Наш саламахин тимофей михайлович
Шакин А.А.,
полковник в отставке,
профессор, доктор технических наук.
Гаваза В. С.,
доцент, кандидат технических наук,
участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, 1986 год.
Саламахин Тимофей Михайлович - создатель авторитетной научной школы учеников и последователей, подготовил большое количество кандидатов и докторов военных и технических наук.
Его ученики активно работают не только в Военно-инженерной академии, но и в ряде научно-исследовательских институтов, в организациях промышленности, в войсках и штабах и имя им - легион.
Тимофей Михайлович и до сих пор активно участвует в учебном процессе и воспитании слушателей-офицеров и курсантов. Его лекции отличаются научной глубиной и одновременно доходчивостью и практической направленностью. Постоянно работает со слушателями в кружке ВНО, вовлекая их в разработку актуальных вопросов (теории и практики взрывных работ, устройства и преодоления заграждений.
Многие слушатели, активно работавшие в кружке ВНО, стали адъюнктами, успешно закончили обучение, защитили диссертации и уже работают преподавателями в академии и в военно-инженерных училищах.
Профессор Саламахин Т.М. - автор большого количества учебников и учебных пособий, постоянно совершенствует их, добиваясь при научной достоверности необходимой доходчивости. Участник боев в Сталинграде и Берлине, активно внедряет фронтовой опыт применения взрыва и заграждений на конкретных примерах решения задач инженерного обеспечения.
Генерал-майор в отставке Саламахин Тимофей Михайлович обладает высокими организаторскими способностями. Более 20 лет руководил коллективом преподавателей кафедры инженерных заграждений, впервые разработал ряд дисциплин по изучению основ газовой динамики, теории действия взрыва, устройства, разведки и преодоления заграждений. Своим авторитетом и умением работать с людьми сплотил коллектив кафедры в интересах достижения успеха в обучении и воспитании офицеров-слушателей.
Командование Академии и инженерных войск высоко ценят научную и педагогическую деятельность профессора Саламахина Т.М. Он неоднократно вместе с командованием инженерных войск, участвовал в ответственных испытаниях, учениях и сборах, готовил командованию материалы по ряду важных вопросов применения и преодоления заграждений в современных условиях. Руководил созданием пособия по ведению боевых действий в условиях наземной минной войны для наших войск в Афганистане, которое помогло сократить потери на минах, устанавливаемых противником, особенно на дорогах в горах. Под его научным руководством в учебно-материальную базу на полигоне, ранее ориентированную на борьбу с вероятным противником на Западном ТВД, были внесены существенные изменения и дополнения, связанные с задачами преодоления и устройства заграждений ограниченным контингентом наших войск в Афганистане.
Тимофей Михайлович всегда уделял большое внимание не только разработке высокоэффективных инженерных боеприпасов, но также их хранению на базах и складах, подчеркивая, что без этого все расчеты системы заграждений останутся на бумаге. При переработке Руководства по хранению, несмотря на нажим "сверху", когда штабные чиновники пытались дать рекомендации по сокращению безопасных расстояний между хранилищами инженерных боеприпасов для "удешевления" хранения, Тимофей Михайлович выступил резко против. В результате были запланированы широкомасштабные испытания на Семипалатинском полигоне, где был оборудован опытный склад боевых инженерных боеприпасов различного назначения практически всей существовавшей в то время номенклатуры инженерных боеприпасов.
Руководителем этих ответственных и опасных испытаний командование назначило генерал-майора Саламахина Т.М. Он четко организовал работы по загрузке хранилища склада (в центральном хранилище было заложено 240 тонн тротила). Испытывались различные типы хранилищ: открытые, полузаглубленные, заглубленные с различными типами боеприпасов.
В результате испытаний (центральное хранилище - 240 тонн тротила было взорвано по радио с расстояния около 5 км) были получены ценные данные, позволившие внести существенные изменения в Руководство "Склады инженерных боеприпасов" и ввести специальный курс на факультете руководящего состава.
Результаты проведенных испытаний получили высокую оценку командования, а Тимофей Михайлович еще раз подтвердил свои высокие организаторские способности, показал, что он не только кабинетный ученый.
Этот авторитет и был основанием его участия как "первопроходца" при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Уже 3 мая Тимофей Михайлович и тогда еще адъюнкт, а ныне начальник кафедры Гаваза В.С. по вызову НИВ МО Аганова С.Х. - члена Правительственной комиссии - вылетели специальным самолетом к месту катастрофы и приступили к работе.
Правительственная комиссия приняла решение охлаждать аварийный четвертый реактор жидким азотом. Для прокладки труб для подачи азота необходимо было пробить несколько железобетонных стен толщиной до 2-х метров с противооткольной стальной одеждой.
Подготовленные саперы из десантно-штурмовой бригады под руководством Тимофея Михайловича и Владимира Семеновича Гавазы успешно выполнили поставленную задачу.
Работы велись в условиях радиоактивного заражения местности, Мосле взрыва долго оседала пыль, а результаты нужны были как Можно скорее, поэтому к месту взрыва ползли по лабиринтам конструкций в простейших марлевых повязках, невольно глотая пыль.
Взрывники помогали метростроевцам, разбивая взрывом железобетонные плиты на пути проходки туннеля под реактор.
Эти первопроходцы во главе с Тимофеем Михайловичем делали все необходимое для ускорения ликвидации аварии до тех пор, пока их не сменили 17 мая.
За самоотверженность, героизм, квалифицированное выполнение заданий Правительства Тимофей Михайлович и Владимир Семенович награждены орденами "За службу Родине".
ОДА ВОИНУ И УЧИТЕЛЮ
(К юбилею Тимофея Михайловича)
I. ВОИНУ
Наш юбиляр прошел войну сполна.
Познал утраты горечь и Победы радость.
И подвиги отметила страна,
Украсив грудь геройскую наградами за храбрость.
В войну ты много испытал,
От Дона к Волге отступал,
Мосты взрывал, друзей терял,
В боях тяжелых возмужал
От Бога командиром стал.
А в Сталинграде из последних сил
Стоял со всеми, как скала,
Фашистов к Волге не пустил,
И разгромил врагов дотла…
Затем, как тот комбат,
Ногою оттолкнувшись от Урала,
Вспять повернул войну.
Вот так и ты освобождал страну.
Из Волги силы Русь всегда черпала.
Прошел победный путь до стен Берлина.
Бои тяжелые, что снятся и поныне,
И в Знамени Победы над Рейхстагом
Есть твой пусть скромный, но бесценный вклад,
Сознанье, что сражался ты под этим стягом,
Дороже всех наград.
II. УЧИТЕЛЮ
Талант Учителя, как говорят, от Бога.
Свое призвание нашел в академических стенах,
Вложил в учеников ты сил и знаний много
И командиров вдумчивых прибавилось в войсках.
Профессор, доктор, генерал
Заслуженным в науке стал,
Достиг, казалось бы вершины,
Но трудишься упорно и поныне,
Идешь все дальше вверх, вперед
И в глубину, чтоб выяснить причины.
Непререкаем твой авторитет.
Желаем мы, чтоб много лет
Ты силы духа сохранил,
На благо Родины творил,
Здоровым и счастливым был.
Глава III
"РЯДОВЫЕ" ЧЕРНОБЫЛЯ
КАПИТАН ВАЛЕНТИН АНДРЕЕВИЧ БОНДАРЕВ -
КОМАНДИР БАТАЛЬОНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК
Дьячкин А.Г.,
генерал-майор в отставке,
первый зам. нач. Политического управления,
участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, 1986 год.
В настоящее время - Ответственный секретарь центрального совета Общероссийского общественного Объединения
"Союз ветеранов железнодорожных войск РФ".
Героизм и стойкость, беспримерное мужество Российской Армии у каждого поколения нашего народа вызывали восхищение и с самые добрые воспоминания. Подвиги воинов и традиции русской армии были и есть - непоколебимы. И нынешнее поколение воинов своим ратным трудом приумножает их повседневно. В веках не померкнет подвиг солдат, сержантов и офицеров, гражданского персонала Вооруженных Сил СССР, совершенный при ликвидации последствий катастрофы на Ч АЭС.
Одним из боевых отрядов Советской Армии были воины-железнодорожники. Их самоотверженный ратный труд в опасной для жизни радиоактивной зоне - яркий пример для нашей молодежи сегодня.
Прошло более 12 лет, но до сего времени выявляются новые факты героических действий военных по спасению погибавших жителей в опасной зоне Чернобыльской Атомной Электростанции.
Находясь среди воинов-железнодорожников с первых дней прибытия в район бедствия отдельного железнодорожного батальона, могу утверждать, что командование, командир батальона капитан Бондарев В.А. сумели организовать на самоотверженный ратный труд солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров по восстановлению подъездных железнодорожных путей.
Каждый участник ликвидации последствия аварии проявил высокую ответственность и глубокую внутреннюю потребность в выполнении своего воинского долга, требований присяги. Воины-железнодорожники трудились с особым упорством, проявляя инициативу в выполнении поставленных задач.
Валентина Анатольевича я знал еще курсантом Ленинградского высшего ордена Ленина Краснознаменного училища железнодорожных войск и военных сообщений им. М.В. Фрунзе.
В 1975 году он поступил в училище. Был активным и целеустремленным курсантом, а в 1979 году он стал офицером железнодорожных войск. И вот через 7 лет встречаю воспитанника вуза в должности командира отдельного Гвардейского батальона, которому поручено выполнить задание в экстремальных условиях. В его действиях по командованию батальоном группа генералов и офицеров железнодорожных войск, возглавляемая генерал-лейтенантом Виноградовым А.А., не разочаровалась. Капитан Бондарев В.А. оказался энергичным, профессионально подготовленным командиром, способным организовать труд подчиненных. Его деловые качества и умение строить добрые человеческие взаимоотношения в воинском коллективе, определять главное в деятельности, самостоятельно принимать решения свидетельствовали о том, что он прошел хорошую школу жизни в семье, школе при получении среднего образования и технической специальности, в военном вузе и воинском коллективе, после окончания высшего училища.
В. Бондарев родился 25 июля 1955 года в г. Могилеве БССР, в трудовой семье. Отец, Анатолий Яковлевич, работал водителем на автокомбинате, мать, Зинаида Васильевна, на базе "Белмясорыбторг". В силу занятости родителей Валентин воспитывался у бабушки с дедушкой - Ефросиний Моисеевны и Якова Анатольевича Бондаревых, проживающих в д. Копани Чаусского района Могилевской области.
Как и все бабушки и дедушки, они прививали первому внуку, по его словам, трудолюбие, порядочность, уважительное отношение к сверстникам и старшим. И внуку с учетом возраста приходилось помогать бабушке с дедушкой на приусадебном участке в уходе за живностью, в заготовке сена и дров к зиме. В летнее время разрешалось со всей ребятней деревни купаться в реке Реста.
Перед школой появились друзья из числа заводил - Толя Ванюшкин и Сережа Шпартов. Любимые занятия троицы с одного двора - это речка, лес, богатый ягодами и грибами. Но были и другие привлекательные места для сельской ребятни. На полях и в лесах Могилевской области после Великой Отечественной войны оставалось немало мест, где велись боевые сражения Красной Армии с немецко-фашистскими захватчиками. И хотя за любопытство иногда перепадало от деда, неуемная энергия и интерес брали свое - пели раскопки в блиндажах, окопах, ходах сообщения, находили боеприпасы, закладывали их в костер и из-за укрытия наблюдали за фейерверками. А в последующем оправдывался перед бабушкой - почему грязные рубашка, штаны и сам неумытый?
Как и у всех, детство пролетело быстро. Подошло время идти в школу. И когда родители в 1963 году привезли сына в город и определили в 1 класс школы № 26 на улице Строителей города Могилева, то еще долгое время пришлось ему вспоминать о той "вольнице" и незабываемых друзьях деревенской жизни.
Школу полюбил. К учебе относился серьезно. Все дисциплины давались ему легко.
Среди самых уважаемых учителей были директор школы Карнаухов Михаил Гаврилович, классный руководитель Новик Нелли Николаевна, физрук Стрельцов Николай Иванович. Находился среди активистов пионерской и комсомольской организации школы, в которой проучился с 1-го по 9-й класс. От мероприятий не уходил, а во всех начинаниях принимал самое активное участие, охотно выполнял поручения, а нередко сам являлся организатором увлекательных игр. Взрослел, прибавлялось энергии, проявлял личную инициативу.
Родители, особенно сестра Людмила, поддерживали и поощряли хорошие идеи. Так он оказался в музыкальной школе. Затем увлекся спортом и добился в этом положительных результатов, до призыва в армию выполнил норматив кандидата в мастера спорта по вольной борьбе. Неоднократно участвовал в областных и республиканских соревнованиях. Занимал призовые места, о чем свидетельствуют ныне хранящиеся призы, вымпелы, грамоты.
Весь уклад школьной жизни был направлен на получения учениками твердых знаний, привитие им трудолюбия, спортивных достижений, полезный отдых в свободное от учебы время. И.В. Бондарев это освоил. Сложившийся коллектив мальчишек и девчонок школы и установившаяся дружба между ними продолжаются и в настоящее время. Годы службы в армии, учебы и работы после школы не расстроили этой дружбы. Школьные товарищи Геннадий Савкин, Владимир Деревяшкин, Анатолий Пусовский, Анатолий Фомин, Татьяна Федосевич, Полина Глебова постоянно поддерживают связь, и заслуга в этом принадлежит Валентину Бондареву, умеющему дорожить и поддерживать товарищеские отношения.
В.А. Бондарев был призван в ряды Советской Армии в 1974 году и направлен для прохождения службы в ракетные войска, в учебное подразделение, по окончании которого попал служить в часть ЛенВО. Организованность и высокая воинская дисциплина были восприняты им положительно, и, не раздумывая, он решает связать свою судьбу с военной карьерой. В звании младшего сержанта в 1975 году прибывает кандидатом для поступления в училище железнодорожных войск и военных сообщений.
Курсантом В. Бондарев был примерным и настойчивым в достижении поставленной цели.
Друзья по учебе Евгений Удовенко, Сергей Малышев, Сергей Усачев характеризуют его как человека организованного, принципиального, умеющего держать слово и сплотить коллектив.
Командирские качества курсанта В. Бондарева полно изложены в аттестации на присвоение первичного офицерского звания - лейтенант: "За период учебы в училище зарекомендовал себя дисциплинированным, исполнительным сержантом. На 3 и 4 курсах исполнял обязанности командира учебной группы. Проявлял требовательность к подчиненным, хорошие организаторские способности по увлечению их на решение стоящих задач. В принимаемых решениях не допускает поспешности и горячности... По характеру спокоен, уравновешен. В коллективе общителен, среди товарищей пользуется деловым авторитетом. Профессию Советского офицера любит. Выполнил нормы ВСК 2 степени. Достоин присвоения офицерского звания "лейтенант".
По распределению л-т В. Бондарев был направлен в Гвардейскую часть, которая дислоцировалась в городе Чопе, на должность командира кадрового взвода. Становление в должности шло эффективно. Взвод постоянно находился в числе передовых. Показатели по боевой и специальной подготовке были высокими. И его как достойного офицера в 1981 году назначают командиром путевой роты. Повышали в должности - В. Бондарев усиленно работал над совершенствованием своего профессионального мастерства, изучением методики лучших офицеров по руководству подчиненными.
Учитывая полученные знания и приобретенный опыт, результаты командования ротой, в 1984 году ему дают новое назначение - начальник штаба отдельного батальона, а через 4 месяца приказом начальника железнодорожных войск назначают командиром этого же батальона.
Батальон имел свои особенности и трудности: сложные условия строительства, отсутствие в достаточном количестве для семей военнослужащих жилья, неустойчивое состояние с дисциплиной среди личного состава.
Но при поддержке и оказании помощи командиром соединения полковником Лапшиным В.В. (ныне генерал-полковник), офицерами соединения в батальоне была разработана программа работы с офицерами, личным составом, предусматривающая мероприятия по повышению организованности, утверждению твердого воинского порядка, повышению заинтересованности у воинов в результатах своего труда. В ходе реализации плана повысилась активность офицеров, они стали увереннее подходить к решению сложных задач, стоящих перед батальоном. Их энергия и профессионализм сказались на сплоченности воинского коллектива. Была обновлена с учетом требований времени к боевой подготовке учебная база, полигоны к новому учебному году.
Личный состав явился инициатором соревнования в соединении. Этот почин был поддержан. В 1986 году зимний период учебы по боевой подготовке батальон закончил с хорошими показателями, принятые обязательство выполнил.
Повысилась организованность и дисциплина. И когда потребовалась организованная и мобильная воинская часть для решения трудных задач по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, командованием корпуса было принято решение - направить в район бедствия батальон, которым командовал капитан Бондарев В.А. И батальон, в полном составе, со штатной техникой совершил 500-километровый марш-бросок в район станции Вильча за 15 часов.
А на следующий день личный состав приступил к выполнению строительно-восстановительных работ. Для капитана Бондарева В.А. наступили дни напряженного ратного труда. Он успевал побывать на всех объектах работ, оценить состояние дел, проконтролировать мероприятия по созданию безопасных условий труда подчиненных на зараженной местности, вместе с командирами подразделений наметить задачи на следующий день и определить систему обеспечения строительными материалами и техники безопасности личного состава. За 15 дней с момента прибытия в зону были сооружены подъездные пути к новой промбазе Чернобыльской АЭС. В июне восстановлены железнодорожные пути к 4-му энергоблоку ЧАЭС. Такие темпы обеспечивались за счет четкой организации труда и высокой профессиональной подготовки командира, офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат батальона.
Ратный героический труд большинства из них по достоинству оценен. За умелые действия и проявленное мужество при выполнении заданий многие воины были награждены орденами и медалями. Командир батальона капитан Бондарев В.А. в ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС проявил умение и организаторские способности по поддержанию боевой готовности и руководству подразделениями квалифицированно и высокими темпами решать поставленные задачи в условиях радиоактивного заражения.
За успешное выполнение правительственного задания награжден орденом Красной Звезды.
В ходе дальнейшей службы он был назначен начальником штаба соединения, а с 1990 по 1994 годы - командир железнодорожного соединения. Зарекомендовал себя на этих должностях положительно. Его сослуживец, начальник политотдела соединения того времени полковник Беликов В.Т. так характеризует Бондарева В.А.: "Обладает высокими боевыми качествами. Организован в работе. Умеет определить Главное направление в решении задач боевой подготовки. Высокую требовательность к подчиненным сочетает с •иботой об их нуждах. В решении служебных вопросов объективен".
В настоящее время полковник Бондарев Валентин Анатольевич инляется заместителем начальника кафедры Военно-транспортного университета железнодорожных войск Российской Федерации. Передает свои знания, накопленный опыт курсантам Университета, I отовя их к нелегкой воинской службе в железнодорожных войсках и органах военных сообщений.
Глава III
"РЯДОВЫЕ" ЧЕРНОБЫЛЯ