. Январь, 2012 г.

7. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства». Астана, Акорда, 2012 год

Наши рекомендации