Оценка бизнеса при слияниях и поглощениях
Слияние предприятий является одним из способов реорганизации предприятия путем укрупнения за счет прекращения нескольких предприятий,в следствии слияния.
Реорганизация в форме слияния предприятий считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего предприятия – правопреемника. С этого момента, создавшие его предприятия считаются прекратившими свое существование.
При этом все права и обязанности каждого из них суммируются предприятием, возникающей в результате слияния, в соответствии с передаточным актом.
При процессе поглощения происходит сохранение как минимум одного юридического лица и переходом к нему прав собственности остальных.
В настоящее время принято делить слияния и поглощения на 3 типа:
1.Горизонтальное слияние и поглощение - комбинация похожих компаний, которая приносит экономию на масштабе и синергии - наиболее простое для планирования, поскольку дает самые очевидные преимущества, достигаемые за счет организационных факторов, управления операциями и эффекта масштаба
2.Вертикальное слияние и поглощение – основывается на комбинации использования различных технологических переделов, но при этом может возникнуть проблема ,когда технологически объединение возможно, но не выгодно. В результате «Холдинг» может оказаться ненужным.
3. Конгломерат - объединение технологически несвязанных производств - представляет инвестиционную стратегию, которая должна содержать требования постоянного пересмотра и переоценки портфеля активов. Поэтому для конгломерата характерна частая продажа и покупка активов.
Основная причина сделок для компании использующей слияние и поглощение – это конкуренция, которая заставляет искать возможности эффективно использовать все инвестиционные ресурсы, и путем снижения издержек искать и находить стратегии противодействия конкурентам.
Какие могут быть мотивы к процессу слияния и поглощения:
Под влиянием глобализации, процессов либерализации осуществляется развитие экономики.
1)Стремление к росту капитализации толкает предприятие к слиянию на основе стратегии диверсификации и реструктуризации.
2)Получаемый синергетический эффект (усиление эффективности за счет объединения) может способствовать:
-снижению затрат производства
-увеличению масштаба
-снижению издержек управления, за счет к примеру, высвобождения персонала
Методы оценки
Доходный подход к оценке бизнеса основан на сопоставлении будущих доходов инвестора с текущими затратами.
Применяется 2 метода:
Метод капитализации используется в случае, если ожидается, что будущие чистые доходы или денежные потоки приблизительно будут равны текущим или темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми. Причем доходы являются достаточно значительными положительными величинами, т.е. бизнес будет стабильно развиваться.
Суть метода капитализации заключается в определении величины ежегодных доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которых рассчитывается цена компании.
Стоимость бизнеса = V = I/R, (т.е. чистый доход разделить на норму прибыли)
Наиболее широко применяется Метод дисконтированных денежных потоков. Он позволяет определить будущий потенциал предприятия для оценки которого используется либо чистый доход, либо денежный поток. Денежный поток определяется как баланс между притоком и оттоком денежных средств.
Метод включает в себя несколько этапов: 1) расчет прогнозных показателей на ряд лет; 2)выбор ставки дисконтирования; 3) применение соответствующей нормы дисконтирования для дохода за каждый год; 4) расчет текущей стоимости (всех будущих поступлений); 5) получение итогового результата = денежная стоимость будущих поступлений минус обязательства.
Сравнительный подход к оценке бизнеса в условиях слияния и поглощения, который представлен методом сравнимых продаж и методом мультипликаторов.
Он представляет собой совокупность методов оценки бизнеса, основанных на сравнении оцениваемого предприятия с ценами продаж либо аналогичных предприятий в целом либо с ценами продаж акций аналогичных предприятий. Метод продаж, или метод сделок, основан на использовании цены приобретения предприятия – аналога в целом или его контрольного пакета акций.
Метод продаж представляет собой цену контрольного пакета акций
Метод сравнимых продаж более трудоемок. Он заключается в анализе рыночных цен контрольных пакетов акций компаний-аналогов.
1) сбора информации о последних продажах сходных предприятий;
2) корректировки продажных цен предприятий с учетом различий между ними;
3) определения рыночной стоимости оцениваемого предприятия на основе скорректированной стоимости компании-аналога.
Этот метод состоит в создании модели компании, которая отражает сходство продукции выпускаемой предприятием, и таким образом, характеризует ее стоимость.
Корректировку рыночной цены смоделированного предприятия-аналога проводят по наиболее важным позициям:дата продажи;тип предприятия; вид отрасли;правовая форма владения ;проданная доля акций; дата основания компании;дата приобретения последним владельцем;суммарный объем продаж
2. Метод мультипликатора. мультипликаторрассчитывается как «цена акции к доходу фирмы». целесообразно использовать для оценки закрытых компаний, акции которых не котируются на бирже. Для них используют данные о прибылях и ценах на акции аналогичных компаний, чьи акции котируются на фондовом рынке. Для получения достоверного результата проводят финансовый анализ акционерных обществ-аналогов. Особое внимание уделяют пок-лям рентабельности, ликвидности, структуре капитала, темпам роста компании. Затем оценивается закрытая компания, как если бы ее акции котировались на фондовом рынке, путем сравнения с полученными результатами аналогов.
Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции , как правило, не соответствует рыночной стоимости.
Базовая формула: Собственный капитал = активы — обязательства.
Расчет методом стоимости чистых активов включает несколько этапов: - Оценивается недвижимое имущество предприятия , - Определяется рыночная стоимость машин и оборудования, - оцениваются нематериальные активы, - Определяется рыночная стоимость финансовых вложений как долгосрочных, так и краткосрочных, - Оценивается дебиторская задолженность, - Оцениваются расходы будущих периодов. В результате определяется стоимость собственного капитала путем вычитания из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.
метод ликвидационной стоимости
Ликвидационная стоимостьпредставляет стоимость, которую может получить собственник от продажи своих активов.
Оценка ликвидационной стоимости осуществляется в следующих случаях: - компания находится в состоянии банкротства, -не может рассчитываться со своими кредиторами, -стоимость компании при ликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности.
В соответствии с решением по ликвидации предприятия составляется ряд следующих документов: -календарный план (включает: график продажи движимого/недвижимого имущества, товарно-материальных запасов), - определяется валовая выручка от ликвидности активов.
-С учетом календарного графика ликвидности и оценки остаточной стоимости осуществляется дисконтирование получаемых денежных потоков по ставки дисконта, связанной с продажей риска
- Прибавляется / вычитается операционная прибыль,в соответствии с которой удовлетворяются требования кредиторов и выходных пособий работников предприятия. Таким образом, Ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания из скорректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех обязательств.
метод стоимости замещения
Он используется в том случае, когда необходимо определить максимальную цену на которую может рассчитывать поглощаемая компания. Суть метода: оценивается стоимость активов исходя из затрат на них, которые и служат максимальной ценой.