Экономико-вероятностный метод
Технико-экономический метод.
Этот метод сводится к определению суммарных удельных затрат на ТО и ремонт и их минимизации. Минимальным затратам соответствует оптимальная периодичность технического обслуживания l0. При этом удельные затраты на ТО C1=d/l, где l — периодичность ТО; d — стоимость выполнения операции ТО.
При увеличении периодичности разовые затраты на ТО (d) или остаются постоянными, или незначительно возрастают, а удельные затраты значительно сокращаются (табл. 3.2).
Увеличение периодичности ТО, как правило, приводит к сокращению ресурса детали или агрегата и росту удельных затрат на ремонт: Сii = с/L где с — затраты на ремонт; L — ресурс до ремонта. Выражение u=C1-\-Cii является целевой функцией, экстремальное значение которой соответствует оптимальному решению. В данном случае оптимальное решение соответствует минимуму удельных затрат. Определение минимума целевой функции и оптимального значения периодичности ТО проводится графически (рис. 3.4) или аналитически в том случае, если известны зависимости С1 = f (l) и Сii =ψ(l)
Если при назначении уровня риска учитывать потери, связанные с дорожными происшествиями, то технико-экономический метод применим для определения оптимальной периодичности операций, влияющих на безопасность движения.
Экономико-вероятностный метод.
Этот метод обобщает предыдущие и учитывает экономические и вероятностные факторы, а также позволяет сравнивать различные стратегии поддержания и восстановления работоспособности автомобиля.
Таблица 3.2. Влияние периодичности на | ||
стоимость | смазочных работ | |
Средняя удельная стои- | ||
мость одной смазочной | ||
Периодичность | операции, % | |
смазки, км | ||
ЗИЛ-130 | МАЗ-5335 | |
100 100 | ||
74 70 | ||
60 57 | ||
54 45 | ||
С ^7 |
Рис. 3.4. Определение периодичности ТО технико-экономическим методом
Как уже отмечалось, одна и: стратегий сводится к устраненик неисправностей изделия по мере ю возникновения (рис. 3.5, а), т. е. пс потребности. Удельные затраты npи этом
где х, хтт, хшах — средняя, минимальная и максимальная наработки на отказ; с — разовые затраты на ремонт.
Преимуществом этой стратегии является простота, основным недостатком — неопределенность состояния изделия, которое может отказать в любое время. Кроме того, затрудняются планирование и организация ТО и ремонта.
Альтернативная стратегия (рис. 3.5, б) предусматривает предупреждение отказов и повреждений, восстановление исходного или близкого к нему состояния изделия до того, как будет достигнуто предельное состояние. Эта стратегия реализуется при предупредительном ТО предупредительных заменах деталей узлов, механизмов и т. д. Рассмотри метод реализации этой стратега (1-1). Так как теоретически отказ; может произойти при любой сколько угодно малой периодичности, тс стратегия реализуется не в чистом а в смешанном виде: допускается определенная, как правило, малая вероятность отказа, а периодичность предупредительного обслуживания или ремонта xmin<dp<C.x. При этом те отказы, которые возникли раньше /р (т. е. х,</р), устраняются по мере их возникновения, т. е. практически по второй стратегии. Стоимость устранения этих отказов как пс первой, так и по второй стратегии равна с. Обычно задается допустимая вероятность отказа или требуемая вероятность безотказной работы Средняя наработка, с которой будут устраняться эти отказы,
Остальные работы при первом способе проведения предупредительной стратегии будут проводиться с периодичностью /р, стоимостью d и вероятностью данного события R = = ЯД. Преимущества второй стратегии состоят в следующем. Во-первых, может быть гарантирован определенный уровень надежности
Рис. 3.5. Методы выполнения технического обслуживания и ремонта:
а — ремонт по потребности; б — ТО по наработке (1-1); в — ТО по техническому состоянию (1-2)