Экономическое пространство

Деление территории на регионы принято называть районированием

Общее экономическое районирование не механическое деление территории, а построенное на основе научной методологии и содействующее совершенствованию территориального разделения труда и эффективности национального рынка

Проблемное экономическое районирование. Выделяют :

√ проблемные регионы ( отсталые, депрессивные, кризисные);

√ приграничные;

√ зона Севера.

К регионам проблемного типа относятся части территории страны, на которых осуществляются федеральные целевые программы.

Трансгосударственные и межгосударственные регионы

Интернационализация и глобализация экономики приводят к определенной унификации национальных систем административно-территориального и экономического районирования, формированию транснациональных (или трансгосударственных) регионов. Этот процесс наибольшее развитие получил в рамках Европейского союза (ЕС).

Статистическое бюро ЕС (Евростат) применяет многоуровневое тер­риториальное деление. Территориальная единица называется НАТС (NUTS — Nomenclature of Territorial Units for Statistics). Регионы первого ранга — (HATC-1) — это субъекты федерации, автономные образования, крупные регионы (всего 77 регионов в 15 странах). Регионы второго ранга (НАТС-2) — провинции, департаменты, правительственные округа (всего 206). Регионы третьего ранга (НАТС-3) — графства, префектуры и т.п. (всего 1031). Кроме того, в Европе образовываются так называемые еврорегионы, включающие территории сопредельных государств. Например, еврорегион "Сарлотлюкс" включает Саар (ФРГ), Лотарингию (Франция) и государство Люксембург; в еврорегион "Нейсе" входят ряд восточных земель ФРГ, западные воеводства Польши и западные округа Чехии (все они расположены вдоль реки Нейсе). Еврорегионы имеют свои органы управления и права, частично выходящие за рамки юриспруденции государств, особенно в ЕС.

Приграничные регионы России также вовлекаются в процесс форми­рования транснациональных регионов на основе взаимной заинтересован­ности. Этот феномен более четко наблюдается на границах с Финляндией (в рамках программы ЕС INTERREG), Белоруссией, Украиной, Казахстаном, где трансграничные регионы объединены в ассоциации сотрудничества.

Понятие "регион" применяется также к международным сообществам — регионам мира. Некоторые из них имеют наднациональные институты коор­динации и (или) управления — например, регион ЕС, регион СНГ, Северо-Американская ассоциация свободной торговли. Другие крупные региональные сообщества, прежде всего Азиатско-Тихоокеанский регион, только формируют межгосударственные институты. Так, в 1989г. создан межправительственный форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС). В настоящее время АТЭС объединяет 21 страну; в 1998 г. в него принята Россия.

Развитие регионов мира как интегрирующихся экономик на основе либерализации национальных рынков товаров, труда, капитала, информации стимулирует развитие отношений между национальными регионами и формирование транснациональных регионов. Поистине современный мир превращается в мир регионов!

Экономическое пространство

Одним из основных понятий региональной экономики является экономическое пространство, развивающее исходное представление о территории. Эконо­мическое пространство — это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные пред­приятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д. Каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством.

Близкими к понятию "экономическое пространство" являются понятия пространственная (территориальная) структура экономики и пространственная (территориальная) организация хозяйства*.

Качество экономического пространства определяется многими характе­ристиками и параметрами. Среди них следует выделить прежде всего:

• плотность (численность населения, объем валового регионального
продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади
пространства);

• размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентра­ции, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий);

• связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей).

Для функционирования экономического пространства важное значение имеют расстояния между его элементами. "Экономическое расстояние", в отличие от физического, измеряемого километрами, милями и т.п., характе­ризуется прежде всего транспортными и трансакционными издержками на преодоление физического расстояния. Поэтому экономическое расстояние между одними и теми же географическими точками оказывается неодинаковым для разных перемещаемых товаров, услуг, групп мигрантов.

Наши рекомендации