III.Административная и гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения
Общее понятие административного правонарушения (проступка) дается в Кодексе об административных правонарушениях. Административным правонарушением считается противоправное, виновное действие или бездействие, не влекущее за собой уголовной ответственности, но за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Под экологическим административным правонарушением (проступком) следует понимать противоправное, виновное, предусмотренное действующим законодательством деяние, нарушающие установленный в Российской Федерации экологический правопорядок.
В связи с обновлением российского законодательства значительные изменения претерпели и составы экологических проступков, предусмотренных главой 8 КоАП РФ. Сейчас эта глава включает (с учетом внесенных изменений) 40 составов экологических проступков.
В данный перечень не вошли составы правонарушений, которые по тем ли иным признакам не относятся к экологическим. В основном это правонарушения, посягающие на хозяйственные, имущественные интересы природопользователей. К ним следует причислить уничтожение межевых знаков, повреждение водохозяйственных сооружений и устройство, нарушение правил их эксплуатации, повреждение сенокосов и пастбищных угодий, уничтожение и повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях гослесфонда и т. д.
Применительно к экологическим составам административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия: предупреждение, штраф, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискацию незаконно добытой продукции, лишение гражданина специального права на занятие определенной деятельностью.
Изъятие орудий и средств совершения правонарушения, а также незаконно добытой продукции характерно для экологических поступков, связанных с незаконным природопользованием (незаконная порубка леса, незаконные охота и рыболовство). Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется привозложении ответственности за незаконную охоту (лишение права на охоту на три-пять лет).
Наиболее распространенным видом административной ответственности за экологические проступки является штраф.
Штраф (в переводе с немецкого - наказание) применяется как мера наказания в уголовном праве, в гражданско-правовых договорах. Наиболее широкое поле его применения - административные отношения.
Цель штрафа воспитательная, предупредительная. Несмотря на то, что штрафные санкции связаны с определенными денежными суммами, штраф никогда не рассматривался как мера компенсации. Поэтому сумма штрафа может превышать причиненный вред или, наоборот, быть меньше его, или может назначаться при отсутствии какого-либо вреда. Взыскание административного штрафа по действующему правилу не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного вреда. Это обстоятельство важно подчеркнуть, если иметь в виду. что в средствах массовой информации, в кругу экономистов по недоразумению называют штрафами платежи, которые предприятие выплачивает за выбросы, сбросы, захоронение вредных веществ как плату за загрязнение окружающей среды.
Экологические правонарушения подобного рода объединяют на данный момент девять составов. Один из них - нарушение требований санитарного законодательства - взят из Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, остальные - из Закона РФ об охране окружающей природной среды.
Субъектом экологических проступков данной группы являются физические (достигшие возраста административной ответственности) и юридические лица, которые обеспечивают реализацию права на жизнь, на чистую, здоровую и благоприятную окружающую среду.
Субъективная сторона рассматриваемых составов экологических проступков может быть как в форме умысла, так и неосторожности, небрежности. Разумеется, есть проступки, которые могут быть совершены только с прямым или косвенным умыслом. Это составы, касающиеся сокрытия экологической информации, незаконного расходования экологических фондов. Основная масса правонарушения против экологической безопасности совершается с косвенным умыслом, т.е. при таком состоянии, когда виновный знал и сознательно допускал нарушения во имя достижения свой цепи.
Объективная сторона экологических составов занимает главное место. Большинство составов содержит бланкетные нормы, т.е. отсылающие к действующим правилам, требования которых нарушаются. Такие правила содержатся прежде всего в законах, а также подзаконных актах, в другом нормативном материале.
Несоблюдение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, эксплуатации объектов рассмотрено в ст. 40-45 Закона об охране окружающей природной среды, где эти требования изложены.
Порядок складирования, сжигания, переработки и захоронения отходов, за несоблюдение которых наказывает ст. 84 Закона, изложен в ст. 54 этого же Закона. Правила транспортировки, хранения, применения химических средств, кроме ст. 51 Закона, содержатся в подзаконных актах, устанавливающих соблюдение правил oxраны труда и техники безопасности при работе с химическими веществами.
По-иному трактуется нарушение в составах, где предусматривается ответственность за невыполнение требований экспертизы и предписаний органов государственного экологического контроля. Подобные требования, исходящие от властных структур, опираются не на свод правил, а на правовой статус органов государственного экологического контроля, наделенного правом применения принуждения.
Три статьи в рассматриваемой группе имеют сходное содержание: загрязнение окружающей среды, превышение нормативов ПДВ, нарушение санитарного законодательства.
В понятие загрязнение, как подчеркивалось ранее, теперь входит превышение установленных нормативов. Но не предельных выбросов, а предельных концентраций. В зависимости от конкретной ситуации превышение нормативов со стороныотдельного хозяйствующего субъекта может и не привести к ухудшению экологической обстановки - благоприятное стечение обстоятельств, метеоусловий, отсутствие превышений на соседних объектах. Однако отсутствие последствий не должно снимать опасности самого экологического правонарушения.
Административное правонарушение, выражающееся в нарушении санитарных (правил, включает в себя элементы превышения ПДВ и загрязнения окружающей среды). Но данное правонарушение значительно шире названных экологических проступков. Оно охватывает весь круг отношений, который вкладывается в понятие «санитарная охрана окружающей среды».
Среди новелл экологических административных правонарушений законодательство предусматривает два состава, не известных мировой практике. Первый касается ответственности за сокрытие или искажение экологической информации - это умышленное правонарушение. Оно выражается в невыполнении государственными органами - исполнительными и специально уполномоченными - обязанностей в области охраны окружающей природной среды и предписаний санэпиднадзора. Субъектами ответственности здесь выступают должностные лица, обязанные по долгу службы своевременно выдавать необходимую информацию о состоянии окружающей среды.
Под самовольным занятием и использованием природного объекта понимается овладение природным объектом, использование его без соответствующего разрешения компетентных органов государства. Порядок выделения природных объектов в собственность, владение, пользование, аренду, выдачи лицензий на использование природных благ регулируется отраслевым природноресурсовым законодательством: в отношении земель - ЗК РФ, недр - Законом о недрах, лесов - Основами лестного законодательства, вод - Основами водного законодательства и т.д.
К самовольному занятию и использованию приравниваются и такие действия, которые хотя и совершаются по решению компетентного органа, но с нарушением приятного порядка. Самовольными считаются действия, когда они совершаются под прикрытием той или иной сделки, запрещенной законом: приобретение земельного участка по договору купли-продажи, когда запрещена законом, наследование земельного участка, когда таковое законом не предусмотрено.
Самовольным занятием и использованием Закон считает восемь составом экологических правонарушений. Среди них собственно занятием земель можно считать три, вод - одно, недр - одно. В остальных случаях речь идет о самовольном использовании природных ресурсов и присвоении продуктов природы.
Разумеется, в этой группе правонарушений лидирует земля как объект самовольного занятия: состав «самовольное занятие земельных участков» распространяется на все земельные отношения, кроме лесных, на которых есть специальная статья.
В лестных отношениях земля рассматривается как составная часть лесного фонда, и к правонарушениям здесь отнесены самовольное занятие участков лестного фонда и самовольный обмен участков лесного фонда, обмен или самовольная переуступка права лесопользования.
Закон запрещает самовольное пользование недрами и самовольное занятие и пользование водными объектами.
Относительно недр закон запрещает самовольное пользование в различных вариантах: самовольная добыча песка, гравия, других общераспространенных полезных ископаемых без разрешения местных исполнительных органов; самовольная разработка недр для добычи золота, других драгоценных металлов, добыча нефти, газа без соответствующей лицензии.
Как уже отмечалось, данные правонарушения можно отнести к экологическим лишь в том случае, когда непременным результатом противоправного поведения является вред природной среде либо реальная угроза его причинения.
Такой же оценки заслуживает группа правонарушений, связанных с самовольным сбором и использованием продуктов природы, - сенокошение и выпас скота, самовольный сбор, промысловая заготовка дикорастущих пледов, сбор, порча лесной подстилки, уничтожение плодородного слоя лестных почв. Всего 11 составов административных правонарушений можно отнести к нарушениям по земле.
Несовершенство законодательства о недрах проявляется в относительно малом перечне составов экологических правонарушений, связанных с недрами. Отсюда в реестре административных составов недра представлены всего лишь двумя случаями: нарушение правил охраны и правил по геологическому изучению недр. Статьи охватывают весьма широкий диапазон действий и поэтому могут быть использованы практически во всех случаях защиты недр от загрязнения и истощения.
Вопрос охраны водных ресурсов представлен в КоАП РФ одной статьей, но также с широким диапазоном. К нарушениям правил охраны водных ресурсов можно отнести нарушение любой нормы водного законодательства.
Закон РФ от 14 июля 1992 года. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года предусматривают новый порядок определения размера штрафа, взыскиваемого с граждан, должностных лиц, юридических лиц: исходя из минимального размера оплаты труда. Изменился и порядок взыскания штрафа: законодательство отказывается от использования административных комиссий и передает все полномочия по взысканию штрафных санкций соответствующим ведомственным структурам. Среди них Минприроды, Роскомзем, Рослесхоз и другие органы охраны окружающей природной среды.