Электропривод и схема управления токарно-винторезного станка
Главный привод и привод подачи большинства малых и средних токарных станков осуществляют от односкоростного асинхронного двигателя в сочетании с коробками скоростей и подач. На некоторых станках применяют двигатель постоянного тока, который в сочетании с коробкой скоростей осуществляет электромеханическое регулирование скорости.
В механических цехах машиностроительных заводов нашли широкое применение токарно-винторезные станки модели 1К62, которые используются в условиях индивидуального и мелкосерийного производства. Станок модели 1К62, общий вид которого показан на рис.1, имеет следующие технические данные:
1) наибольший диаметр изделия, установленного над станиной, 400 мм;
2) наибольший диаметр обрабатываемого прутка 45 мм;
3) расстояние между центрами 1000 мм;
4) число ступеней частоты вращения шпинделя 23 (от 12,5 до 2000 об/мин).
Привод шпинделя и рабочей подачи суппорта осуществлен от асинхронного короткозамкнутого двигателя мощностью 10 кВт при 145 рад/с. Регулирование угловой скорости шпинделя производится переключением шестерен коробки скоростей с помощью рукояток, изменение продольной и поперечной подач суппорта - переключением шестерен коробки подач также посредством соответствующих рукояток.
Для быстрых перемещений суппорта служит отдельный асинхронный двигатель мощностью 1,0 кВт при 141 рад/с. Включение и выключение шпинделя станка, а также его реверсирование производится с помощью многодисковой фрикционной муфты, которая управляется двумя рукоятками. Включение механической подачи суппорта в любом направлении производится одной рукояткой.
На рис. 2 представлена электрическая схема станка 1К62. Кроме главного двигателя Д1 (тип АО61-4, мощностью 10 кВт, 1450 об/мин) и двигателя быстрого хода суппорта Д4 (тип АО32-4, Р=1 кВт, и n=1410 об/мин) на схеме показаны: двигатель насоса охлаждения Д2 (тип ПА-22, Р=0,125 кВт, n=2800 об/мин) и двигатель гидроагрегата ДЗ (тип АО41-6, Р=1 кВт, n=930об/мин), присоединяемый через электрический разъединитель (штепсельный разъем) ШР в случае применения на станке гидрокопировального устройства.
Напряжение на станок подается включением пакетного выключателя ВП1. Цепи управления получают питание через разделительный трансформатор Тр с вторичным напряжением 110 В, что повышает надежность работы аппаратов управления. Такое питание цепей управления характерно вообще для большинства электросхем металлорежущих станков.
Пуск двигателя Д1 производится нажатием кнопки КнП, при этом включается контактор КГ и главными контактами присоединяет статор двигателя к сети, а вспомогательным контактом шунтирует пусковую кнопку. Одновременно пускаются двигатели насоса охлаждения (если включен пакетный выключатель ВП2) и гидроагрегата.
Включение шпинделя производится поворотом вверх рукоятки управления фрикционной муфтой. При повороте этой рукоятки в среднее положение шпиндель станка отключается; одновременно нажимается путевой переключатель ВП и включается пневматическое реле времени РВ. Если пауза в работе превышает 3- 8 мин, то контакт реле РВ размыкается и контактор КГ теряет питание. Главный двигатель отключается от сети и останавливается, что ограничивает его работу вхолостую с низким значением cosφ и уменьшает потери энергии. Если пауза мала, то реле РВ не успевает сработать и отключение двигателя шпинделя не произойдет.
Для управления быстрым перемещением суппорта служит рукоятка на фартуке станка. При повороте этой рукоятки она нажимает на переключатель ВБХ, его контакт замыкает цепь катушки контактора КБХ, который включает двигатель Д4. Возврат рукоятки в среднее положение приводит к отключению двигателя Д4.
Станок имеет местное освещение. Питание лампы ЛМО производится напряжением 36 В от отдельной обмотки трансформатора Тр. В цепи лампы находятся предохранитель Пр4 и выключатель ВО. Иногда один из выводов обмотки трансформатора низкого напряжения Тр присоединяют к газовой трубе, в которой проложен второй провод, питающий лампу. В качестве одного из проводов вторичной цепи местного освещения при напряжениях 12 и 36 В обычно используют станину станка.
Схемой управления предусмотрены: защита двигателей Д1—ДЗ от длительных перегрузок тепловыми реле РТГ, РТО и РТГП; от к. з. соответствующими плавкими предохранителями. При кратковременных перегрузках, возникающих на шпинделе, происходит проскальзывание фрикционной муфты и приводной двигатель отсоединяется от входного вала коробки скоростей станка. Для быстрой остановки шпинделя станка служит установленный в передней бабке механический тормоз.