Издержки иституциональной трансформации. Институциональные ловушки и дисфункция институтов

Помимо существования трансакционных издержек в результате несовершенства рыночного обмена («трение» в рыночном механизме), известны их специфические модификации, характерные для экономик переходного периода в период институциональных преобразований – издержки институциональной трансформации (институциональные ловушки). Суть институциональных ловушек заключается в следующем: при осуществлении изменения какого-то института вне связи с трансформацией правил и норм по другим институтам создаётся тупиковая ситуация для решения поставленных задач.

Ключевым научным исследованием этой проблемы институциональной трансформации является работа В. Полтеровича «Институциональные ловушки и экономические реформы» М., ЦЭМИ РАН, 1998 и последующие его публикации, в которых формируется понятийный аппарат для объяснения того, почему в процессе реформ, направленных на повышение эффективности экономической системы, появляются устойчивые неэффективные институты, или нормы поведение.

Нацеленные на лучшие либеральные цели реформы 1990 – х годов в России дали настолько противоречивые результаты, что это превратило теоретический парадокс в реальную проблему не только экономического, но и социально – политического характера.

Отмена народно – хозяйственного планирования и централизованного материально – технического снабжения и сбыта привела не к увеличению производства, а к его глубокому пятнадцатилетнему спаду. Уничтожение системы тотального контроля над населением обусловило не становление свободного гражданского общества, а рост преступного и девиантного (отклоняющегося от общепринятых норм – наркомания, пьянство, педофилы) поведения. Отказ от монополии государства на внешнюю торговлю и валютный контроль, на производство вино – водочной продукции привел к стихийному вывозу капитала из страны, неконтролируемым экспортно – импортным потокам товаров (качественное сырье, лес в обмен на дешевый и некачественный ширпотреб), подпольному и «левому» производству относительно дешевого алкоголя, «паленой водки» и т. п.

В широкомасштабных реформах издержки институциональной трансформации несут как государственный бюджет, так и отдельные фирмы и домохозяйства. Есть еще одно различие между издержками институциональной трансформации и трансакционными издержками: первые относятся к категории единовременных (капитальных), осуществляемых периодически, в моменты смены взаимодействия фирмы с внешним миром, а трансакционные издержки являются перманентными, относятся к текущим непроизводственным затратам.

Трансформационные издержки объясняются прежде всего несогласованностью между разными макроэкономическими регуляторами, сохраняющейся инерцией старых институтов. В частности, трансформационный спад, характерный для экономик бывшего СССР и стран Восточной Европы (только две страны из 25 – Польша и Словения – к 1998 году, т.е. через 8 – 10 лет рыночных реформ достигли дореформенного уровня ВВП) связывается с четырьмя причинами:

1. Отвлечение ресурсов из традиционных сфер инвестирования на создание новых институтов;

2. Слишком велики были издержки дезорганизации и затянутость переходного периода по времени;

3. Издержки перераспределения переходной ренты оказалисьслишком большими;

4. Отсутствие сопоставления соответствующих затрат и ожидаемых выгод.

Известно несколько классификаций инвестиционных ловушек, представленных в работах В. Радаева,А. Аузана и др. Например, В. Лесных дает следующий классификатор рангов и видов ловушек:

Табл. 3. 3. Классификатор институциональных ловушек

Ранг ловушки Виды ловушек
Системный Ловушка адаптационной экономики. Теневая (внелегальная) экономика. Коррупция, взяточничество. Вымогательство.
Структурный Административные барьеры. Ловушка занижения оценки приватизационных активов. Ресурсно – институциональная ловушка. Ловушка деградации институтов государственного управления. Постприватизационная ловушка. Ловушка консервативных форм регулирования социально – трудовых отношений. Ловушка модели социального контакта при организации производства образовательных услуг.
Финансовый Бартер. Неплатежи. Уклонение от налогов. Ловушка процентных ставок. Валютная ловушка. Ловушка низкой оплаты труда. Ловушка низкой нормы накопления. Стагнационная ловушка. Ловушка неэффективного роста банковского сектора.

__Источник: В. В. Лесных. Оценка трансакционных издержек процесса институциональной трансформации Российской экономики. // №3, 2005, с.93 – 94.

Можно построить следующую матрицу, в которой показаны факторы, вызывающие институциональные ловушки в переходной Российской экономике и уровни их проявления.

Табл. 3. 4. Матрица исследования институциональных ловушек в России.

Ранг ловуш-ки Факторы Уровни
Фунда- менталь- ные Организа- ционные   Социаль- но-этичес кий Микроэкономи- ка Макроэкономика   Экономи- ческая по- литика
Сис-тем-ный «Шоко- вая тера пия» Слабость государства. Плохая законода- тельная база, отсутствие понятной идеологии Стремле- ние правя щей эли- ты, бюро- кратии к получе- нию до- полните-льных доходов Непроз- рачная экономи ка с де-форми-рован- ной стру- ктурой Неравные условия конкуренции, моно полиза ция. Нера венство в распреде- лении Государствен- но-корпорати- вный (олигар- хический) ка- питализм.
Струк-тур- ный Отсутст- вие систе мы при- нужде- ния к ис- полне- нию зако- нов в условиях госу-дарст-венно –патер- налис-тичес-когосоциаль- ного кон- тракта Отсутст-вие социа льно– ори- ентирова-нной ры-ночной экономики Получе- ние хозяй ственны- ми аген- тами и бю рокра- тией кон- курент- ных пре- имуществ Недоста точ- ность ре сурсов и рыно- чные ба- рьеры Недоста- точная эффективность формаль- ных ры- чагов обе- спечения выполне- ния конт- рактов. Либерали-зация экономики
Финансовый Неэффективная Фискаль- ная и Монетар-ная поли-тика Слабая законода- тельная база реформ. Присутст-вие убы- точных социаль- но- и по- литичес- ки значи- мых отра- слей Отсутствие обо- ротных средств из-за инфор-мацион-ного шока и недо- статоч- ной лик- виднос- ти бан- ков. Проведе- ние моне- тарной политики в отрыве от других макроэко-номичес- ких регу- ляторов   «Монета-ризм по- русски»

Составлено по В. В. Лесных. Указ.соч. с 95.

Приведенная матрица показывает, что макроэкономические воздействия могут привести к существенным изменениям институциональной структуры, а успех реформ во многом зависит от начального (дореформенного) состояния экономической системы.

Среди многих институциональных ловушек интерес вызывает институциональная ловушка неэффективного собственника и менеджмента Российского оборонно – промышленного комплекса (ОПК). Эта проблема особенно актуальна – ведь до 2020 года в этот комплекс поступит более 20 трлн. рублей государственных инвестиций, а занято в нем 2 млн. человек. Вступление страны в ВТО обостряет проблему конкурентоспособности продукции ОПК.

Оценка величины трансакционных издержек для ОПК в процессе институциональной трансформации Российской экономики должна учитывать эффект инвестиционных ловушек (бартер, административные барьеры, коррупция), а также соблюдение секретности, охраны режимных объектов. Попытку оценки трансакционных издержек ОПК сделал В. Лесных в следующей таблице:

Табл. 3. 5. Оценка величины трансакционных издержек ОПК в процессе институциональной трансформации в России (в % к производственным затратам фирм)

Дополнительные трансакционные издержки   Превышение совокупных издержек
Стационарная экономика
Издержки коррупции +10
Издержки бартерныхрасчетов +30
Издержки административных барьеров +3
Издержки теневой части рабочего времени +12
Издержки «федеральных взаимозачетов» +30
Итого

________________

Источник В. Лесных. Указ .соч. с. 96

Следовательно, величина трансакционных издержек для фирм Российского ОПК составляет порядка 100% от величины производственных издержек. Это означает, что фирмы работали в режиме «проедания» ранее накопленных активов и требовали излишних инвестиций для поддержания имеющегося потенциала.

Минимизация трансакционных издержек ОПК может быть рассмотрена в следующей таблице.

Табл. 3. 6. Минимизация трансакционных издержек в ОПК

Специфические трансакционные из- держки в ОПК     Факторы снижениия трансакционных издержек
Конверсия Торговля вооружением (В), военной техникой (ВТ) Двойные технологии (двойного назначения)
Перераспределение необходимых для оп латы военных расхо- дов средств через госбюджет Гражданская продукция не фи- нансируется из госбюджета Часть В и ВТ для торговли за рубе- жом не финансиру- ется из госбюджета Продукция двойных техно- логий не финан сируется из гос- бюджета
Обеспечение гостай- ны и охраны режимных объектов Гражданская продукции не требует режима секретности Часть В и ВТ для торговли за рубе- жом имеет мягкий режим секретности Продукция двой ных технологий не требует специ ального режима секретности
Обеспечение и под- держание мобилиза- ционных мощностей Гражданская про дукция сокраща- ет мобилизацион ные мощности Разделение В и ВТ на использование вне и внутри стра- ны сокращает мо-билизационные мощности Разделение граж- данской и воен- ной продукции сокращает моби- лизационные мощности
Инвестиционная ло- вушка неэффектив- ного_менеджмента     Гражданская продукция ОПК требует повыше- ния конкуренто- способности и ка -чества менедж- мента Часть В и ВТ для торговли за рубе жом требует повы- шения конкуренто- способности и качества менедж мента Продукция двой- ного назначения требует большей конкурентоспо- собности и роста качества менед- жмента

Доминирование в сфере ОПК государственной собственности приводит к тому, что многие предприятия этого сектора попадают в институциональную ловушку неэффективного собственника и неэффективного менеджмента.

По отношению к оборонному сектору государство выдвигает только одно требование – выполнение государственного оборонного заказа (это особенно ярко прозвучало в конце 2011 года, когда такой заказ по ряду ключевых позиций был не выполнен). При этом фактически не ставятся (или отодвигаются на второй план) вопросы повышения эффективности производства и оптимизации экономических показателей. В таких условиях руководство предприятий ОПК все свои усилия направляет на обеспечение выполнения номенклатуры, объемов и сроков гособоронзаказа, а вопросы эффективности, управления затратами мало кого волнуют. Соответственно, менеджмент предприятий представляют, в основном, руководители старшего возраста, которым чужд рыночный тип мышления.

Опыт последних 20 лет показал, что предприятия ОПК хуже адаптируются к рыночной среде и значительно проигрывают в эффективности другим отраслям. Однако, несмотря на такое неэффективное состояние ситуация является очень устойчивой – налицоинституциональная ловушка. Но в перспективе модернизации всей в ближайшей и долговременной перспективетакая ситуация является нетерпимойи просто разорительной для страны.

Очень близко к концепции институциональной ловушки концепция дисфункциональности институтов,которую разрабатывает российский экономист О. Сухарев. Под дисфункцией он понимает «нарушение, расстройство функций какого – либо органа, системы, экономического института,преимущественно качественного характера – по аналогии с дисфункцией организма в биологии».[9]

Дисфункция характерна сложным системам, взаимодействию нескольких институтов. это общее явление, результат синергизмалюбой управляемой системы, функциональной конкурентности систем, а также снижения потребности в каких – то функциях или сокращений управленческих усилий на поддержание в должном состоянии.

«Если агенты, создавая систему, снабжают ее изначально 11 функциями, а с течением времени работы системы выясняется, что она выполняет всего 7, да и то не в полном объеме, т.е. с низким потенциалом качества, тогда говорят о проблеме дисфункциональности данной хозяйственной системы, института»[10].

Дисфункциональные состояния институтов: 1) их атрофия и перерождение института; 2) активация альтернативных институтов и отторжение некоторых; 3) институциональный конфликт; 4) «парадокс» передачи функций другому институту.

Рост изобилия, организационное совершенствование и усложнение экономической системы явно снижают потребность в некоторых управленческих воздействиях на систему. Это, например, относится к различным механизмам контроля. Существует множество примеров потери этой функции и вытекающей дисфункциональности хозяйственной (или сложной технической) системы: от «Титаника» до Чернобыля и Фукусимы, краха банка «Берингс» из-за операций его сингапурского дилера в 1994 году, банкротства «Леман Бразерс», с которого начался современный мировой финансовый кризис.

Итак, с одной стороны, развивается идея об инвестиционных ловушкахпри «трансплантациях» экономических институтов в другую институциональную среду (В. Полтерович) и идея дифункциональности института, согласно которой существование неэффективных норм, институтов является «закономерным результатом хозяйственной динамики, при которой происходит снижение качественного состояния и фиксация его во времени»[11]. Теневая экономика, инвестиционный кризис, неплатежи, бартер, согласно первой идее, являются примером институциональных ловушек, а согласно второй – они являются результатом дисфункциональности некоторых важнейших экономических институтов, т.е. представляют собой экономическое явление, а не иституциональную ловушку

Наши рекомендации