Воздействия на окружающую среду
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) представляет собой специальный комплекс действий государственных и экспертных комиссий по рассмотрению различных проектов, планов, проектно-сметной, нормативно-технической и нормативно-правовой документации, а также новой техники, технологии, материалов и веществ с позиции их соответствия экологическим нормам, правилам и нормативам.
Цель экспертизы– проверить и оценить, насколько объект соответствует требованиям охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. Результатом экспертизы является выявление технических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий реализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.
Впервые в России с 1990 г. введено требование обязательной экологической экспертизы и финансирования работ только после получения положительного заключения от нее. Порядок проведения экспертизы регламентирует Закон РФ «Об охране окружающей природной среды (ст. 32). Организационно Государственную экологическую экспертизу проводит МПР (или его комитеты на местном уровне) с привлечением экспертов из числа квалифицированных специалистов, ученых и практиков с оплатой их труда из федеральных средств или за счет средств заказчика экспертных работ. Председатель и члены экспертных комиссий несут юридическую ответственность за правильность, полноту и обоснованность экспертного заключения.
Общественную экологическую экспертизу проводят объединения, научные коллективы на добровольных началах. Заключения общественной экологической экспертизы носят рекомендательный и информационный характер. Если такое заключение будет утверждено органами государственной экспертизы, то оно приобретает силу юридически обязательного к исполнению документа.
В зависимости от степени и масштабности влияния объекта на ОПС его экспертиза может проводиться на федеральном, бассейновом (ландшафтном), региональном и районном уровнях.
Независимо от уровня экспертизы содержание анализируемых вопросов включает изложение принципов, отражение обязательности, научной ответственности, независимости, вневедомственности, законности проведения, гласность, участие общественности и ответственность. Объектами экспертизы могут быть: проекты программы, проекты строительства, проекты размещения; техника и технология; сырье и материалы; продукция; химические вещества; проекты стандартов, технических и правовых норм.
Исходными материалами экологической экспертизы как на предпроектной, так и на послепроектных стадиях являются климатические, геологические, гидрогеологические;, генетические и самоочищающие характеристики почв, лесистость территории, флора, фауна, население, социально-экономические данные и др. Экспертиза проводится таким образом, что в результате получается модель объекта, выявляющая соответствие проекта требованиям ОПС, которая строится на основе изучения и анализа следующих моментов:
– конечная цель проекта и его народно-хозяйственное значение от районного до федерального уровня;
– аргументированность причин реализации проекта на местности;
– технико-экономическое обоснование – ТЭО (в последние годы оно заменяется технико-экономическими расчетами) с учетом технической возможности, земле- и ресурсоемкости;
– современное состояние ОПС, его сравнение с фоновыми концентрациями;
– типы и надежность мероприятий проекта по охране OПС;
– возможные негативные воздействия на окружающую среду и меры по их снижению;
– соответствие технико-экономических потребностей природным возможностям с целью выявления возможных кризисных ситуаций;
– возможные альтернативные решения реализации проекта;
– альтернативные варианты рекомендуемых природоохранных мероприятий и очередность их осуществления;
– выбор оптимального варианта, обеспечивающего компромисс между минимумом ущерба ОПС и максимумом технической возможности;
– сопоставление альтернативных решений: на единицу затрат по критериям ценности проекта; экономических и социальных преимуществ от размещения объекта на местности; степени риска непредвиденных последствий проекта; стоимости природоохранных мероприятий текущих и на перспективу.
В соответствии с Международной конвенцией об оценке воздействия на ОПС, принятой странами Европейской экономической комиссии в 1991 г., России предписано проводить экспертизы по природным, техническим, экономическим, социальным, геотехническим, природно-техническим системам и природно-хозяйственным регионам [14].
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является более углубленным и объемным вариантом проведения экологической экспертизы с учетом межгосударственных переносов загрязняющих веществ, информации и энергии. Международной конвенцией по охране ОПС определен перечень видов хозяйственной деятельности, для которых ОВОС проводится в полном объеме [19]:
· нефтеочистные заводы, установки газификации и сжигания угля, битумных сланцев производительностью более
500 т/сутки;
· тепловые электростанции, АЭС мощностью более
300 МВт;
· установки для получения и регенерации ядерного топлива, переработки радиоактивных отходов;
· установки для доменного и мартеновского производства, предприятия цветной металлургии;
· установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста производительностью более 200 т/год;
· химические комбинаты;
· строительство автомагистралей, скоростных дорог, железных дорог, аэропортов;
· нефте- и газопроводы из труб большого диаметра;
· торговые центры (супер- и гипермаркеты);
· установки по удалению отходов путем сжигания, химической переработки или захоронения токсических и опасных отходов;
· крупные плотины и водохранилища;
· водозаборы подземных вод с годовым расходом более 10 млн. куб. м;
· производство целлюлозы и бумаги производительностью более 200 т/сутки;
· добыча углеводородов на континентальном шельфе;
· крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктом;
· вырубка леса на больших площадях.
ОВОС включает комплекс взаимосвязанных действий:
1) выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:
− предполагаемых воздействий на ОПС действующего проекта;
− изменений в ОПС как результат этих воздействии;
− последствия для общества, к которым приведут изменения в ОПС.
2) выявление, анализ и сравнение всех разумных альтернатив на основе социально-экономических оценок.
3) форму, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных изысканий ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования.
4) инструмент принятия решений.
Принцип проведения ОВОС такой же, как и при экспертизе, а последовательность проведения – существенно отличается.
Перед началом проектирования и проведения ОВОС предполагаемой деятельности заказчик готовит «Уведомление о намерениях», в котором излагает обоснование по характеру намечаемой деятельности.
Эта информация представляется в органы управления (представительные, исполнительные) с целью получения согласия на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадях для ее осуществления.