Ресурсный потенциал и устойчивое развитие региональной системы

Экономическая подсистема региональной системы (региональная экономика) наряду с социальной и экологической подсистемами радикально трансформируется как в структурном, так и в институциональном отношениях. Рассмотрение данной проблемы весьма актуально не только из-за необходимости оценить конкурентоспособность региональной экономики, но и тем более в связи с дальнейшим позиционированием Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию. Анализ конкурентоспособности региональной экономики (см. главу 7) позволяет получить точное представление о факторе, который при рыночной организации внутрирегиональных хозяйствующих субъектов становится объективной необходимостью не только для роста валового регионального продукта, но и для более масштабной задачи ¾ повышения уровня жизни населения.

Анализ конкурентоспособности существенно дополняет наши представления о механизме устойчивого развития экономической подсистемы региона. Поскольку этот механизм находится на стадии наполнения реальным содержанием, любое целенаправленное включение в него новых элементов может стать импульсом для дальнейшего роста не только производства, но и реализации социальных и экологических программ.

Региональная экономика как встроенная часть системы общерегиональных социальных и экологических отношений по-прежнему остается ключевым звеном, обеспечивающим переход всей региональной системы к устойчивому развитию.

Организация такого крупномасштабного и многоаспектного мероприятия, как переход к устойчивому развитию, не может быть осуществлена лишь на основе идеологических постулатов, какие бы благие цели они ни преследовали. Следовательно, реализация устойчивого развития «должна базироваться не только на текущих потоках доходов, но и на накопленных запасах социальных и экономических благ, природных ресурсов и производственного потенциала»1. Наличие приведенных выше факторов экономического развития в зависимости от их структурного соотношения, связанного с уровнем и направленностью регионального развития, определяет возможности состязательного (конкурентного) развития экономических подсистем регионов.

Развитие общества первой половины XXI века остро зависит от природных ресурсов. Красноречивым подтверждением тому служат реформы российской экономики ¾ стартовые позиции регионов с высоким удельным весом в региональном богатстве природных ресурсов топливно-энергетического класса оказались на несколько порядков лучше по сравнению с остальными регионами. Это означает, что в сложившихся условиях не только российская экономика, но и обозначенная группа регионов вписывается в общемировую конкурентную среду. Совпадает ли такая схема международной специализации региональной системы с принципами, целями и задачами более высокого уровня ¾ устойчивого развития? Что же при такой «эффективной экономической конкурентности» останется для относительно комфортного существования будущих поколений россиян? Для ответа на данные вопросы обратимся к конкретному примеру и спустимся на уровень регионов.

Республика Башкортостан ¾ один из крупных индустриально-аграрных субъектов Российской Федерации. Республика располагает высоким социально-экономическим потенциалом, стабилизировавшимся уровнем промышленного производства с сильным структурным креном в сторону добывающих отраслей, консервативной схемой организации аграрного производства, застарелыми и умножающимися экологическими проблемами. Регион длительное время имел статус донора общероссийского бюджета, обладает инвестиционной привлекательностью, твердо заявленными межрегиональными и международными конкурентными позициями. Как же сложившееся положение дел (с учетом дальнейших перспектив) может отразиться на переходе всей региональной системы к устойчивому развитию?

Обратимся к наиболее существенной конкурентной позиции Республики Башкортостан в межрегиональном и международном разделении труда в данное время ¾ обеспеченности ее минерально-сырьевыми ресурсами. Это необходимо не только потому, что стремление к устойчивому развитию региональной системы республики сопровождается усилением конкурентных ресурсных позиций, но и в связи с тем, что на этот процесс накладывается открытость региональной экономики, возможность выбора различных моделей социально-экономического развития в рамках федеративного государства и усиливающееся влияние процесса глобализации. Минерально-сырьевые ресурсы наряду с лесными, водными и земельными ресурсами выступают сегодня важнейшей составляющей природно-ресурсного потенциала Республики Башкортостан в целом. Не ставя перед собой задачу классификации и дальнейшей типологизации природно-ресурсного потенциала, мы опираемся на сложившуюся систему оценок и приемов его изучения.

Республика Башкортостан по природно-ресурсному потенциалу находится в числе регионов, чрезвычайно насыщенных различными видами минерального сырья. На сегодняшний день открыто более трех тысяч месторождений свыше шестидесяти видов минеральных ресурсов и на балансе числится 1170 месторождений. Многие месторождения (в том числе ресурсов углеводородного сырья, цветных металлов и строительных материалов) эксплуатируются уже достаточно длительное время. Потенциальная ценность минерально-сырьевых ресурсов в целом оценивается в 153 млрд. дол. США2.

За годы реформирования экономики Российской Федерации сложилась избирательная система ведения работ, обеспечивающая наполнение минерально-ресурсной базы экономики регионов. Позиционирование экономики страны на мировом рынке как поставщика в первую очередь углеводородного сырья сконцентрировало основную часть инвестиций на добыче и транспортировке нефти и газа, что негативно отразилось на воспроизводстве других видов полезных ископаемых. В Республике Башкортостан приоритетными направлениями оставались региональные геолого-съемочные работы, поиск и разведка месторождений нефти и газа, медно-колчеданных руд, золота, железных руд, подземных вод.

С позиции общей теории устойчивого развития обеспеченность региона природно-ресурсным потенциалом играет существенную положительную роль в его перспективах.

Минерально-сырьевая часть природно-ресурсного потенциала относится к его невозобновляемой составляющей. В связи с этим постепенный переход региональной системы в режим устойчивого развития предполагает двоякую задачу. С одной стороны, процесс расширенного воспроизводства благ в экономике на основе традиционных технологий производства потребует дальнейшего роста добычи минерального сырья. Развитие же на основе инновационных технологий, с другой стороны, неизбежно должно привести к рациональному потреблению этого сырья.

Таким образом, обеспеченность природно-сырьевыми ресурсами объективно остается фундаментом развития современного производства и условием обеспечения конкурентных преимуществ регионов. Следовательно, при переходе к устойчивому развитию отрасли материального производства по меньшей мере, модернизируясь, будут иметь достаточное влияние на ход протекания данного процесса. По экспертным оценкам, ближайшие 30-40 лет человечество будет по-прежнему остро зависеть от традиционных источников энергии. Это означает, что сопряженные оценки реальных балансовых запасов топливно-энергетических ресурсов актуальны и сегодня. В связи с этим определенный интерес представляет оценка степени обеспеченности региона энергоносителями (какими и в каком количестве располагает) и сравнительной степени их пригодности для обеспечения устойчивого развития региональной системы.

По состоянию на 1 января 2002 г. на территории республики насчитывалось 177 месторождений, в том числе 143 нефтяных, 14 газонефтяных, 7 нефтегазовых и 13 газовых месторождений. На стадии разработки находились 156 месторождений (137 нефтяных, 14 газонефтяных, 3 нефтегазовых, 2 газовых). Разведанные остаточные запасы нефти промышленных категорий составляли примерно 297 млн. тонн, а предварительно оцененные запасы ¾ 39,2 млн. тонн. В настоящее время основная часть добычи нефти осуществляют 4 предприятия: ОАО АНК «Башнефть», ООО «Башминерал», ЗАО «Зирган» и ООО «Аксаков нефть». Наблюдается некоторое сокращение добычи (в 2001 г. добыто 11,4 млн. тонн, что на 0,4 млн. тонн меньше, чем в 2000 г.). По мнению экспертов, данное положение складывается:

■ из-за ограниченного объема остаточных извлекаемых запасов промышленных категорий;

■ ухудшения структуры запасов (растет доля трудно извлекаемых запасов);

■ высокой обводненности добываемой нефти;

■ снижения объемов поискового, разведочного и эксплуатационного бурения из-за сокращения перспективных площадей, невосполнения отбора добываемой нефти приростом запасов.

Для постоянного восполнения запасов нефти и газа проводятся геологоразведочные работы. Поиск запасов нефти ведется главным образом за счет средств республиканского бюджета и выполняется ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Башнефтегеофизика». За счет централизованных средств поиск газа осуществляет ОАО «Газпром». Поскольку геологоразведочные работы проходят в сложных горногеологических условиях, затраты на их проведение растут. В республике принята программа «Изучения додевонской осадочной толщи платформенного Башкортостана и обоснование перспектив ее нефтегазоносности».

Наряду с поиском углеводородного сырья проводятся работы по выявлению месторождений твердых ископаемых руд черных, цветных и благородных металлов, алмазов, торфа и сапропели, неметаллических источников сырья. Осуществляются также геолого-съемочные, гидрогеологические и геоэкологические работы. По данным государственного комитета РБ по геологии, объем финансирования геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые в 2001 г. составил 255,7 млн. руб., что на 2% меньше уровня 2000 г. К наиболее значительным результатам за 2001 г. можно отнести прирост запасов золота (превышает уровень 2000 г. на 2,3%), меди (до 30 тыс. тонн). За последние годы в общем балансе золотодобычи значительная роль отводится старательской разработке многочисленных мелких россыпных месторождений (по экспертным оценкам, они могут обеспечить прирост добычи до 30%).

Таким образом, с учетом складывающейся на мировом рынке конъюнктуры сегодня конкурентоспособные позиции ресурсонасыщенных регионов определяются экспортной (вывозной) направленностью некоторых видов минерально-сырьевых ресурсов. Республика Башкортостан, располагая мощным, но устаревающим производственным аппаратом, значительными земельными ресурсами и квалифицированными кадрами, оказалась не в состоянии (в первом приближении) преодолеть барьеры международного рынка товаров и услуг для конечного потребления. В этом явно видно наследие «индустриального прошлого» и издержки «рыночного рывка вперед». Очевидно, без поступательного преодоления данных противоречий рассчитывать на широкомасштабный конкурентный прорыв в новых областях производства и предоставления услуг не приходится. При достижении положительных результатов это, бесспорно, станет важнейшей предпосылкой для перехода региональной системы к устойчивому развитию.

В заключение еще раз подчеркнем, что отсутствие целостного понимания условий и механизмов перехода к устойчивому развитию (в частности, на уровне региональных систем) становится в современных условиях наиболее ощутимым препятствием для реализации концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. В этой связи остается надеяться на то, что дальнейшие исследования региональных проблем подтвердят: стремление к устойчивому развитию ¾ это определяющее направление в экономической, социальной и экологической сбалансированности общества.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу

1 Байбусинов Ш. Ш. Природные ресурсы как элемент национального богатства: проблемы экономической оценки // Вопросы статистики. ¾ 2003. ¾ № 10.

2 Доклад «О социально-экономическом положении Республики Башкортостан в 2001 году». ¾ Уфа, 2002.

Наши рекомендации