А. Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Взвесьте все известные вам положительные и отрицательные черты олигополии. Какие из них, на ваш взгляд, преобладают?

· Насколько реалистично предположение, что современная рыночная экономика может быть организована как рынок совершенной или монополистической конкуренции и не иметь олигополистических элементов?

· Считаете ли вы российскую экономику в силу объективных причин (географических, исторических, политических и пр.) более или менее других предрасположенной к олигополизации?

· Обдумайте международный аспект проблемы. Может ли, например, в одной стране в определенной отрасли действовать рынок монополистической конкуренции, если в других странах эта отрасль олигополизирована? В каком случае это возможно?

· Выбрав один из возможных вариантов ответа на тему эссе, обдумайте, какие меры надо принять, чтобы минимизировать связанные с ним отрицательные и максимизировать положительные последствия.

Б. Свободное эссе по проблемам олигополии. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

ТЕМА 10. МОНОПОЛИЯ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Опишите особенности монопольного рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?

2. Рыночное равновесие в условиях монополии.

3. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?

4. Что такое Х-неэффективность? Каковы причины ее появления?

5. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий?

6. Проблема национализации и приватизации естественных монополий в мире и в России.

7. Как измеряется степень концентрации производства?

8. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий?

9. В чем состояли особенности государственного монополизма советской эпохи?

10. Какие основные пути снижения уровня монополизации российской экономики вы знаете? Их плюсы и минусы.

11. Существует ли связь монополизации российской экономики и глубины современного кризиса в ней?

Б. В терминах микроэкономики объясните, что пытается определить продавец в следующей ситуации: Вы покупаете на рынке фрукты и спрашиваете: «Сколько стоит один лимон?» Ответ: «8 рублей». Вы отходите от прилавка, а вам вслед несется: «Давай за 6 рублей». Вернувшись, Вы покупаете лимон по цене ниже, чем первоначально было объявлено. Зависит ли первоначальная цена от внешнего вида покупателя? Вы купили лимон за 7 рублей. Означает ли это, что всем другим покупателям продавец будет предлагать лимоны по 7 рублей?

Тесты и задачи

Тест Обоснование
1. Причиной монопольной власти фирмы не может служить: a) патентное законодательство; b) количество фирм на отраслевом рынке; c) явный или неявный сговор между фирмами данной отрасли; d) государственные стандарты по охране окружающей среды; e) квоты на импорт.  
2. К числу черт монополии не относится: a) единственный производитель; b) уникальность продукта; c) непреодолимость барьеров; d) совершенная информация; e) все предыдущие ответы соответствуют чертам монополии.  
3. В отличие от фирмы, действующей в окружении конкурентов, монополия: a) работает в условиях абсолютно неэластичного спроса; b) может установить произвольно высокую цену; c) может установить цену, максимизирующую прибыль; d) может полностью контролировать объем предложения на рынке; e) может при любых условиях получать экономическую прибыль.  
4. Нечестной конкуренцией нельзя называть: a) демпинг; b) лишение сырья; c) введение в заблуждение потребителя; d) использование чужих торговых марок; e) все перечисленное является формами нечестной конкуренции.  
5. Фирма способна присвоить весь излишек потребителя, если: a) является единственным производителем (монополией); b) осуществляет ценовую дискриминацию первой степени; c) осуществляет ценовую дискриминацию второй степени; d) осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени; e) является естественной монополией, производящей абсолютно незаменимый продукт.  

6. Регулирование естественных монополий преследует все перечисленные ниже цели, кроме: a) ограничение цен; b) увеличение объема производства; c) установление размера приемлемых избыточных прибылей; d) установление цен на уровне средних издержек (АС); e) установление цен, обеспечивающих нормальную прибыль.  
7. Х-неэффективностью называют: a) навязывание потребителю монопольно завышенных цен; b) бесхозяйственность, ведущую к превышению реальными издержками уровня кривой средних общих издержек; c) искусственное сдерживание монополией технического прогресса; d) сознательное занижение монополией объема производства; e) получение монополией экономических прибылей.  
8. К числу недостатков социалистической монополии относились: a) сильная мотивация монополистических злоупотреблений; b) сознательное занижение монополией объема производства; c) получение монополистом экономических прибылей; d) Х-неэффективность; e) монопольное завышение цен.  
9. К числу достоинств поведенческого подхода к регулированию монополий не относится: a) эффективность применения к регулированию уже существующих монопольных образований; b) использование карательных санкций только при наличии действительных монопольных злоупотреблений; c) сохранение эффективно работающих гигантских предприятий; d) простота идентификации фирм-монополий; e) все перечисленные варианты.  

Задача №1. Сравните три рынка: рынок №1, на котором действуют три фирмы, контролирующие 50%, 40% и 10% производства, №2, на котором действуют фирмы, контролирующие 35%, 35% и 30% производства, №3, на котором действуют три фирмы, контролирующие 55%, 25% и 20% производства. Какой рынок сильнее монополизирован?

Задача №2. 1)На рынке действует ряд крупных фирм. Доля крупнейшей – 25%. Вторая и третья по размеру фирмы имеют по 15%. Остальная часть рынка занята 10 равными по размеру фирмами.

Насколько велик риск монополизации? Подсчитайте необходимый индекс.

Обоснуйте ответ.

2) Верно или неверно следующее утверждение: «Монополия может увеличить общую прибыль, устанавливая на свой продукт разные цены на разных рынках». О каком экономическом явлении идет речь?

Эссе

Наши рекомендации