Формирование рыночных отношений и развитие рыночной инфраструктуры в экономике региона
2.Сущность, способы измерения и типы экономического роста в региональных социально-экономических системах
3.Инновационная составляющая в региональной политике
Традиционно региональная политика западных стран сводилась преимущественно к государственной поддержке экономической активности в депрессивных или отсталых районах, что на практике означало передачу ресурсов от динамично развивающихся регионов к менее развитым.
Однако в конце 70-х годов цели и задачи региональной политики во многих западноевропейских странах стали предметом серьезной критики.
Экономический спад середины 70-х годов стал отражением кризиса фордистской модели организации производства и соответствовавшей ей модели монополистического накопления. Усугубили спад промышленного производства кризис международной валютной системы, резкое удорожание сырья и энергии. Крупные корпорации, страдавшие от нехватки капитала, усиления бюрократизации управления и находившиеся под жестким давлением со стороны организованных профсоюзов, оказались не в состоянии приспособиться к изменившимся условиям. Закономерным следствием данной ситуации стала необходимость рационализации производства и структурных преобразований.
Основной задачей государства становится использование рестриктивных мер при перегреве экономической конъюнктуры и перенесение части эффективного спроса в виде прогрессивного подоходного налога на стадию спада. С наступлением эпохи неоконсерватизма акцент был перенесен с управления эффективным спросом на стимулирование факторов производства. Для этого экономисты использовали такие инструменты как установление налоговых льгот на инвестиции и снижение налогов на состоятельных граждан, имеющих сбережения. Следствием такого стимулирования экономики было увеличение дефицита государственного бюджета и роста внешнего долга в экономике США, что неожиданным образом привело к экономическому росту в середине 80-х годов. В 90-х г.г. дефицитное финансирование было прекращено, за чем последовал экономический спад, который был вскоре преодолен, поскольку рыночная система приспособилась к новым условиям функционирования. Вследствие изменения технологических производственных возможностей, отмены ряда государственных ограничений рыночного функционирования, возникла тенденция дерегулирования и либерализации экономических рыночных структур на западе.
Одним из достижений экономического прогресса является проведение политики защиты конкуренции, которая может рассматриваться как составная часть структурной политики государства, и создание правовой базы функционирования рыночных структур. Политика защиты конкуренции - отработанный механизм, функционирующий на основе антимонопольного законодательства. Он отражает уровень понимания современного рыночного хозяйства и долгосрочную политику развитых стран, направленную на создание равных условий для предпринимательских структур: политика в области конкуренции, сформированная во Франции и ряде других стран Европейского союза, результаты которой полезно учитывать при формировании рыночной среды в России. Законодательство о защите конкуренции преследует необоснованный рост концентрации на рынке, установление искусственно завышенных цен, создание барьеров для доступа на рынок новых предприятий, недобросовестную конкуренцию. Законодательство призвано следить за соблюдением трех условий: независимости решений потребителей на рынке, свободой выбора стратегии конкурентного поведения товаропроизводителей и отсутствием искусственно создаваемых барьеров для доступа на рынок.
Механизм антимонопольного регулирования в развитых странах является орудием защиты национальных интересов, т.е. оно может быть применено к действиям иностранных компаний за пределами государства, которые наносят ущерб конкуренции на внутреннем рынке. Международный аспект антимонопольного регулирования предусматривает три момента: сферу действия национального антимонопольного законодательства, влияние антимонопольного регулирования на конкурентоспособность национальной экономики, борьбу против злоупотребления иностранного капитала средствами антимонопольного регулирования. Последнее относится в основном к экспортным картелям, влияющим на внутренние рынки, приводящим к ограничениям конкуренции внутри страны и нарушающим международные обязательства государства (законодательство Германии, США).
В правовом отношении к монопольной практике применяют два подхода: «принцип запрещения», характерный для законодательств США, Канады, Аргентины, Германии, и «принцип контроля и регулирования», распространенный в объединенной Европе и Японии. В соответствии с ним создание монополий и заключение разного рода соглашений в принципе не исключается, если это не нарушает основы рыночной конкуренции и не наносит ущерб потребителям.
В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22.04.91г., который явился первым нормативным актом, направленным на развитие конкуренции в России. Дальнейшее развитие нормативной базы Российской Федерации в области защиты и развития конкуренции было связано с принятием новой Конституции и Гражданского кодекса РФ, вслед за которым были сделаны соответствующие изменения и дополнения почти во все статьи Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 25. 05.95г.
В переходной экономике России формирование конкурентной среды связано с решением ряда основных задач, к которым относятся создание предпринимательского сектора экономики (структурная политика, приватизационные процессы), формирование организационных правовых условий преодоления монополистических диспропорций, злоупотреблений доминирующим положением на товарных рынках, предупреждение недобросовестной конкуренции, и, наконец, устранение административных искусственных барьеров, препятствующих равной конкуренции.
Для эффективной реализации государственной антимонопольной политики актуальной стала разработка законодательных актов, регулирующих процессы слияний и поглощений в банковской сфере, холдинговых компаниях, обеспечения контроля над финансовой сферой. Контроль антимонопольных органов необходим, в частности, при законодательном урегулировании вопросов привлечения иностранного капитала, стремящегося к созданию новых частных монопольных структур в России. Из опыта зарубежного антимонопольного регулирования следует, что в национальных интересах России необходимо принимать меры, препятствующие скупке конкурирующих российских предприятий, с последующим их банкротством и приватизацией каналов сбыта в пользу зарубежных компаний-конкурентов. Это напрямую связано с социальной политикой и обеспечением занятости населения.
Проведение протекционистской политики должно быть основано на учете интересов российских производителей, имеющих экспортный потенциал в ряде отраслей. Создание равных условий конкуренции и конкурентной среды на внутреннем рынке требует адекватной защиты от ограничительной монопольной практики не только со стороны российских монополистов, но и со стороны зарубежных конкурентов, стремящихся завоевать новые рынки.
Опыт западных стран и Японии свидетельствует, что национальный капитал может выдержать конкуренцию с крупными иностранными компаниями и транснациональными корпорациями только в том случае, если он будет сформирован в крупные промышленно-финансовые объединения. При этом также необходимо опираться на поддержку государства, учитывать специфику национальной экономики и особенности современного развития мирового хозяйства.
В России есть крупные промышленные предприятия, которые могут при незначительной поддержке государства проводить целенаправленную политику снижения издержек производства и повышения конкурентоспособности своих товаров. Объединение промышленного и банковского капиталов в рамках ФПГ даст им возможность выступить в качестве центров оживления деятельности других хозяйственных подразделений национальной экономики. Консолидация средств промышленных предприятий и финансовых институтов позволит ускорить структурную перестройку, предотвратить сокращение научно-технического потенциала страны.
Рост конкурентоспособности российских производителей может быть обеспечен при условии снижения издержек за счет применения трансфертного ценообразования между участниками финансово-промышленного объединения с целью распределения ресурсов по производственной цепи, снижения банковского процента по коммерческим кредитам торговым организациям, входящим в группировку. По своей экономической сути финансово-промышленные группировки представляют собой объединение хозяйствующих юридических лиц, имеющих крупный финансовый и промышленный капитал. Соединение банковского и промышленного капитала создает экономическую возможность эффективной деятельности по реализации крупных проектов и осуществлению прогрессивных структурных сдвигов в экономике страны. В настоящее время процесс образования российских ФПГ происходит в условиях формирования рыночной инфраструктуры, системы отношений собственности, закрепления роли государства. Реальная интеграция и концентрация капитала в России выходит на современный уровень только в сырьевых экспортно-ориентированных отраслях, что вполне естественно для развивающейся экономики. Вследствие того, что экспорт сырья является основным источником устойчивых валютных доходов в экономике, для России оказались характерны финансово-промышленные структуры отраслевого происхождения капитала и четкой отраслевой специализации. Исторически России присущ высокий уровень концентрации производства, что является основательной предпосылкой для формирования крупных многозаводских хозяйственных структур.
Мировой опыт показывает, что ядром экономики промышленно развитых стран являются крупные многозаводские предприятия и фирмы, которые придают экономике страны стабильность и управляемость, создают благоприятные условия для реализации научно-технических достижений. Они успешно решают вопросы внутриотраслевого, межотраслевого, регионального, а также в значительной мере и национального развития.
Инновационная сфера рассматривается как основная составляющая роста конкурентоспособности экономики на мировом рынке. В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов для поддержки всех фундаментальных направлений науки и промышленных НИОКР в России, важно осуществлять правильный стратегический выбор селективной поддержки тех научных разработок, которые позволят России преодолеть отставание в развитии страны. Все, что имеет конечной целью создание информационного продукта, современной техники, фундаментальных исследований и образования должно найти поддержку государства в качестве высшего национального приоритета.
Целесообразно также вкладывать государственные средства в проекты, привлекающие к себе на стадии разработки, распространения новых технологий крупные негосударственные капиталы, которые могут повысить конкурентоспособность массовых производств, опирающиеся на широкие кооперационные связи внутри страны и ориентированные на производство товаров для населения. Важным шагом в данном направлении является поддержка финансово-промышленных групп. Необходимо создать хозяйственные и финансовые механизмы, позволяющие удачным начинаниям отдельных предпринимателей превратиться в солидное дело при поддержке крупных промышлетплх и финансовых капиталов. Однако, не следует отбрасывать возможности мелкого бизнеса находить дополнительные рыночные ниши, опробовать рисковые нововведения, помогающие наладить массовый выпуск товаров. Попытки создать конкурентную среду и формировать национальный рынок путем насильственного разукрупнения предприятий и распыления капиталов не оправдали себя. По данным американской статистики основной прирост основного капитала происходит за счет наиболее крупных корпораций, среди которых путем слияния и поглощений выделяются крупнейшие. Требуется повысить эффективность государственного управления консолидированными капиталами в промышленности и оказать поддержку рыночно ориентированным исследовательско-прикладным центрам.
Большое значение имеет проведение долгосрочной политики регионального развития, успешно осуществляемой во Франции, направленной на решение взаимосвязанных задач. Последовательно рассматривая источники создания конкурентных преимуществ, такие как инвестиции и внедрение нововведений, в диссертации показано, каким образом они могут быть одновременно использованы в различных регионах с разным уровнем развития промышленного потенциала и концентрации высококвалифицированных кадров и научно-исследовательских центров. Это напрямую связано с проведением региональной политики, направленной на создание в регионах передовых научных центров и сопутствующих производств в наиболее развитых и конкурентоспособных отраслях, эффективно работающих в национальной экономике. Это позволит устранить неравномерность развития и отсталость отдельных регионов. Французский опыт показывает, что региональная политика будет более эффективной, если она последует принципу наращивания отраслевых узловых элементов, составляющих могущество отрасли. Одна отрасль создает спрос повышенной сложности или выступает поставщиком изделий и услуг производственного назначения для других. Стимулом для развития слаборазвитых регионов является размещение на их территории смежных отраслей, поставляющих на рынок промежуточный продукт, а также создание собственной научно-образовательной базы. В конечном итоге для слаборазвитых регионов гораздо больший эффект имеет создание в них исследовательских лабораторий, резерва обученной рабочей силы, которые служат притягательным стимулом для развития смежных производств, чем субсидии и займы от федеральных властей на региональное развитие. Для России это перспективное направление, которое важно учитывать при использовании средств федерального и местных бюджетов, направляемых на образование, НИОКР, создание рабочих мест, реструктуризацию экономики.
Рыночная инфраструктура - сеть организаций обслуживания рыночных отношений (банковская система, розничная торговля, сфера услуг, в т. ч. по обслуживанию бизнеса, информационные и юридические услуги и др.)
В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура – это совокупность материальных средств, обеспечивающая производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.
Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, ирригационные системы и т.п.
Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений.
Инфраструктура играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитие комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий.
Становление рыночной экономики в регионе сопровождается развитием рыночной инфраструктуры. Создаются и развиваются товарные, фондовые, валютные биржи, возрастает количество коммерческих банков в различных регионах России.
Дифференциация структуры народнохозяйственного комплекса РФ характеризуется разделением крупных отраслей на простые отрасли и подотрасли.
Становление рыночной экономики в России требует решения важнейшей задачи – совершенствования ее отраслевой структуры, характеризующейся высоким удельным весом топливно-сырьевых отраслей при сравнительно низком удельном весе сектора высокотехнологичных, наукоемких производств, что явно не соответствует структуре экономики высокоразвитых государств мира.
Экономический рост - это такое увеличение масштабов регионального производства, которое обеспечивается как за счет роста количества применяемых факторов производства (экстенсивный), так и на основе повышения их качества (интенсивный).
В зависимости от исходных условий определяются два подхода к стимулированию экономического роста в регионах.
1. В условиях, когда:
- имеет место неполное использование регионом своих ресурсов;
- имеющиеся производственные мощности в значительной степени не загружены;
- не засеваются сельскохозяйственные угодья;
- имеется высокий уровень безработицы;
- наблюдаются минимальные налоговые поступления в бюджет в виду снижения налогового потенциала.
Экономический механизм решения этой проблемы объясняется теорией занятости - посредством бюджетных инвестиций и эффекта рычага «пускается» производство, что обуславливает вовлечение в него свободной рабочей силы, следствием чего является повышение доходов и платежеспособности населения, что ведет к увеличению ВРП.
2. В условиях, когда имеющиеся производственные мощности задействованы полностью и дальнейшее развитие регионального хозяйства связано с повышением его конкурентоспособности, структурной перестройкой, повышением производительности труда за счет использования производственных инноваций и новых технологий.
Механизм такого развития объясняется теорией экономического роста. Источником роста являются инвестиции, но не бюджетные, а капиталовложения, осуществляемые «точками роста». Через них «включаются» экономический рычаг, называемый механизмом акселерации.
Типы экономического роста:
Экстенсивный (рост вширь) - основывается на вовлечении, наращивании капитальных, трудовых и других ресурсов развития - строительстве новых производственных площадей, освоение новых месторождений.
Интенсивный (рост вглубь) - основывается на повышении производительности труда, отдаче трудовых ресурсов, повышении эффективности использования действующих производственных площадей.
Инновационный - основывается на вовлечении результатов научных достижений и открытий, внедрении технологий, использовании информации как дополнительного ресурса, формирующего преимущества в рыночном пространстве.
Экономический рост измеряют темпами роста или прироста реального ВРП на душу населения.
ВРП - совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции, созданной за год внутренними для данного региона факторами производства, независимо от того, кто ими владеет.
Для измерения экономического роста также применимы следующие показатели: доля занятых, норма сбережений и инвестиции, образовательный потенциал.
Лекция 6.
План лекции: Государственное управление региональным развитием