Структурно-логические схемы. Схема 1. Глобальные проблемы мировой экономики и их признаки
Схема 1. Глобальные проблемы мировой экономики и их признаки.
Схема 2. Глобальная продовольственная проблема в мировом хозяйстве.
Схема 3. Формы экономической зависимости, влияющие на глобальную продовольственную проблему.
Схема 4. Расширение сфер анализа экологических проблем с начала промышленной эры (сер. XIX – XX вв.).
Годы | Характерные черты | Коллективные взаимодействия. Технические устройства |
1861 – 1886 гг. | Начало Промышленной эры. Трудовое законодательство. Вершина статистической и начало эволюционной картины физического и социального мира и планы переустройства последнего. Теория электромагнитного поля. | Система проводной связи: телефон, развитие телеграфа. Фонограф, граммофон. Железные дороги и паровое судоходство. Всемирная почта. Интернациональные рабочие движения. |
1887 – 1923 гг. | Новая физика (основы практически всей физики XX в. зародились с 1896 по 1915 г.). Математический аппарат в принципе был построен к 1923 – 1926 гг. Биология (возрожденная генетика и первые попытки биосинтеза). | Беспроводная связь (радио, зарождение телевидения). Автотранспорт и авиация. Кинематография. I Всемирный конгресс физиков (1911 г.). Первая мировая война. Революция в Европе и в России. Интернациональные движения и партии. Первый мировой кризис (1929 – 1933 гг.). |
1924 – 1945 гг. | Глобальная концентрация власти и технологии. Реактивное оружие. Первый ядерный реактор. Атомные взрывы – «взрывы времени». | Попытки регионального уничтожения социальных и глобально-этнических групп (ликвидация плюрализма и ретрореволюции). Столкновение темпа революции с естественным ритмом жизни социума. Подавление эволюционного плюрализма. |
1946 – 1976 гг. | Распространение технологии на атомное ядро, микроструктуру вещества, генетику, сферу интеллекта, экосистему планеты, т.е. на все уровни земной эволюции. Выход в космос. Начало политики материально-энергетического ресурсосбережения. | ООН – первая попытка формирования планетарной структуры цивилизации. Начало экосистемного самосознания человека перед угрозой кризисов. Первые всемирные соглашения по защите окружающей среды. |
1977 – 2010 гг. | Микропроцессорная революция и интеллектуализация техносферы. Первые глобальные экологические кризисы: кислотные дожди, обеднение озонного слоя, загрязнение вод и т.д. | Локальные, затем распределенные региональные, государственные, мировые информационные сети. Цифровые интегральные сети связи. Бытовая видеотехника. Мировая энергоэкономика, ресурсоэкономика, биосферная «экономика». |
Тесты
1. Все глобальные проблемы:
а) носят общемировой характер;
б) нуждаются в срочном и неотложном решении;
в) требуют для своего разрешения совместных действий всего мирового сообщества;
г) угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил.
2. По мере развития человеческой цивилизации могут возникать новые глобальные проблемы:
а) да;
б) нет.
3. К путям преодоления бедности и отсталости относятся;
а) индустриализация в развивающихся странах;
б) либерализация хозяйственной жизни;
в) преобразование аграрных отношений;
г) содействие эмиграции населения;
д) реформа образования;
е) улучшение экологической обстановки;
ж) улучшение системы здравоохранения.
4. Основными проявлениями глобальной проблемы мира и демилитаризации являются:
а) конверсия;
б) глобальное противостояние;
в) локальные конфликты;
г) расширение «клуба» ядерных держав;
д) международный терроризм.
5. Важнейшими аспектами продовольственной проблемы являются:
а) дефицит продуктов питания;
б) несбалансированность питания;
в) снижение жизненного уровня;
г) сдерживание мирового производства сельскохозяйственной продукции.
6. Необходимость осуществления реформ в мировой торговле продовольствием вызвана:
а) ростом международного регулирования мировой торговли;
б) протекционизмом;
в) ухудшением экологии;
г) ростом государственной поддержки.
7. Позитивными последствиями энергетического и сырьевого кризиса являются:
а) нарушение существующей системы мирохозяйственных связей;
б) улучшение положения развитых стран в МЭ и МЭО;
в) создание объединений государств-поставщиков сырья и усиление их позиций в мире;
г) развитие энергосберегающих технологий;
д) проведение крупномасштабных геолого-разведочных работ и открытие новых месторождений;
е) поиск альтернативных видов энергии.
8. По оценкам ООН, в течение XXI столетия прогнозируется (отметить нужное):
а) повышение уровня рождаемости;
б) понижение уровня смертности;
в) рост средней продолжительности жизни;
г) понижение рождаемости до уровня простого замещения поколений;
д) повышение коэффициента смертности;
е) снижение общей продолжительности жизни.
9. К путям выхода из демографического кризиса в развивающихся странах относятся:
а) повышение уровня экономического развития развивающихся стран;
б) проведение жесткой государственной демографической политики (ограничение рождаемости);
в) регулирование рождаемости на международном уровне;
г) прекращение локальных военных конфликтов.
10.Определяющую роль в решении глобальных проблем играют:
а) международные экономические организации;
б) ТНК;
в) общие усилия всех стран;
г) усилия наиболее богатых стран мира.
Ответы на тесты:
1.а), б) в) и г) 2.а) 3.а), б), в), д) и ж) 4.в), г) и д) 5. а) и б) 6.б) и г)
7.в), г) и д) 8.б), в) и г) 9.а) 10.в)
Контрольные вопросы
1. В чем заключается главная причина проявления проблем, получивших название «глобальные проблемы»?
2. Каковы специфические признаки, позволяющие отнести проблему к категории глобальных?
3. Какие глобальные проблемы мирового развития на рубеже XX—XXI веков вы знаете?
4. Какие новые и нарождающиеся проблемы современного развития стали в конце XX века относить к категории глобальных?
5. В чем проявляется проблема бедности и отсталости? Каковы пути решения этой проблемы?
6. В чем состоит сущность мировой продовольственной проблемы?
7. В чем наиболее остро проявлялась проблема нехватки природных ресурсов? Какие пути решения энергосырьевой проблемы предлагаются в настоящее время?
8.Как развитые страны могут помочь развивающимся государствам в борьбе с последствиями загрязнения окружающей среды?
Задание
1. Факторы, определяющие изменение современного валютного курса.
2. Различие между тарифом на импорт и импортной квотой состоит в том, что:
а) квота никогда не приносит дохода государству, тогда как тариф дает такой выигрыш;
б) тариф никогда не приносит дохода государству, тогда как квота дает такой выигрыш;
в) квота может быть использована для ограничения притока импортных товаров на внутренний рынок, тогда как тариф не может быть использован в этих целях;
г) тариф может быть использован для полного (или почти полного) прекращения притока импортных товаров на внутренний рынок, тогда как квота не может быть использована в этих целях;
д) квота обеспечивает более надежную защиту отечественного производителя от иностранной конкуренции, чем тариф.
3. В таблице приведены данные о доле дохода разных факторов в стоимости, добавленной при производстве зерна и сахара, а также в национальном доходе страны А.
Факторы | Зерно | Сахар | Национальный доход |
Труд | 0,35 | 0,20 | 0,30 |
Капитал | 0,20 | 0,60 | 0,35 |
Земля | 0,45 | 0,20 | 0,35 |
Предположим, что страна А обладает сравнительным преимуществом в производстве зерна и в результате установления свободных торговых отношений с другими странами начинает экспортировать зерно и импортировать сахар.
3.1. Рассчитайте показатели экспортной специализации для каждого из трех факторов.
3.2. Если бы факторы совершенно не могли перемещаться между секторами, кто бы выиграл в результате расширения торговли? Кто бы проиграл?
3.3. Если бы факторы обладали абсолютной мобильностью в пределах страны, кто бы выиграл и проиграл в этом случае?