Оценка объемов ВВП Российской Федерации за 2010-2014 годы

Федеральный бюджет РФ формируется за счет доходов от внешнеэкономической деятельности, от налогов на товары реализуемые на территории РФ, налоги и сборы, налоги на товары ввозимые на территорию РФ, доходы от использования имущества и т.д. Поэтому из года в год, правительство РФ утверждает законом о доходах в федеральный бюджет, а потом уже будет фактическое исполнение бюджета по состоянию за определенный будущий период.

Динамика доходов федерального бюджета (2010-2014 гг.).

Таблица 1.

Оценка объемов ВВП Российской Федерации за 2010-2014 годы - student2.ru

График демонстрирует рост доходов федерального бюджета в период с 2010-2014 года, но уже в 2014 году, доход значительного отличается от предшествующих, хотя должен быть выше по утвержденному закону на 13,570,5 млрд. руб., чем в 2014 году.

С 2010 по 2011 год, доход увеличился на 136,8%, с 2011 по 2012 год прирост составил 113%, а уже с 2012 на 2013 год составляет 101,2%. Как мы видим прирост с каждым последующим годом все выше, но вот в период с 2013 по 2014 доходы резко низко упали почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом, а это на 54,6%.

Такой низкий показатель, в первую очередь может быть обусловлен низкими доходами от внешнеэкономической деятельности, так же из-за ограниченного товара ввозимые на территорию РФ и прочее.

Таблица 2.

Оценка объемов ВВП Российской Федерации за 2010-2014 годы - student2.ru

Таблица 3.

Оценка объемов ВВП Российской Федерации за 2010-2014 годы - student2.ru
.

Таблица 4.

Оценка объемов ВВП Российской Федерации за 2010-2014 годы - student2.ru

Таблица 5.

Оценка объемов ВВП Российской Федерации за 2010-2014 годы - student2.ru

Структура дохода федерального бюджета за период 2010-2013 года остается не изменой. Основная доля дохода федерального бюджет составляет доходы от внешнеэкономической деятельности и налоги, сборы и регулярные платежи за использование природными ресурсами. За прошедшие 4 года отмечается незначительный рост дохода в секторе налоги на товары, реализуемые на территории Российской Федерации.

Оценка объемов ВВП Российской Федерации за 2010-2014 годы - student2.ru

Структура бюджета осталась прежней по доходности по секторам за 2014 год. Однако наполняемость бюджета снизилась в общей сложности в 2 раза, в том числе снизились доходы от внешнеэкономической деятельности на 40%, так же снизились налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами на 32%, и налоги на товары реализуемые на территории Российской Федерации снизились на 32%.

Федеральный бюджет РФ расходует денежные средства на социальную политику, на национальную политику, общегосударственные вопросы, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную оборону и прочие расходы.

Динамика расходов федерального бюджета (2010-2014 гг.).

Оценка объемов ВВП Российской Федерации за 2010-2014 годы - student2.ru

С 2010 по 2011 год, расход увеличился на 20,7%, с 2011 по 2012 год прирост составил 17,8%, а уже с 2012 на 2013 год составляет 3,5%. Как мы видим прирост с каждым последующим годом все выше, но вот в период с 2013 по 2014 расходы резко низко упали почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом, а это на 44,7%.

Такой низкий показатель, в первую очередь может быть обусловлен низким доходом в федеральный бюджет в 2014 году, что повлекло на себя низкими расходами на социальную политику, национальную оборону, а так же на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Таблица 8.

Оценка объемов ВВП Российской Федерации за 2010-2014 годы - student2.ru

Таблица 9.

Оценка объемов ВВП Российской Федерации за 2010-2014 годы - student2.ru

Таблица 10.

Оценка объемов ВВП Российской Федерации за 2010-2014 годы - student2.ru

Таблица 11.

Оценка объемов ВВП Российской Федерации за 2010-2014 годы - student2.ru

Структура расхода федерального бюджета за период 2010-2013 года остается не изменой. Основная доля расхода федерального бюджет составляет расходы социальную политику, национальную оборону. За прошедшие 4 года отмечается незначительный рост дохода в секторе национальную экономику и на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Таблица 12.

Оценка объемов ВВП Российской Федерации за 2010-2014 годы - student2.ru

Структура бюджета осталась прежней по расходам по секторам за 2014 год. Однако расход бюджета снизилась в общей сложности в 2 раза по сравнению с 2013 годом, в том числе снизились расходы на социальную политику на 50%, так же снизились расходы на национальную оборону на 26%, и национальная безопасность и правоохранительная деятельность снизились на 48%.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования национальной экономики

На протяжении многих десятилетий макроэкономическое планирование зарубежными исследователями противопоставлялось централизованному планированию, а рынок — плану. Считалось, что для развитых капиталистических стран, использующих систему рыночных отношений, присуще макроэкономическое планирование, а советской экономике — централизованное.

При этом особая роль централизованного планирования виделась в том, что посредством составления и реализации текущих и перспективных планов в жизнь воплощались приоритеты и решения государственных органов управления и директив правящих партий. Несмотря на то, что за последние годы произошли радикальные изменения в экономике и политике бывших социалистических стран, отношение к централизованному планированию осталось прежним: оно отождествляется с командно-административной системой хозяйствования.

Переход к рыночной структуре экономики ассоциируется с обязательным разрушением системы централизованного планирования. Это рекомендуют странам, переходящим к рыночной экономике, и МВФ, и Международный банк реконструкции и развития. Причем эти рекомендации превращаются в обязательные условия в случае обращения за кредитами. Правительства данных стран принимают документы и программы реформ, по которым координирующим и регулирующим механизмом экономики должен стать рынок, а не план.

Между тем планирование национальной экономики осуществляется ныне как в развитых, так и в развивающихся странах. Любая экономическая деятельность нуждается в планировании, т.к. позволяет четко координировать действия, распределять ресурсы и добиться желаемых результатов в оптимальные сроки.

Планирование необходимо для того, чтобы преодолеть дефицит на частном рынке и гарантировать, что расхождение между частной и общественной выгодой может быть компенсировано или сокращено с помощью государственного регулирования.

В современной рыночной экономике нет единой модели планирования, которая была бы пригодна для всех экономических систем. Ключевые факторы, определяющие вид планирования, зависят от соотношения государственного и частного влияния на общественно-политические и социально-экономические процессы. В современной зарубежной литературе выделяются следующие типы макроэкономического планирования: директивное (административно-командное), индикативное, регулятивное, индикативное и стратегическое.

Директивное (административно-командное) планирование, как правило, свойственно социалистической системе.

Индикативное планирование также базируется на ведущем месте государственной собственности на средства производства. Государственное управление и в данном случае реализует в планах свою стратегию и приоритеты, но набор средств реализации планов более широк. В качестве экономических регуляторов здесь используются цены, ставки процента, налоги, кредиты, валютные курсы и т.д. Хозяйственным звеньям, не справившимся с планом, уже не грозит административное наказание, хотя приходится отказываться от приоритетов в формировании фондов экономического стимулирования, первоочередности выделения государственных ресурсов и т.д.

Для реализации индикативных планов требуется не только активное содействие хозяйственным единицам, но и придание соответствующей значимости экономическим параметрам, которые имитируют конкуренцию и деятельность рынка. На данный тип планирования тоже распространяются недостатки, свойственные директивному планированию.

Регулятивное планирование характерно для смешанной экономики. На хозяйственной арене в данном случае выступают два главных субъекта: государство и частный сектор экономики. При этом доли государственной и частной собственности либо одинаковы, либо один из секторов является преобладающим, но урезан другим сектором. В такой системе взаимодействуют план и рынок, при этом государственный сектор спланирован централизованно, а частный — индивидуально. Государственный сектор воздействует на частный и направляет его развитие посредством налоговой и кредитной систем. Частный сектор оказывает содействие государственному в выполнении плановых нормативов. Взаимодействие между государственным и частным секторами может осуществляться как на основе обязательного соблюдения рычагов экономического механизма, так и на договорных принципах.

Промежуточную позицию между государственным и частным секторами может занимать кооперативный сектор. Если он будет спланирован централизованно, то в случае господства в нем частной собственности планирование может носить индикативный характер. Однако в случае наличия смешанной экономики субъект государственного управления выполняет функции главного координатора национальной экономики. План и рынок выполняют разные функции. Т.е. участники рынка могут действовать обособленно, государство вынуждено выносить хозяйственные решения с учетом рыночного механизма не только по отношению к частному сектору, но и по отношению к своим собственным звеньям экономики. В результате этого товарное производство из формального превращается в реальное. При регулятивном планировании между планом и рынком формируется действительное разделение труда, в рамках которого и план и рынок способны компенсировать ошибки друг друга.

Индикативное планирование также типично для смешанного хозяйства, но цели планирования меняются. Плановые нормативы содержат здесь лишь общие контуры государственного прогноза, но могут включать более четкие ориентиры в области государственных расходов и капиталовложений, поэтому главной задачей индикативных планов выступает координация использования государственных ресурсов без вмешательства в оперативные действия предпринимателей. Макроэкономические показатели рассчитываются для того, чтобы они ориентировали частный сектор на достижение возможного объема производства, установление уровня цен на продукцию, давали возможность учитывать объем спроса на продукцию. План выполняет здесь весьма скромную роль по отношению к рынку.

Стратегическое планирование. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. При этом правительство выбирает приоритеты развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно играть государство. При этом целью стратегического планирования можно считать обеспечение экономического потенциала страны, достаточного для устойчивого развития национальной экономики. В промышленно развитых странах стратегическое планирование проявляется в большом внимании к развитию образования, науки, наукоемких отраслей промышленности.

Формирование смешанной экономики и ее движение к рынку требуют учета и использования всех возможных типов планирования исходя из их рациональной целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В РБ сочетаются директивное и индикативное планирование, при этом, в последнее время наблюдается усиление директивного характера планирования.

Экономическое прогнозирование представляет собой систему научных исследований о возможных направлениях будущего развития экономики и ее отдельных сфер. В макроэкономическом планировании оно играет особую роль, ибо дает возможность вероятностного видения исследуемого объекта в будущем.

Научное прогнозирование выступает формой научного предвидения. Оно, как правило, предшествует разработке социально-экономических и научно-технических программ и планов.

Наши рекомендации