Анализ структуры рынков, динамика рынков
Основные подходы к изучению отраслевых рынков.
Научный фундамент экономики отраслевых рынков заложили работы Адама Смита, маршала(19век), работы к(г?)умно, бертрана, исследовали рыночное равновесие и выработку стратегий по определению эффективного объема производства. В начале 20 века анализ отраслевых рынков выполнялся Гарвардской и Чикагской школами, в Гарварде осуществлялся системный подход(структура-поведение-результат), представители :Мэйсон и Бэйн, в Чикаго подход основан на использовании микроэкономики и теории ценообразования (Представители : Стиблер). В современных исследованиях ЭОР 3 направления:
1) Применение теоретико-игровых моделей в анализе олигополистических рынков, это расширяет возможности микроэкономических исследований. Но результат зависит от предпосылок, которые будут введены в модель, следовательно модели необходимо приближать к процессу функционирования реальных организаций.
2) Использование теории транзакционных издержек при сравнительном анализе рынка
3) Разработка теории состязательных или квазиконкурентных рынков. Теория состязательных рынков развивает понятие потенциальной конкуренции конкуренции, то есть конкурентоспособность компании возрастает, то есть а рынок могут проникать другие компании.
Анализ структуры рынков, динамика рынков
Рынок-совокупность экономических отношений по поводу купли/продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции. В теории отраслевых рынков, важнейшим является вопрос соотношения рынка и отрасли. Отрасль характеризуют как совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль характером использованных технологий. Таким образом рынок анализируется с точки зрения спроса, отрасль с позиции предложения товаров и услуг на рынке. Определение границ отраслевого рынка на практике достаточно сложно, определяют следующие типы границ рынка:
1) Продуктовые границы, они отражают способность товаров заменять друг друга в потреблении.
2) Временные границы-позволяют проводить сравнительный анализ развития рынков во времени.
3) Локальные границы-ограничивают рассмотрения рынка на определенной территории.
Широта границ в каждом случае зависит от специфики товара и цели анализа. Если товар длительного пользования, то границы шире, но менее определены, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров характерна большое число наименований продукции (в сравнении с производственно-технической продукцией). Локальные границы рынка зависят от конкуренции на внутреннем и мировом рынках, а также от барьеров проникновения продавцов на региональный рынок. Антимонопольная служба государства придает большое значение определению границы рынка. Рынок включает однородный товар и его заменители до тех пор, пока не будет резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень замещения характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса, в случае, когда перекрестная эластичность будет меньше определенной заданной величины говорят о разрыве в цепи товаров-субститутов, следовательно и о границе рынка. Величина перекрестной ценовой эластичности задает разные масштабы рынка. Для стран евросоюза критерии выделения рынка следующие:
1) Показатель изменения выручки при изменении цены. Основан на принципе показателе прямой ценовой эластичности.
2) Корреляция цен товаров во времени, рассматривают период 5-10 лет и определяют –являются ли товары усточивыми субститутами (заменителями, бл!!!!!!!!!!)-то есть составляют ли они 1 рынок. Данный критерий базируется на концепции перекрестной ценовой эластичности.
3) Географическая ограниченность рынка. Выделяют одинаковые условия конкуренции, такие как: взаимосвязанность спроса, таможенные барьеры, национальные предпочтения, различия в цене, транспортные издержки.
Выявив границы рынка, выявляют компании, производящие товар на этом рынке, для этого используют 2 показателя: показатель специализации и показатель охвата. В связи с наличием различных границ отраслевых рынков выделяют виды рынков в экономической организации, при этом используют следующие классификационные признаки: объекты сделок(товарные сделки, финансовые, сделка с недвижимостью),условия функционирования( открытые/закрытые, стихийные/организованные, стабильные/нестабильные и рынки покупателя/продавца), степень локализации сделки (учитывается территория и время), типы взаимосвязи(вертикальные/горизонтальные), характер взаимодействия фирм(может быть конкурентной и неконкурентной). При исследовании отраслевого рынка необходимо определить его границы, стадию развития, степень замкнутости и уровень организации. Важен в ТОР анализ барьеров входа/выхода компаний на рынок в структуре отраслевого рынка. На различных рынках высота и длительность барьеров входа/выхода отличается. Это и определяет динамичность отраслевого рынка. Понятие барьеров входа в 1956 г дал БЭйн, он определил их как барьеры, позволяющие действующим фирмам получать сверхприбыль, не опасаясь входа конкурентов. В настоящее врем барьеры входа-это факторы объективного либо субъективного характера, которые препятствуют новым компаниям организовать прибыльное производство в отрасли.