Экологический потенциал
Важное значение в развитии национальной экономики имеет экологический потенциал, который характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека. Экологический потенциал не может быть полностью оценен экономически, так как включает «невесомые полезности» природных условий. Однако в качестве экологического ограничения в развитии хозяйства он должен учитываться наравне с природно-ресурсным потенциалом при разработке народнохозяйственных программ и прогнозов.
Существенным показателем эффективности функционирования экологического потенциала (национальной экологической сети) является экологическая емкость. Целесообразно использование двух ее показателей.
Первый показатель – отношение экологически чистой продукции (прошедшей экологическую сертификацию) к общему объему соответствующей продукции, или ВВП в целом. На макроуровне показателем экологической емкости (lэк) валового внутреннего продукта является удельный вес чистой продукции (товаров, услуг) (N) в общем объеме ВВП:
Второй – удельные величины загрязнений в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции). В качестве загрязнений могут быть взяты различные загрязняющие вещества, газы, отходы. Измерение макроэкономических показателей производится в натурально-стоимостной форме и рассчитывается как отношение объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов (Z) на единицу ВВП; коэффициент удельных загрязнений (lz) рассчитывается по формуле:
На отраслевом уровне коэффициент удельных загрязнений определяется с использованием объема загрязнений в расчете на единицу использования природного ресурса, территории загрязнения, количества населения, конечной продукции.
В системе международных сравнений показателем, характеризующим экологический потенциал, является «объем выбросов вредных веществ в расчете на единицу ВВП». Этот агрегированный показатель должен включать выбросы вредных веществ в атмосферу, в водные объекты и может быть приведен к единой размерности при учете классов вредности, включать трансграничные переносы вредных веществ.
Вместе с тем при оценке экологического потенциала Беларуси необходимо учитывать все те экологические проблемы, которые накапливались в стране во второй половине XX в.
Наиболее серьезной экологической проблемой остается радиоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Значительная часть территории страны (23% общей площади), на которой проживало 2,5 млн человек, загрязнена радионуклидами (в том числе цезием-137, плотность загрязнения 1 Ки/км2 и более). Площадь сельскохозяйственных земель с отмеченным уровнем загрязнения цезием составила 1,8 млн га, из них 265,4 тыс. га исключены из сельскохозяйственного оборота. Радиоактивными веществами загрязнено 21% лесопокрытой площади. Сегодня содержание цезия-137 в почве уменьшается по причине его естественного распада. Кроме того, установлено снижение подвижности цезия-137 вследствие перехода его в необменно-поглощенное состояние, что привело к снижению его доступности для растений в среднем в 10–12 раз. В связи с этим земли исключаются из категории радиационно-опасных и вовлекаются в сельскохозяйственный оборот.
Загрязнение земель стронцием-90 носит более локальный характер. Уровни загрязнения почвы стронцием-90 в пределах 0,15 Ки/км2 и более выявлены примерно 10% общей площади страны. Максимальные уровни содержания стронция-90 в почве отмечены в границах 30-километровой зоны ЧАЭС в Хойникском районе Гомельской области. Земли, загрязненные стронцием-90, находятся в пределах зон загрязнения цезием-137.
Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого развития экономики страны является защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Беларуси.
Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за последнее десятилетие свидетельствует о ярко выраженной тенденции к их снижению. При этом меняется соотношение между выбросами от стационарных и передвижных источников. Доля автотранспорта повысилась до 2/3 общих выбросов, а стационарных источников снизилась до 1/3.
Это обусловлено прежде всего переводом энергетики с твердых и жидких видов топлива на природный газ и выполнением ряда природоохранных мероприятий: закрытием или реконструкцией устаревших производств, сопровождавшихся выбросами больших объемов загрязняющих веществ; созданием воздухоочистных устройств и др.
По объемам выбросов среди отраслей промышленности в начале XXI в. особо выделяются топливная (31% общего объема), электроэнергетика – 22, химическая и нефтехимическая – 10,4, машиностроение – 10,5, промышленность строительных материалов –7,2, пищевая – 6,4 %. В составе выбросов преобладают сернистый ангидрид (25%), окись углерода (22%), окислы азота (18%), твердые выбросы (10%).
Постоянный мониторинг состояния атмосферного воздуха, проводимый в крупных и средних городах Беларуси, свидетельствует о существенном сокращении объемов выбросов стационарными источниками и, как следствие, соответствующем улучшении качества воздушной среды.
Национальная политика Республики Беларусь в области управления качеством атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:
§ установления предельных выбросов для каждого предприятия, города, района и области;
§ установления норм выбросов для отдельных стационарных и передвижных источников с учетом технического прогресса;
§ энергосбережения;
§ перевода стационарных и передвижных источников на менее опасные в экологическом отношении виды топлива;
§ учета критических нагрузок при планировании воздействий и воздухоохранной деятельности;
§ соответствия принимаемых решений и осуществляемых действий международным соглашениям и конвенциям.
Экологический потенциал страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод. Если по уровню водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то проблема качества природных вод стоит весьма остро, несмотря на уменьшение объемов водоотведения и проводимую реконструкцию очистных сооружений.
Качество природных вод определяется их химическим составом, формирование которого в настоящее время обусловлено как природными, так и техногенными факторами.
Самым мощным источником загрязнения водных объектов в стране являются бытовые стоки, на которые приходится 2/3 годового объема сточных вод, доля стоков производства составляет 1/4 часть.
Из общего объема сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водоемы около одной трети являются нормативно-чистыми (отводятся без очистки), три пятых – нормативно очищенными и одна двадцатая часть – загрязненными.
Наибольшую нагрузку, связанную со сточными водами, испытывают реки: Свислочь ниже Минска, Неман ниже Гродно, Березина ниже Бобруйска, Днепр ниже Могилева и Речицы, Западная Двина ниже Новополоцка, Припять ниже Мозыря, Ясельда ниже Березы, Уза ниже Гомеля. В этих и других речных бассейнах не хватает водных ресурсов для разбавления сточных вод до нормативов водопользования.
Согласно данным мониторинга поверхностных вод, в последние годы большинство рек Беларуси относятся к категории умеренно загрязненных (ИЗВ = 1 – 2,5).
Улучшение состояния природных вод Беларуси требует усовершенствования способов очистки сточных вод, создания водоохранных зон, принятия мер по предотвращению попадания в водоемы стоков животноводческих ферм и комплексов, сокращения объемов водоотведения путем внедрения
Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики. К сожалению, использование земель зачастую сопровождается негативными последствиями, влекущими за собой разрушение, деградацию или загрязнение верхнего слоя почвенного покрова. На территории Беларуси деградация земель происходит вследствие водной и ветровой эрозии, горнопромышленной деятельности (добыча и переработка полезных ископаемых), мелиоративных работ, строительства (дорожного, промышленного, сооружения трубопроводов и т.п.).
По данным почвенных исследований, эродированные и эрозионно-опасные земли занимают около 19% территории страны. Водная и ветровая эрозия наносят существенный экологический и экономический ущерб. В целях борьбы с эрозией земель осуществляется система противоэрозионных мероприятий агротехнического, лесо- и гидромелиоративного характера.
Одной из причин нынешней деградации земель является осуществление в 60–80 гг. XX в. крупномасштабных осушительных мелиоративных работ. Общая площадь мелиорированных земель составляет 16% территории страны.
Другими причинами деградации земель являются добыча полезных ископаемых, строительство дорог, водохранилищ, прокладка трубопроводов, коммуникаций и т.п. Значительную опасность для здоровья человека представляет загрязнение земель тяжелыми металлами – железом, марганцем, цинком, медью, молибденом, известными в сельском хозяйстве под названием микроэлементов, необходимых растениям в малых количествах. Однако если концентрация превышает допустимую норму, они становятся токсичными для человека и животных.
Загрязнение почв, связанное с сельскохозяйственным производством, в условиях Беларуси проявляется в избыточном накоплении химических веществ в результате известкования кислых почв, внесения минеральных удобрений и пестицидов, а также чрезмерного полива сельскохозяйственных угодий стоками животноводческих комплексов. В целом по стране избыточное накопление биогенных элементов произошло на 6% пахотных земель.
Образование и накопление отходов производства и потребления ведет к ослаблению экологического потенциала страны и представляет реальную угрозу здоровью людей. На территории Беларуси ежегодно образуется около 28 млн т отходов производства и производственного потребления. Из них утилизируется 13–15%. Основная часть неиспользованных промышленных отходов (95,8%) вывозится на полигоны и шлаконакопители предприятий, остальные – на полигоны твердых бытовых отходов (3,7%) и оставлены на территории предприятий (0,5%).
При размещении отходов из экологических систем изымаются значительные территории. Общая площадь земель, занятых под полигонами для захоронения отходов, составляет почти 3 тыс. га, из которых 1,3 тыс. га приходится на солеотвалы и шламохранилища ПО «Беларуськалий». Сконцентрированные зачастую в необустроенных местах, они загрязняют воздух, почву, поверхностные и подземные воды.
Приоритетными направлениями государственной политики в области управления отходами являются: сокращение объемов отходов путем внедрения ресурсосберегающих и малоотходных технологий; повышение уровня их переработки; экологобезопасное размещение; организация в городах системы раздельного (селективного) сбора отходов.
Фактором, обусловливающим стабилизацию экологического потенциала страны, является сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, которое включает не только совокупность форм жизни, но и сочетание биотических сообществ в наземных, почвенных, водных и других средах обитания. Республика Беларусь в 1992 г. подписала Конвенцию о биологическом разнообразии; для исполнения принятых международных обязательств были разработаны Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия страны (1997 г.).
В сохранении биологического разнообразия главенствующая роль принадлежит особо охраняемым природным территориям. К таковым относятся: государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь. Все объекты, подлежащие охране, объединены в единую систему с включением особо охраняемых территорий, природно-миграционных коридоров, которые их соединяют, водоохранных зон вдоль рек и озер, санитарно-охранных зон вокруг крупных городов.
В состав других особо охраняемых объектов входят памятники садово-паркового искусства, ботанические реликвии, геологические памятники природы, ценные насаждения, редкие и вековые деревья. Объекты природно-заповедного фонда Беларуси в целом занимают 7,6% общей территории страны. Проектируется создание новых государственных заповедников, национальных парков, заказников. В итоге природно-заповедный фонд Беларуси к 2010 г. увеличится до 2,2 млн га (10,7% ее территории).
Сохранение и стабилизация экологического потенциала страны теснейшим образом связаны с реализацией идеи устойчивого развития. Устойчивое развитие предполагает эволюцию экономики, решение социальных проблем, сохранение высокого качества окружающей среды, обеспечение международной безопасности.
Концепция устойчивого развития была принята в качестве официальной позиции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) на основе общего согласия, достигнутого главами государств и представителями правительств 179 стран. В Повестке дня на XXI век – программе всемирного сотрудничества, направленной на гармоничное достижение таких взаимосвязанных целей, как высокое качество окружающей среды и создание здоровой экономики для всех народов мира, даны рекомендации и сформулированы принципы разработки и реализации стратегий развития мирового сообщества и национальных стратегий устойчивого развития отдельных стран.
Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (1998 г.) НСУР включена в систему государственных прогнозов социально-экономического развития страны.
В настоящее время принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Важнейшими принципами экологической политики определены:
§ поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;
§ снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);
§ защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;
§ социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;
§ расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости.
Вопросы:
1. Что включает понятие совокупного экономического потенциала страны
2. Как оценивается природно-ресурсный потенциал
3. Проследите динамику демографического и трудового потенциала
4. Какие изменения происходят в научном, научно-техническом и инновационном потенциале потенциал
5. Информационно-технологический потенциал и закономерности его изменения
6. Какие изменения происходят в производственном потенциале
7. Как изменяется инвестиционный потенциал
8. Какие закономерности отмечены в структуре экспорта и импорта
9. Как оценивается экологический потенциал
Примерные темы рефератов:
1. Перспективы развития отдельных отраслей промышленности Республики Беларусь.
2. Внешнеторговые связи и их основные тенденции.
3. Тенденции развития научно-технического потенциала.
4. Инновационный потенциал, как основа экономики республики.
5. Экологические проблемы Республики Беларусь.
6. Возможности использования природно-ресурсного потенциала с целью увеличения производства.
7. Демографические проблемы республики и основные направления их решения.
8. Инвестиционные возможности Республики Беларусь.
Дополнительная литература:
1. Быков А.А., Вертай С.П., Лапченко Е.Н. Перспективы использования местных природных ресурсов в обеспечении устойчивости национальной экономики // Белорусский экономический журнал. 2008. - № 1. – С. 26-35.
2. Герасенко В.П. Существующие показатели оценки ресурсного потенциала и возможности их совершенствования //Экономика и управление. – 2008. - № 4. – С. 90-98.
3. Кобзарев А.М. Основные аспекты формирования экспортного потенциала на современном этапе // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2008. - № 3. С. 26-29.
4. Лебедев С.Н., Гасанова Т.В., Тимошенко М.В. Комплексная оценка человеческого капитала и приоритетные направления его развития в сельском хозяйстве // Белорусский экономический журнал. – 2008. - № 4. – С. 46-58.
5. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования /Э.А. Лухоткина [и др.]; под ред. Э.А. Лухоткиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400 с.
6. Прогнозирование и планирование экономики: учебние / Г.А. Кандаурова [и др.]; под общ. Ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. Мн.: Современная школа, 2005. – 476 с.
7. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008. Минск, 2008. – 600 с.
8. Ткачев С., Тимошпольский В. Стратегия развития национальной энергетики //Белорусский экономический журнал. – 2007. № 11. С. 16-24.
9. Ячная Е.В. Формирование трудового потенциала Республики Беларусь // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2008. № 1. С. 15-21.
10. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ftrade.php.