Экономический аспект построения экологических платежей (налоговая политика)

Воздействие на предпринимательскую деятельность, например, на рациональное природопользование, может осуществляться дву­мя путями: прямым регулированием (административными метода­ми) и экономическим воздействием. Большинство стран в экологи­ческой политике стараются прибегать к экономическому стимули­рованию рационального природопользования. Экономическое сти­мулирование природоохранной деятельности является средством, которое позволяет соединить интересы дальнейшего развития эко­номики и охраны окружающей среды.

Таблица 8.1. Сравнение отдельных инструментов управления природоохранной деятельностью*

  Критерий Инструменты
норма­тивы торговля правами платежи Налоги
Обеспечение гарантий качества + + +/–
Снижение выбросов на единицу продукции + + + +
Снижение абсолютного значения выбросов + + + +
Минимизация издержек на достижение заданного качества природной среды + + + +/–
Возможность развития производства + + + +
Потребность в госуправлении + + +/– + +/–
Получение дохода от эксплуатации ассимиляционного потенциала +/– + +

Действующим порядком определения платы за загрязнение ок­ружающей среды предусмотрена корректировка размеров плате­жей природопользователям с учетом освоения средств на выпол­нение природоохранных мероприятий. Инициатором корректировки должен выступать природопользователь. Зачет осуществляется в соответствии с «Перечнем природоохранных мероприятии». Кро­ме того, предприятия могут рассчитывать на понижение размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или же на освобождение от нее при осуществлении деятельности по обслу­живанию населения в социальной, культурной сферах и т.д.

В целом, каждый из инструментов стимулирования рациональ­ного природопользования может иметь различный эффект в зави­симости от сложившихся обстоятельств, выполняемых ими функ­ций распределения бремени природоохранных издержек между виновником загрязнения и потребителями продукции, величины издержек для достижения заданного качества окружающей среды и т п.

ДУБЛЬ???

Система стимулирования рационального природопользования направлена, на повышение заинтересованности всех субъектов хо­зяйствования в выполнении природоохранных требований, соблю­дении норм и правил использования природных ресурсов. Стиму­лирование охраны природы осуществляется в основном с помо­щью двух методов: метода принуждения (негативное стимулирова­ние или «метод кнута») и метода поощрения (позитивное стимулирование или «метод пряника»).

Негативное стимулирование включает в себя плату за приро­допользование, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих ве­ществ в пределах и сверх установленных лимитов, за размещение отходов, введение специального налогообложения на экологически вредную продукцию, а также на продукцию, выпускаемую с при­менением экологически опасной технологии; штрафы за экологи­ческие правонарушения, экологическая сертификация продукции, акцизы, пошлины и т.д.

Позитивное экономическое стимулирование является регули­рованием природоохранной деятельности с помощью системы льгот­ного налогообложения, кредитования, ценовой политики, субвен­ций, введением рынка «прав на загрязнение», методом ускорен­ной амортизации природоохранных объектов и т.п.

Стимулирование рационального природопользования выполняет следующие функции: поощрительную, запретительную и компенсационную. Поощрительная функция осуществляется через соиз­мерение затрат и результатов природоохранной деятельности, зап­ретительная направлена на усиление, ответственности субъектов природопользования, а компенсационная – на возмещение нане­сенного ущерба.

Существующая система экономического стимулирования ра­ционального природопользования в нашей стране закреплена в законе РБ «Об охране окружающей природ­ной среды» и включает в себя:

· планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;

· установление лимитов на природопользование;

· установление платы за природопользование, загрязнение и другие виды негативного воздействия на окружающую при­родную среду;

· предоставление льгот по налогам и кредитам при внедре­нии малоотходных и ресурсосберегающих технологий, ис­пользовании вторичных ресурсов и т.д.;

· возмещение вреда, причиняемого окружающей природной среде и человеку;

· введение ускоренной амортизации природоохранных соору­жений;

· применение поощрительных цен и надбавок на экологичес­ки чистую продукцию.

В целом в РБ применяются как прямые, так и косвенные мето­ды экономического стимулирования природоохранной деятельнос­ти. Но в то же время для их действенного функционирования не­обходимо дальнейшее совершенствование законодательной и нор­мативной базы. Кроме того, ряд законов, принимаемых в области налогообложения и других областях, не всегда согласовывается с природоохранными требованиями; слаба структура рыночного воз­действия на природопользователей и система прав в экологичес­кой сфере, что приводит, например, к перекосам во взаимодей­ствии разных природоохранных органов с предприятиями ЖКХ.

На практике наиболее широко используется система пла­тежей за природопользование. Она является основным методом воздействия на хозяйствующих субъектов, но в меньшей мере задействована система косвенных регуляторов. Косвенные методы воздействия затрагивают имущественные интересы природополь­зователей и создают выгодность природоохранных мероприятий.

Наиболее действенным стимулом в природоохранной деятель­ности является налоговая политика государства. Она может вклю­чать как позитивное, так и негативное стимулирование Это выра­жается в законодательном закреплении как льготного налогообло­жения и освобождения от уплаты налогов, так и специального налогообложения на экоопасную продукцию Если предприятие осуществляет вложения на природоохранные мероприятия за счет собственной прибыли, то оно имеет право уменьшить на 30% налогооблагаемую сумму прибыли. Кроме того, предприниматели мо­гут вносить средства в экофонды, но в этом случае налогооблагаемая сумма может быть уменьшена не более чем на 3%.

При налогообложении имущества налогом не облагается иму­щество бюджетных организаций и учреждений – заповедников, природных парков, ботсадов. Кроме того, при налогообложении сто­имость имущества должна быть уменьшена на балансовую (норма­тивную) стоимость объектов, используемых для охраны природы.

Во многих странах снижаются ставки налога на капитал или же устраиваются «налоговые каникулы». Например, в Японии став­ки налога уменьшаются на 50% на мощности по переработке пластмасс и органических отходов в первые три года установления, а в первые 5 лет не берется налог на очистные сооружения общего пользования.

Тесную связь с льготами при налогообложении имеет метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования, кото­рый широко используется зарубежными странами. Введение уско­ренной амортизации способствует накоплению капитала на обновление очистных сооружений, а также амортизационный фонд фак­тически уменьшает налогооблагаемую базу В Канаде на очистное оборудование предусмотрен двухлетний срок амортизации. Во Фран­ции 50% очистного оборудования амортизируется за один год, а в Италии 45% – за три года, в Великобритании, США, Германии установлен срок амортизации пять лет.

В рыночной экономике цены должны играть стимулирующую роль как в области охраны природы, так и в области рационально­го использования природных ресурсов На цены влияют платежи за природопользование Ценовые рычаги стимулирования произ­водства экочистой продукции возможны при предоставлении льгот в виде компенсаций, кредитов, надбавок предприятиям, произво­дящим экологически чистую продукцию, а также использующим малоотходные технологии При более низкой цене в условиях кон­куренции производители, производящие экологически чистую про­дукцию (если льготы перекрывают дополнительные издержки), могут ускорить товарооборот и получить большую прибыль Цена на эко­логически вредную продукцию должна быть занижена для произ­водителя и завышена для потребителя путем введения специаль­ного налога.

Цены на продукцию природоэксплуатирующих предприятий должны учитывать природные факторы, и их базой должны быть замыкающие затраты. Одновременно с этим необходимо макси­мально изъять рентный доход. Наиболее устойчивая мировая тен­денция ценообразования – это неуклонное относительное удоро­жание природных ресурсов и, соответственно, развитие всей сис­темы рентных отношений. Цены на природные ресурсы должны учитывать и интересы будущих поколений.

Платежи в природопользовании представляют собой формы экономической реализации собственности на ресурсы природы. В целом платежи осуществляются за пользование природными ре­сурсами (ресурсные платежи) и за загрязнение природной среды (эмиссионные платежи).

Платность в природопользовании, как элемент экономического механизма, выполняет ряд функций:

· стимулирует экономию потребления природных ресурсов;

· стимулирует снижение эмиссии загрязняющих веществ и тем самым уменьшает или предотвращает ущерб;

· выравнивает социально-экономические условия хозяйство­вания при использовании природных ресурсов;

· стимулирует воспроизводство природных ресурсов;

· аккумулирует средства на организацию рационального при­родопользования, то есть является одним из источников фи­нансирования природоохранных мероприятий. Система платежей за природные ресурсы состоит из следую­щих элементов: 1) вид платы; 2) метод определения размера отдельных видов платы; 3) порядок установления, изъятия и исполь­зования платы.

Плата за пользование ресурсами строится на следующих прин­ципах:

· плата за лучший ресурс должна быть выше;

· величина платы должна быть на достаточном уровне, чтобы стимулировать снижение ресурсоемкости или обеспечить ресурсозаменяемостъ;

· размер платы должен учитывать конъюнктуру рынка (спрос и предложение) с учетом региональных особенностей и ме­жотраслевых связей;

· неиспользуемые природные ресурсы должны иметь потен­циальную оценку и учитываться в расчетах и корректиро­ваться со временем;

· препятствовать переносу бремени платежей на потребите­лей.

Конкретными принципами определения платы за природные ресурсы могут быть: затратный, результативный (рентный) и вос­производственный подходы. Затратный подход используется при установлении платы за забор воды промышленными предприятия­ми. При этом учитываются затраты на добычу, освоение и исполь­зование. Но вовлечение в производственный процесс ресурса луч­шего качества требует меньше затрат, и он получает меньшую стоимость; а потребительная стоимость становится выше. Это не стимулирует рациональное природопользование. При результатив­ном подходе оценку получают только ресурсы, приносящие доход. Но с течением времени ресурсы, не представляющие ценность, могут стать дефицитными и потому имеют потенциальную цен­ность.

По некоторым ресурсам очень сложно установить плату из-за их динамичности, например, за пользование биоресурсами и водой. Граница ареалов обитания и расположения не совпадает с административно-территориальным делением.

В целом, плата за природные ресурсы включает: 1) плату за право пользования природными ресурсами и 2) плату за воспроиз­водство и охрану природных ресурсов. Плата за право пользова-1ния природными ресурсами, как форма реализации собственнос­ти, означает изъятие абсолютной ренты, а также дифференциальной ренты I. Поскольку эти эффекты не зависят от деятельности предприятия, то они должны изыматься. Абсолютная величина платежа может быть либо определена по итогам тендера (конкурса), либо увязана с уровнем банковского процента. Плата за воспроиз­водство и охрану природных ресурсов представляет расходы на восстановление природных ресурсов, вовлеченных в хозяйствен­ную деятельность.

Виды платы за пользование природными ресурсами:

· плата за право пользования недрами, платежи на воспроиз­водство минерально-сырьевой базы;

· лесной доход (лесные подати);

· плата за забор воды промышленными предприятиями;

· земельный налог за землепользование,

· плата за разрешение на отстрел промысловых животных;

· сбор за выдачу лицензий за природопользование и др.

При пользовании недрами производятся следующие виды пла­тежей:

· сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

· плата за пользование недрами;

· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· акцизы.

Платежи за пользование недрами включают:

· платежи за поиски, разведку месторождений полезных ис­копаемых;

· платежи за добычу полезных ископаемых;

· платежи за пользование недрами в иных целях.

Формы платежей бывают разовыми и регулярными после начала добычи. Окончательные размеры этих платежей закрепля­ются в лицензии на пользование недрами. Плата (отчисления) на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливается как доля (процент) от цены реализованного сырья. Плата за недра поступает в бюджеты разных уровней. Порядок централизации средств и их распределения между бюджетами зависит от вида недропользования. При добыче общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина, гравий, торф и т.п.) 100% роялти (плате­жи за правопользования недрами) поступает в местные бюджеты При добыче необщераспространенных полезных ископаемых про­порция распределения платежей между местным, региональным и федеральным бюджетами составляет, соответственно, 50, 25 и 25% Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (вклю­чаемые в себестоимость продукции горнодобывающих предприя­тий) направляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации и используются по целевому назначению.

Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов включаются в себестоимость продукции и являются источником специальных фондов. Из трех первоначально предполагавшихся фондов воспроизводства (по лесным, водным ресурсами и недрам) сохранился только фонд по недрам, являющийся двухуровневым. В целом, следует отметить, что плата за природные ресурсы в нашей стране занижена. Необходимо ее своевременно индексиро­вать, а также учитывать мировую тенденцию ценообразования на ресурсы. Например, попенная плата у нас составляет 5% от сто­имости древесины. Более половины древесины мы экспортируем за рубеж, где попенная плата составляет 40% стоимости древеси­ны. В дальнейшем плату за пользование различными природными ресурсами необходимо осуществлять с учетом поэтапного дости­жения уровня платы, соответствующего полной экономической оценке природного ресурса. В этом случае возможна и реализация идей теории рентной экономики, которая предполагает, что доход­ная часть государственного бюджета должна формироваться в ос­новном за счет налогов, изымающих ренту в полном объеме.

Плата за загрязнение окружающей среды опирается на прин­цип материальной ответственности виновника экологического на­рушения и связана с интернализацией внешних эффектов. Она сближает заниженные общие издержки на производство продук­ции к реальному значению общественных издержек. История ус­тановления платы за загрязнение окружающей среды имеет ряд этапов. На первом этапе в 1990 г. проводился эксперимент с учас­тием 38 республик, краев, областей и городов. Предлагались два методических подхода взимания эмиссионных платежей на осно­ве: 1) ущерба и 2) необходимых затрат на осуществление природо­охранных мероприятий, то есть платежи должны быть достаточны для достижения заранее установленных экологических нормативов. Эксперимент показал необходимость правовой основы эконо­мического механизма природопользования. В декабре 1991 г. был принят закон «Об охране окружающей природной среды». Эксперимент дал определенные положительные сдвиги в природоохране, но также раскрыл и негативные моменты. В частности, выяс­нились неподготовленность большинства предприятий к соблюде­нию природоохранного законодательства и несовершенство стати­стики окружающей среды.

Второй этап начался с принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 года № 13 «Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения» На этом этапе имелись два вида нормативов: за предельно допустимые выбросы (сбро­сы, размещение отходов) и за их превышение.

Методика платы за загрязнение была установлена на следую­щих принципах:

· стимулирования осуществления природоохранных мероп­риятий;

· платы за каждый ингредиент выбросов (сбросов);

· единого межотраслевого подхода;

· учета региональных особенностей (регион мог установить коэффициенты в зависимости от экологической ситуации и значимости);

· простоты и удобства порядка взимания. Плата взималась за:

· выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в водные бассейны;

· размещение отходов.

Платежи в пределах ПДВ (ПДС) включались в себестоимость выпускаемой продукции, а аккумулирующиеся средства должны были использоваться для воспроизводства природной среды (недо­пущения ухудшения). Платежи в кратном (пяти) размере за превы­шение нормативов осуществлялись из прибылей и направлялись на возмещение ущерба. Текущие затраты, связанные с созданием и эксплуатацией природоохранных объектов, также включались в себестоимость продукции.

На сумму платежей за загрязнение окружающей природной среды влияние оказывала:

1) Общая масса выбросов (сбросов, размещения отходов) заг­рязняющих веществ;

2) Структура загрязняющих веществ по агрессивности (ток­сичности) (Ai);

3) Соблюдение нормативов и лимитов;

4) Уровень использования ресурсосберегающих технологий;

5) Сроки и объемы проведенных природоохранных мероприя­тий;

6) Эффективность работы действующего природоохранного обо­рудования.

Третий этап связан с принятием правительства РФ 28 августа 1992 г. Постановления № 632 «Об утверждении порядка определе­ния платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воз­действия». Это постановление в дальнейшем было дополнено ря­дом нормативно-методических документов, определяющих приме­нение базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих инфляцию. Плата рассчитывается по следующей формуле:

Экономический аспект построения экологических платежей (налоговая политика) - student2.ru ,

где mi – выброс вредного вещества в т; Вi – ставки платежей (нормативные, лимитные и сверхлимитные) с учетом регионального коэффициента экологической ситуа­ции и значимости; k – коэффициент индексации инфляции.

Базовый норматив платы, например, для азота диоксида был установлен в пределах ПДВ – 456 руб./т, а ВСВ – 2280, пыль неорганическая с содержанием SiO2 – 121 и 605 и т.д. Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в природную среду определены как произведение годового удельного экономи­ческого ущерба на показатель относительной опасности конкрет­ного ингредиента (Ai). Для выбросов были установлены платежи для 217 веществ, а для сбросов в поверхностные водоемы – 198.

При определении платы от передвижных источников загрязне­ния окружающей среды учитывается объем загрязняющих веществ, определяемый через использование топлива. Плата за размещение (складирование) отходов зависит от установленных лимитов, а так­же от токсичности отходов, их количества и места складирования. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат за размещение единицы (мас­сы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие клас­сы токсичности отходов, и на ыкоэффициенты индексации платы.

К сожалению, анализ показывает, что с течением времени пла­та за загрязнение окружающей среды не в полной мере выполня­ет основные функции по стимулированию природоохранных ме­роприятий и аккумулированию средств на охрану природы. Ко­нечно, существенную роль на снижение роли платы оказал общий экономический фон. В связи с этим платежи оказались символи­ческими в силу несвоевременной индексации. В 1995 г. поправоч­ный коэффициент был равен только 17. С января 2001 г. предель­ный коэффициент индексации установлен – 94. Кроме того, не всегда достоверны данные о загрязнении окружающей среды.

Мониторинг не может также дать достаточно, точную информа­цию. Поэтому в основном пользуются выборочным инструментально-лабораторным контролем и расчетным методом. В случае обнару­жения сокрытия объемов выбросов (сбросов) и отходов они при­равниваются к сверхлимитным. То же самое относится и к загряз­нениям, на которые не были получены лимиты.

В случае аварийных ситуаций из-за залповых сбросов (выбро­сов) наносится огромный ущерб населению, объектам хозяйства и природе. В этом случае штрафные санкции устанавливаются в 25-ти кратном размере от норматива платы за загрязнение окружающей среды.

Практика применения действующей системы платы пока­зала, что основные ее недостатки состоят в следующем:

· Нормативы платы за загрязнение установлены не на все загрязняющие вещества, образующиеся на предприятиях.

· Многие предприятия (особенно небольшие) обладают слабой материальной базой контроля, поэтому плата за загряз­нение является заниженной даже по тем веществам и ингредиен­там, для которых имеются нормативы платы.

· В силу изменившихся экономических и других условий нуждается в уточнении нормативная база платы за загрязнение.

· В действующей системе платы за загрязнение недостаточ­но учтен фактор изменения стоимостных и ценовых пропорций в период 1992–1998 гг. Коэффициенты индексации платы за заг­рязнение не сопоставимы с фактическими темпами роста инф­ляции, поэтому аккумулируемые за счет нее средства быстро обесцениваются.

· Текущая ситуация неплатежей приводит к трудностям в сборе денег, т.е. на систему платы за загрязнение оказывают вли­яние конкретные проблемы переходной экономики.

· Системой платы не охвачены некоторые распространен­ные виды негативного воздействия на окружающую среду (бак­териологическое, радиационное и др.).

· Действующая государственная система мониторинга выб­росов становится весьма дорогостоящей и требует совершенство­вания.

Тем не менее применение действующего механизма опре­деления и взимания платы за загрязнение окружающей среды доказало его жизнеспособность и правильность основных приме­няемых принципов.

За прошедшие годы перечень реально поступающих в окру­жающую среду и контролируемых загрязняющих веществ значи­тельно расширился, в связи с этим был расширен перечень заг­рязняющих веществ, по которым устанавливаются базовые нор­мативы платы.

Базовые нормативы платы, несмотря на ежегодную индек­сацию, абсолютно неадекватны изменившимся экономическим условиям, стоимостным и ценовым пропорциям, действовавшим на период их установления.

средства экологических фондов являются единственным источником финансирования природоохранной де­ятельности.

В идеальном случае система платного природопользова­ния должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) – в преде­лах между стандартом и лимитом и сверхустановленного лими­та. Экологический налог должен представлять собой своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом тер­ритории.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

· Существуют два типа методов воздействия на предприятия-загязнители – административные и экономические. Если предприятие-загрязнитель затрачивает средства на природоох­ранные мероприятия либо приобретает права па загрязнения, то такой метод носит название «загрязнитель платит». Если же общество или какие-то его группы желают улучшить состоя­ние окружающей среды и готовы платить за это, то такой ме­тод реализации природоохранной политики носит название «жертва платит». Владение определенной долей ассимиляци­онного потенциала означает обладание правом размещать в ок­ружающей среде определенное количество вредных отходов. Если этим правом владеет предприниматель, то для сокраще­ния отходов «жертве» ничего не остается, как купить у него часть таких прав, чтобы сократить загрязнение. Если ассими­ляционным потенциалом владеет «жертва», то платить прихо­дится предпринимателю.

· Прямое административное регулирование предполагает установление лимитов выбросов для каждого источника загряз­нения, за которыми следят государственные службы. Если у пред­приятия выбросы не превышают лимита, плата за квоту все равно взимается.

· С целью установления нормативов определяются стан­дарты качества среды. Исходя из того состояния природы, за пре­делы которого выйти нельзя, местные власти определяют лими­ты для предприятий и выдают соответствующие «лицензии на загрязнение».

· Экономические меры управления качеством среды весьма разнообразны: налоги на продукты, потребление которых неизбеж­но вызывает загрязнение окружающей среды (налог па бензин, со­держащей свинец), целевые субсидии (направленные на реализа­цию специальной программы, установку природоохранного обору­дования), налоговые льготы и т.д. В настоящее время получил ши­рокое распространение метод ступенчатого назначения платежей.

ПОВТОРИМ

1. Укажите административные методы, которые используются при построении механизма управления природопользованием.

2. Укажите экономические методы, которые используются при построении (механизма управления природопользованием.

3. Какие методы по установлению платежей за загрязнение окружа­ющей природной среды опробовались в ходе эксперимента?

4. Источники платы за загрязнение окружающей среды, исполь­зуемые в ходе эксперимента?

5. Как рассчитать базовый норматив платы за выбросы (сбросы) конкретных загрязняющих веществ и за размещение отходов?

6. Какие коэффициенты применяются при корректировке базо­вых нормативов?

7. Назовите действующие источники платы за загрязнение окру­жающей среды.

Наши рекомендации