Формирование и развитие институтов рынка

В экономической тео­рии, представленной различными научными и идеологически­ми школами, встречается множество определений рынка, ры­ночной экономики. Вот некоторые из них.

Рынок – всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (пос­тавщиков) конкретного товара или услуги. С системной точки зрения, рынок – это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена на них.

Рыночная экономика – экономика, в которой только реше­ния самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. С систем­ных позиций – это совокупность всех образующих экономику рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними свя­зей; механизм, позволяющий складывающимся на этих рын­ках ценам распределять экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фир­мами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.

В основу структурирования и классифицирования рынка положим такие признаки и критерии, как экономические субъекты и объекты, отрасли и другие характеристики. Укрупненно данная классификация будет выглядеть следующим образом: по субъектам рынка - покупателей, продавцов, госзакупок, посредников; по объектам рынка - товаров и услуг, рабочей силы (труда), капитала, финансовый, информационный, жилья и т.д.; по отраслям - автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.д.; по характеру продаж – оптовый, розничный; по территории – мировой, региональный, национальный, местный.

Рынки характеризуются также по уровню насыщения (соответствия спросу и предложению), степени конкурентной зре­лости, монополизации, правовому статусу (легальный, нелегальный) и другим признакам и критериям.

Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства (труда, капитала, земли), денежный, валютный и фондовый рынки, совокупность товарных рынков.

Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (или рынок ресурсов).

Факторы производства представляют собой используемые в процессе производства материальные блага и услуги ресурсов экономики. Обычно их подразделяют на четыре группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Они непо­средственно воздействуют на производство и экономический рост. Их рассматривают также как факторы предложения. Иногда, в зависимости от цели анализа, в рассмотрение включают технологию, информацию и экологию.

В соответствии с четырьмя группами факторов производства различают и четыре основных вида доходов: земельную ренту, заработную плату, процент, предпринимательский доход (прибыль), которые называются платой за услуги этих факторов. В условиях рыночной экономики все факторы производства покупаются и продаются, и рынок этих факторов имеет дело с ценой каждого из них, или его доходом. Но поскольку речь идет об оплате услуг, предоставляемых фактором, а не факторе как таковом, то заработная плата рассматри­вается как плата за услуги рабочей силы, процент – плата за «услуги» капитала, рента – за «услуги» земли и прибыль – плата за предпринимательские услуги.

Рынок факторов производства как один из секторов рыночной экономики функционирует по законам спроса и предложения, но при этом нужно иметь в виду, что спрос на факторы – это не первичный (как на рынке конечных товаров и услуг), а вторичный спрос, поскольку предприниматель приобретает их не для удовлетворения личных потребностей, а для производства конечной продукции, приносящей прибыль.

Рынку предложения факторов производства также присущи специфические черты. Предложение факторов рассматривается, как правило, с двух сторон: со стороны общего предложения и со стороны их распределения между отраслями и предприятиями, что связано с мобильностью конкретного фактора.

Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяй­ствования является создание эффективно действующих рынков труда. Как фактор производства труд является самым значи­мым из всей совокупности факторов. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75 % ВНП.

Отношение двух агентов (сторон) в акте купли-продажи ра­бочей силы, нанимателя и наемного работника образует пер­вичный элемент рынка труда, который в реальной экономике «погружен» в многочисленные отношения социального, эконо­мического, политико-правового и другого характера.

Эффективно действующие рынки труда необходимы для то­го, чтобы облегчить переход работника на другое место работы, где его труд наиболее производителен. При этом главную роль играют: методы установления заработной платы, дающие сти­мул к производительной работе и мобильности рабочей силы и при этом сводящие к минимуму инфляционное деление; меры по обеспечению занятости, которые бы одновременно облегчали пе­ремещение трудовых ресурсов с целью большей продуктивности.

На микроуровне, на уровне фирм, ряд этих проблем ре­шается в правовом поле кадровыми службами предприятий, ор­ганизаций с помощью местных, территориальных органов за­нятости (бирж труда, юридических служб, информационно-рекламных агентств и др.). На макроуровне, на уровне эконо­мики страны в целом, весь комплекс проблем рынка труда ре­шается соответствующими государственными и общественны­ми структурами, союзами предпринимателей в рамках консти­туционных гарантий основных прав человека, в том числе пра­ва на труд, образование и так далее.

При формировании рынка труда в Республике Беларусь определяющим фактором в начале рыночных реформ яви­лось наследие длительного периода административно-команд­ных методов управления на основе всеобщего и обязательного вовлечения трудоспособного населения в общественное про­изводство, а также отсутствие безработицы как социального фе­номена и борьба с «тунеядством». Сложное положение в социально-трудовой сфере усугубля­лось общим кризисом экономики страны.

Совершенно новым явлением для переходной экономики стало появление безработицы. Некоторый уровень безработицы – неизбежное свойство свободного рынка, она составляет цену рыночной экономики. Очень высокий уровень безработицы ведет к экономическим по­терям, социальному напряжению из-за ухудшения личного благосостояния людей.

Причины безработицы различны. Ряд из них связан с объек­тивным процессом рационализации производства, внедрением новых трудосберегающих технологий, с переходом к рыночным отношениям и новыми конкурентными критериями оценки профессионализма работников. В числе причин безработицы – движение работающих по личным, субъективным мотивам (поиск лучших условий работы, стремление к самореализации и т.д.). В экономической литературе в этой связи различают фрикционную, структурную (технологическую), сезонную, цик­лическую формы безработицы.

Вся дея­тельность органов государственной службызанятости направ­лена на поддержание стабильной и управляемой ситуации на регистрируемом рынке и удержание безработицы в социально приемлемых пределах.

Государственная служба занятости обеспечивает в пол­ном объеме предоставление гражданам социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

С целью эффективного регулирования безработицы государ­ственная политика занятости осуществляется по следующим направлениям:

§ содействие предпринимательской деятельности безработных;

§ содействие трудоустройству граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

§ переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы;

§ регулирование безработицы, включая высвобождение ра­ботников, трудоустройство молодежи, содействие занятости женщин;

§ реструктуризация градообразующих предприятий.

Государственное регулирование занятости населения пред­ставляет собой совокупность методов и инструментов воздей­ствия государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы, направленных на повышение эф­фективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. Это целенаправленные меры воздействия государства на занятость населения путем развития эффективной системы рабочих мест и повышения ка­чества труда, и разработка комплекса мер по минимизации социально-экономических издержек действия рыночного механизма в сфере труда. Это повышение конкурен­тоспособности безработных граждан и их социальная защита.

В прогнозных документах долгосрочного характера (НСУР-2020, Концепции социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь до 2015 года и др.) предполагается более углуб­ленно решать следующие задачи:

§ на 2006–2010 гг. – содействие социально-профессио­нальной мобильности рабочей силы, повышение эффективнос­ти и качества труда;

§ после 2010 г. – достижение количественной и качествен­ной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

Основные усилия в эти периоды должны быть направлены: на формирование эффективной системы повышения конкурен­тоспособности кадрового потенциала на рынке труда; совер­шенствование структуры рабочих мест; содействие межотраслевому перераспределению рабочей силы; создание действен­ной системы поддержки малого бизнеса; развитие системы не­прерывного образования, переподготовки и повышения квали­фикации кадров; широкое внедрение альтернативных видов за­нятости и гибких режимов рабочего времени; формирование новой мотивации высококвалифицированного труда и роста его эффективности.

В экономической тео­рии рынок капитала – это органическая часть рынка факторов производства. И когда речь идет о капитале как факторе про­изводства, то имеют в виду реальный (физический) капитал, включающий созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, или средства производства, инве­стиционные товары, которые непосредственно не удовлетворя­ют потребности человека.

Когда речь идет о рынке капитала, то имеют в виду рынок финансового капитала, прежде всего кредитный рынок. Кредит является старейшей формой экономических отно­шений, приносящей доход в виде процентов по займам, торго­вым кредитам, депозитам и т.д. И ссудный капитал – это де­нежный капитал, предоставляемый в ссуду на условиях воз­вратности за плату в виде процента. Движение финансовых потоков между кредиторами и заем­щиками, собственниками и их фирмами образует движение ка­питала.

Потоки капитала, в том числе международные, подразделя­ют на ряд форм. По функциональному предназна­чению различают движения ссудного капитала (в виде кредита) и предпринимательского капитала (в виде инвестиций); по при­надлежности выделяют частный и государственный капитал, по целевому назначению – частные и государственные, пря­мые и портфельные инвестиции; по срокам движения – крат­ко-, средне- и долгосрочный капитал.

Краткосрочный капитал – капитал, мобилизованный на краткосрочный период с целью покрытия дополнительного спроса на денежные средства. Соответственно, рынок кратко­срочного ссудного капитала, или денежный рынок, – это ры­нок сделок по краткосрочным ценным бумагам с низким уров­нем риска (коммерческим векселям, банковским акцептам, пе­реуступаемым депозитным сертификатам). Это рынок для бир­жевых дилеров, которые покупают и продают надежные крат­косрочные ценные бумаги.

Денежный рынок включает все финансовые организации, которые занимаются покупкой, продажей и передачей кратко­срочных (до 1 года) кредитных обязательств и векселей, а так­же международный дилерский рынок краткосрочных финансо­вых обязательств, выпускаемых государством, фирмами и фи­нансовыми организациями.

Основными ценными бумагами денежного рынка являются казначейские векселя, коммерческие бумаги, банковские ак­цепты и свободно обращающиеся депозитные сертификаты. Денежный рынок обычно включает несколько сегментов, наиболее важным из которых сегодня является так называе­мый межбанковский рынок, или рынок межбанковских депо­зитов.

Доминирующее положение в системе финансовых рынков занимает ранок капитала. Рынок капитала функционально подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала.

Рынок ссудного капитала – это рынок среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) ссуд, опосреду­ющий соединение предложения средне- и долгосрочных денеж­ных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для целей финансирования (инвестиций). Часто его называют рынком капитала. Он охватывает рынок банковских ссуд и рынок долгосрочных ценных бумаг (облигаций, векселей и т.д.).

Рынок ценных бумаг – часть рынка ссудных капиталов, где осуществляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них. Ценные бумаги – платежные документы (чеки, векселя, ак­кредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в национальной и иностранной валютах. Ценная бумага высту­пает как документ, определяющий долю собственности в ком­пании-эмитенте и кредиторские взаимоотношения с эмитентом в лице компаний, муниципалитета или государства, а также указывающий другие права собственности.

Капитал может выступать в денежной, производственной и товарной формах. Именно рынок ценных бумаг (фондовый рынок) позволяет ускорить его переход от денежной к производственной форме. Рынок выполняет две функции. Первая – в обеспечении гибкого межотраслевого перераспределения капиталов и мобилизации денег населения, с тем, чтобы направить их на развитие отраслей, где может быть обеспечена более высокая экономическая эффективность в выпуске конкурентоспособной продукции и в оказании услуг. Вторая – мобилизации временно свободных денежных средств для удовлетворения нужд государства и других организаций.

Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой, срочный и спотовый.

Первичный рынок обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг, вторичный – предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг.

На биржевом рынке порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется фондовыми биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биржи (не прошедших листинг). Он занимает значительную часть фондового рынка.

На спотовом рынке обмен активов на денежные средства осуществляется непосредственно во время сделки. На срочном – осуществляется торговля срочными контрактами, предусматривающих поставку базисных активов в будущем.

Важнейшая проблема на современном этапе развития рынка капиталов – отставание его объема и динамики от динамики роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор экономики. Для создания условий экономи­ческого роста рыночные инструменты должны не столько об­служивать преимущественно спекулятивные сделки, сколько обеспечивать трансформацию сбережений в инвестиции, осу­ществляя при этом свою основную макроэкономическую функ­цию. Это позволит создать в Беларуси эффективную инвести­ционно-инновационную модель развития.

Валютный рынок – это система экономических и организа­ционных отношений, возникающих между домашними хозяй­ствами, фирмами, коммерческими банками и другими финан­совыми учреждениями, по операциям купли-продажи иностран­ных валют и платежных документов в иностранных валютах; рынок, посредством которого реализуются краткосрочные кре­дитные операции с валютой; официальный или неофициаль­ный центр, где осуществляются операции по купле-продаже иностранных валют; валютная биржа.

Валюта – национальная денежная единица, участвующая в международных торговых и финансовых операциях, между­народных расчетах. Валюта обслуживает внешнюю торговлю товарами и услугами, международное движение капитала, пе­ревод прибылей из одной страны в другую, внешние займы и субсидии, международный туризм, государственные и част­ные денежные переводы и др. Важной характеристикой валюты является ее кон­вертируемость.

Валютный курс (обменный курс) – цена одной валюты, вы­раженная в единицах другой валюты. Различают фиксирован­ный валютный курс и плавающий валютный курс.

Основные участники валютного рынка – это коммерческие банки, которые не только диверсифицируют свои портфели за счет иностранных активов, но и осуществляют валютные сделки от лица фирм, выходящих на внешние рынки в качестве экспор­теров и импортеров.

Основные сегменты валютного рынка – биржевые торги (на валютных биржах), внебиржевой (межбанковский) рынок, ры­нок наличных валют, международные финансовые центры.

Валютный рынок прежде всего обеспечивает валютно-кредитное и расчетное обслуживание экспортно-импортных опера­ций, а также валютных операций, связанных с инвестированием капитала за пределы национальной экономики. В самом общем виде валютные операции – это сделки по купле-продаже иностранной валюты.

Главным структурным компонентом валютного рынка яв­ляются банки, располагающие суммами требований и обяза­тельств по каждой валюте.

По мере расширения валютных операций при общей неус­тойчивости валютно-кредитного обращения актуальной стано­вилась потребность в страховании рисков, связанных с курсовы­ми колебаниями. Система мер по уменьшению валютных потерь называется хеджированием (от англ. hedging — ограждение).

Республика Беларусь приступила к формированию валют­ного рынка в 1992 г. Оно осуществлялось не с чистого листа, а в недрах плановой экономики, командно-административной сис­темы, которые предстояло демонтировать.

Впервые Национальный банк ввел понятия внутреннего ва­лютного рынка и валютных аукционов и определил порядок их функционирования в «Положении о временном порядке прове­дения валютных операций на территории Республики Бела­русь» (1992 г.). Операции по купле-продаже иностранной валюты осущест­вляют прежде всего валютные биржи.

В экономической системе государства фондовый рынок яв­ляется одним из базовых рыночных институтов и частью рынка капиталов, где осуществляется эмиссия и купля-продажа цен­ных бумаг. Основное назначение фондового рынка состоит в обеспечении аккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли эконо­мики. Кроме того, фондовый рынок, или рынок ценных бумаг, решает такие задачи, как обслуживание государственного дол­га, перераспределение прав собственности, спекулятивные операции.

Функционирование фондового рынка (первичного и вторич­ного) обеспечивают профессиональные участники: операторы (брокеры, дилеры); организаторы работы бирж (торговых пло­щадок); клиринговые организации, банки и депозитарии; реестродержатели.

Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны:

§ инвестиционная, т.е. образование и распределение инвес­тиционных ресурсов, необходимых для развития производства и технического прогресса;

§ передела собственности путем использования пакетов цен­ных бумаг, прежде всего акций.

Посредством фондового рынка обеспечивается пе­релив капитала между отраслями и регионами, что позволяет проводить своевременные структурные преобразования в эко­номике, повышать ее адаптационную способность к новым ус­ловиям глобализации.

В настоящее время финансовые активы Республики Бела­русь включают различные ценные бумаги, которые могут быть объектами инвестиционной деятельности.

Ценные бумаги (акции и облигации) – денежные докумен­ты, удостоверяющие выраженные в них и реализуемые посред­ством предъявления или передачи имущественные права или отношения займа владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту.

Акция (простая) – ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собственности акционерного общества, да­ющая право ее владельцу на получение части прибыли общест­ва в виде дивиденда и на участие в управлении обществом.

Акция (привилегированная) – ценная бумага, дающая их владельцу право на получение дивиденда в качестве фиксиро­ванного процента, на долю собственности при ликвидации об­щества, но не дающая права голоса в управлении обществом.

Облигация – ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Фондовая биржа – это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участни­кам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.

Профессиональная деятельность по ценным бумагам – проведение операций с финансовыми активами, признанными ценными бумагами или их производными, третьих лиц в соот­ветствии с законодательством Республики Беларусь, а также осуществление работ и услуг, связанных с такими операциями, с целью получения дохода (за исключением дохода в виде про­цента или дивиденда).

Известные мировой практике ценные бумаги условно делят­ся на три большие группы: основные, производные и прочие ценные бумаги. К основным ценным бумагам относятся акции и облигации, к производным – фьючерсы, опционы, права ор­дера, варранты и др. К прочим ценным бумагам относятся век­селя, депозитные сертификаты банка, чеки, ценные бумаги, от­носящиеся к недвижимости, и некоторые другие.

Существуют долевые и долговые ценные бумаги. К первым относятся акции, ко вторым – облигации, векселя, депозитные сертификаты банка и др. По срочности выделяют краткосрочные (выпущенные на срок до 1 года), среднесрочные (от 1 до 3 лет), долгосрочные (свыше 3 лет) и бессрочные (без срока погашения) ценные бумаги. Различают также государ­ственные и частные (корпоративные) ценные бумаги.

В настоящее время в Беларуси фондовый рынок включает та­кие сегменты: рынок государственных ценных бумаг (прави­тельства и местных органов управления); рынок корпоративных ценных бумаг (ценных бумаг субъектов хозяйствования); рынок ценных бумаг, выпущенных банками республики; рынок цен­ных бумаг нерезидентов, приобретенных банками страны.

Развитие товарно-денежных отношений в рамках современ­ных рыночных институтов глубоко затрагивает и сферу обра­щения, поскольку торговля, процессы купли-продажи состав­ляют существо рынка, рыночного механизма.

Кругооборот товаров реализуется в сфере купли-продажи товаров и услуг, которую образуют товарные рынки. Их основ­ными структурными элементами являются рынки потреби­тельских товаров, услуг и продукции производственно-техни­ческого назначения.

Основными целями развития товарных рынков являются:

§ удовлетворение потребностей населения и народного хо­зяйства в товарах народного потребления и продукции про­изводственно-технического назначения;

§ создание условий для реализации товаров и обеспечения вы­сокой эффективности производства собственным производителям;

§ обеспечение положительного внешнеторгового баланса.

Инфраструктура рынка товаров народного потребления пред­ставлена прежде всего сетью различных торговых предприя­тий, а также товарных бирж, ярмарок, выставок, аукционов, торговых представительств, дилерских и дистрибьюторских ор­ганизаций, оптово-посреднических фирм, сервисных служб.

По характеру выполняемых в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида:

§ производственные, или технологические;

§ коммерческие (или чисто торговые).

Технологические процессы связаны с движением товара как потребительной стоимости и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирования, хране­ния, упаковки, фасовки, подсортировки и т.д.).

Коммерческие процессы – это процессы, связанные со сме­ной форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров.

Промежуточное положение между этими двумя видами про­цессов, выполняемых в торговле, занимают так называемые дополнительные торговые услуги, оказываемые покупателям при продаже товаров (доставки товаров на дом, установки купленных технически сложных товаров на дому у покупателей, приема заказов у покупателей и др.).

Основой коммерческой деятельности в торговле является за­купочная работа. По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепро­дажи закупленных товаров. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в ры­ночных условиях все больше базируется на принципах совре­менного маркетинга.

В обобщенном виде всех поставщиков товара можно подраз­делить на две категории: поставщиков-изготовителей и пос­тавщиков-посредников, закупающих продукцию у ее произво­дителей и реализующих ее оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным про­давцам и т.д.).

Поставщиками-посредниками могут быть оптовые пред­приятия различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу системы оптовой структуры на потреби­тельском рынке, оптовые посредники (дистрибьюторы, пред­приятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также орга­низаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, то­варные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.).

Оптовые посредники в условиях рыночной экономики при­обретают самостоятельное значение в сфере закупочной (опто­вой) деятельности.

Дистрибьютор – фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм – произво­дителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.

Брокерская фирма – предприятие, оказывающее посредни­ческие услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, белорусским и зарубежным граж­данам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (фи­зическое лицо) – торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бирже – дей­ствует по поручению и за счет клиентов, получая от них вознаг­раждение.

Дилер – юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между по­купной и продажной ценами товара, валют и ценных бумаг.

Важным посредническим элементом в закупочной деятель­ности являются организаторы оптового товарооборота – товар­ные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и дру­гие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализацион­ной деятельности клиентов. Все большее распространение в Беларуси получают и аукци­онные торги.

Розничные торговые предприятия реализуют товары непос­редственно населению, т.е. физическим лицам, применяя свои специфические способы и методы розничной продажи. Роз­ничная торговая сеть в отличие от оптовой характеризуется большой территориальной раздробленностью, измельченностью, и ее деятельность можно отнести преимущественно к сфе­ре малого бизнеса.

Важным элементом инфраструктуры товарных рынков яв­ляется сеть торговых предприятий.

Главной целью развития инфраструктуры товарных рынков является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающих эффективное товародви­жение, непрерывность процесса воспроизводства продукции, взаимосвязи между структурными элементами рынков. Дости­жение указанной цели предусматривалось реализовать в два этапа.

На первом этапе (1999–2000 гг.) осуществлялись меры по созданию правовых и организационных условий функциониро­вания товарных рынков, эффективному использованию торго­вых и складских площадей, развитию материально-технической базы рыночной инфраструктуры.

На втором этапе (2001–2005 гг.) принимались меры по обеспечению торговыми площадями и складскими поме­щениями в соответствии с рациональными нормами, по созданию материально-технических условий для эффективного функционирования товарных рынков, осуществление основ­ных инвестиционных проектов.

Одним из приоритетных направлений развития товарных рынков является рост объемов реализации новых видов услуг, которые образуют инфраструктуру рыночного хозяйства (мар­кетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, информационные, консалтинговые). Важным направлением развития товаропроводящей сети является создание системы электронной торговли.

Таким образом, в республике ведется целенаправленная ра­бота по развитию институтов товарных рынков, рыночной ин­фраструктуры, созданию маркетинговых и коммерческих служб торговых, производственных предприятий и организаций раз­ных форм собственности, предприятий сервисного обслужива­ния, товарных бирж, торговых домов и других коммерческих структур как во внутриэкономической, так и внешнеэкономи­ческой сферах деятельности.

Наши рекомендации