Система автоматического регулирования скорости электродвигателя

Разомкнутая система управления. Схема питания якоря электродвигателя постоянного тока с независимым возбуждением от УВ (система УВ – ДПТ) показана на рис. 2.2, а, где Rз.с – потенциометр, Uп – постоянное напряжение на входе Rз.с, Uз.с – напряжение задания угловой скорости, Uу – входной сигнал управления УВ, Uу.в – напряжение на выходе УВ, Еу.в – электродвижущая сила УВ, Iя – ток якоря электродвигателя, система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru – угловая скорость электродвигателя, Мс – момент сопротивления на валу электродвигателя.

Рассмотрим установившийся режим работы, когда скорость электродвигателя не изменяется во времени.

ЭДС УВ Еу.в пропорциональна входному сигналу Uз.с, являющемуся выходным сигналом потенциометра Rз.с:

Еу.в = kу.в Uз.с ,

где kу.в – коэффициент усиления УВ.

Уравнение механической характеристики ДПТ НВ при питании от УВ:

система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru , (2.1)

где система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru – угловая скорость электродвигателя; kдв – коэффициент передачи ДПТ НВ по Еу.в; Мс – момент сопротивления электродвигателя; kм – коэффициент передачи ДПТ НВ по Мс; система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru – угловая скорость идеального холостого хода двигателя в разомкнутой системе; система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru – отклонение угловой скорости двигателя относительно угловой скорости идеального холостого хода в разомкнутой системе.

Из выражения (2.1) видно, что при изменении Еу.в пропорционально изменяется угловая скорость идеального холостого хода система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru . Так как ЭДС УВ Еу.в пропорциональна входному сигналу Uз.с, то, изменяя напряжение задания скорости Uз.с, можно плавно регулировать угловую скорость электродвигателя. Заданное значение угловой скорости в этом случае устанавливается перемещением движка потенциометра Rз.с.

В рассматриваемой системе объектом управления ОУ является ДПТ НВ, регулируемой величиной xр – угловая скорость электродвигателя система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru , управляющим воздействием u, поступающим на вход объекта управления, – ЭДС УВ Еу.в, возмущающим воздействием f – момент сопротивления Мс на валу электродвигателя, задающим воздействием g – напряжение задания скорости Uз.с. Потенциометр Rз.с является задающим устройством ЗУ. Управляемый выпрямитель УВ выполняет одновременно функции усилительно-преобразовательного устройства УПУ и исполнительного устройства ИсУ.

На рис. 2.2, б приведена функциональная схема разомкнутой системы УВ – ДПТ с указанием входных и выходных величин.

система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru

Рис. 2.2. Разомкнутая система управления УВ – ДПТ

При регулировании угловой скорости механические характеристики разомкнутой системы УВ – ДПТ 1 – 3 (рис. 2.2, в), оставаясь линейными и параллельными, имеют значительный наклон. Очевидно, рост возмущающего воздействия – сопротивления Мс на валу электродвигателя – будет приводить к значительному уменьшению угловой скорости по сравнению с заданной скоростью идеального холостого хода. Следствием этого является снижение производительности, уменьшение диапазона и точности регулирования угловой скорости.

Замкнутая система управления. Поставим цель управления – поддержание с достаточной точностью постоянного значения скорости электродвигателя независимо от момента сопротивления.

Установим на валу электродвигателя измерительное устройство – тахогенератор ТГ (рис. 2.3, а). Последний представляет собой специальный электрический генератор постоянного тока небольшой мощности с возбуждением от постоянных магнитов. Так как ротор тахогенератора приводится во вращение от вала электродвигателя М, то выходное напряжение тахогенератора Uтг пропорционально угловой скорости электродвигателя:

система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru ,

где kтг – коэффициент передачи тахогенератора.

Напряжение обратной связи по угловой скорости

система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru , (2.2)

где kд.н – коэффициент передачи делителя напряжения Rд; kо.с= kд.нkтг – коэффициент обратной связи по скорости.

В случае отрицательной обратной связи по регулируемой величине – угловой скорости электродвигателя – управляющее устройство должно иметь элемент сравнения ЭС, который вычитает из сигнала задания скорости Uз.с сигнал обратной связи по скорости Uо.с (рис. 2.3, а). Выходным сигналом ЭС является разность сигналов система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru :

система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru . (2.3)

В качестве элемента сравнения в схеме используется операционный усилитель У, включённый по схеме сумматора. В этом случае на инвертирующий вход усилителя необходимо включить два резистора R1 и R2. На резистор R1 подаём напряжение задания скорости Uз.с, а на резистор R2 – напряжение обратной связи Uо.с со знаком противоположным знаку Uз.с (рис. 2.3, а).

система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru

Примем, что входные сопротивления усилителя R1=R2=Rвх. В этом случае выходное напряжение усилителя У

система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru , (2.4)

где система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru – коэффициент усиления усилителя.

Наряду с выполнением функции вычитания усилитель У усиливает малый по величине сигнал система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru .

ЭДС УВ равна

система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru . (2.5)

Пусть момент сопротивления Мс на валу электродвигателя равен нулю, установившаяся угловая скорость равна система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru , двигатель работает на механической характеристике 1 .

При возрастании нагрузки на валу электродвигателя до значения Мс в разомкнутой системе угловая скорость упала бы до значения система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru . Однако в системе с отрицательной обратной связью по скорости ее уменьшение в соответствии с выражениями (2.4) и (2.5) приведет к росту сигнала на входе усилителя У и увеличению ЭДС УВ. С увеличением ЭДС УВ скорость электродвигателя также увеличится. Новый установившийся режим будет достигнут на характеристике 2 при скорости система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru .

Таким образом, отрицательная обратная связь по скорости позволяет осуществлять автоматическое регулирование ЭДС УВ, за счет чего отклонение скорости от заданного значения получается значительно меньше, чем в разомкнутой системе. В разомкнутой системе при изменении момента сопротивления ЭДС УВ постоянна, в результате чего отклонение скорости от заданного значения оказывается больше.

Сравним между собой отклонения скорости от заданного значения в разомкнутой и замкнутой системах.

Подставим выражение для ЭДС УВ (2.5) в уравнение (2.1). После преобразований получим уравнение механической характеристики электропривода с отрицательной обратной связью по угловой скорости

система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru , (2.6)

где система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru – общий коэффициент усиления разомкнутой системы; система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru – угловая скорость идеального холостого хода в замкнутой системе регулирования;

система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru – отклонение скорости электродвигателя относительно скорости идеального холостого хода в замкнутой системе.

Пусть скорость идеального холостого хода в разомкнутой системе система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru равна скорости идеального холостого хода в замкнутой системе система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru .

Так как

система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru ; система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru ,

то, сравнивая данные выражения, получаем

система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru . (2.7)

Так как система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru , то всегда система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru . Следовательно, введение отрицательной обратной связи по регулируемой величине – угловой скорости электродвигателя – приводит к уменьшению отклонения скорости от заданного значения по сравнению с разомкнутой системой при изменении внешнего воздействия – момента сопротивления на валу электродвигателя.

Механическая характеристика замкнутой системы представляет собой прямую 3 (см. рис. 2.3, б), наклон которой значительно меньше, чем наклон характеристик 1 и 2 разомкнутой системы.

Отклонение система автоматического регулирования скорости электродвигателя - student2.ru представляет собой ошибку регулирования в замкнутой системе при действии возмущающего воздействия Мс в установившемся режиме работы.

На рис. 2.3, в приведена функциональная схема замкнутой системы УВ – Д. По сравнению с функциональной схемой разомкнутой системы УВ – Д здесь добавлено три новых блока: усилитель У, измерительное устройство ИзУ, в состав которого входят тахогенератор ТГ и делитель напряжения Rд, а также элемент сравнения ЭС, функции которого выполняет усилитель У, на вход которого подается разность напряжений Uз.с и Uо.с.

Наши рекомендации