Субъекты, осуществляющие экологический контроль, их полномочия

Экологическое нормирование: понятие, виды и значение экологических нормативов.

Нормирование качества окружающей природной среды — цен­тральная идея Закона РФ об охране окружающей природной среды. Этому институту закон отводит самостоятельный раздел. Роль нормативов в формировании информации о качестве окружающей природной среды неоднозначна. Одни из них дают оценку окружающей экологической среды, другие лимитируют источники вредного воздействия. Приводимая классификация нормативов носит несколько условный характер. Все нормативы качества являются экологическими нормативами, ибо определя­ют качество не социальной, а природной среды.

Качеством окр. природной среды считается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неиз­менно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии в природе между природой и человеком и воспроизводит жизнь.

Нормирование качества окружающей природной средыпред­ставляет собой деятельность по установлению нормативов (по­казателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду. Нормой считается мера воздействия на окружающую природную среду. Предельно допусти­мой нормой является норма, устанавливающая предельно до­пустимые меры воздействия на окружающую природную среду.

Нормативами качества окружающей природной среды в свете настоящего Закона являются предельно допустимые нор­мы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреа­ционной и иной деятельности). В основах нормативов качества лежат три показателя: меди­цинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе), технологический (способность эконо­мики обеспечить выполнение установленных пределов воздей­ствия на человека и среду его жизни), научно-технический (возможность научно-технических средств контролировать со­блюдение пределов воздействия по всем его параметрам). Все нормативы качества окружающей природной среды под­разделяются на три группы. Первую группу составляют сани­тарно-гигиенические нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ — химических, биологических, физических воздействий и т.д., нор­мативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия и др. Цель таких нормативов — определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Это наиболее разра­ботанная часть нормативов качества окружающей природной среды. Вторую группу нормативов качества образуют производственно-хозяйственные нормативы. Возглавляют эту группу нормативы выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ). Они устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величи­ной. К числу указанных нормативов могут быть отнесены всякие другие требования, предъявляемые к источникам (стационар­ным, передвижным) с целью охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Поэтому в данную категорию следует отнести технологические, строительные, градостроительные правила, содержащие экологические требования охра­ны окружающей природной среды. В третью группу нормати­вов входят так называемые комплексные нормативы, сочетаю­щие в себе признаки первой и второй групп: ПДН окружающей среды, нормы защитных и санитарных зон и т.п.

Субъекты, осуществляющие экологический контроль, их полномочия.

Система органов гос. Эколог. контроля. ФЗ Об хране окружающей среды 10.01.2002г.: 1. Органы исполн. власти, уполномоч. в порядке, устан. К РФ и ФКЗ "О Правит-ве РФ". 2. Органы государственной власти субъектов РФ, осущ. гос. управл-ие в области охраны окружающей среды, определяются субъектами РФ. 3. Органы местного самоуправления в соотв. с ФЗ об охране окруж. среды, др. ФЗ и иными актами РФ, зак-ми и иными актами субъектов РФ, уставами муниц. образ. и актами органов местн. самоуправления.

Полномочия органов гос. экологич. контроля.Полномочия органов гос. власти РФв сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды: обеспечение проведения федеральной политики в области эк. развития РФ; разработка и издание фед. законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окр. среды и контроль за их применением; разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития РФ; объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ; координация и реализация мероприятий по охране окр. среды в зонах эк. бедствия; установление порядка осуществления гос. мониторинга окр. среды (гос. эк. мониторинга), формирование гос. системы наблюдений за состоянием окр. среды и обеспечение функционирования такой системы; установление порядка осуществления гос. контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении РФ, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральный гос. эк. контроль); установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих гос. управление в области охраны окр. среды; обеспечение охраны окр. среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экон. зоне РФ; установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности; подготовка и распространение ежегодного гос. доклада о состоянии и об охране окр. среды; требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, гос. стандартов и иных нормативных документов в области охраны окр. среды; установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окр. среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окр среду.

Полномочия органов гос.власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды:участие в определении основных направлений охраны окр. среды на территории субъекта РФ; в реализации федеральной политики в области экологического развития РФ на территории субъекта РФ; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в области охраны окружающей среды в соответствии с фед. законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды; участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окр. Среды.К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окр. среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. местного значения гор. округа относятся: организация мероприятий по охране окр. среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Наши рекомендации