Понятие демографического взрыва и связанные с ним проблемы

В начале эпохи неолита, за 6-7 тыс. лет до н.э., на Земле было не более 10 млн. человек. К началу новой эры число жителей плане­ты составляло не более 25 млн. Понадобилось свыше 1,5 тысячелетий, чтобы численность населения мира удвоилась. Следующее удвоение произошло уже всего лишь за два столетия - к началу XIX в. число жителей Земли приблизилось к 1 млрд. Новое удвоение заняло 120-130 лет. Двухмиллиардный рубеж был перейден в 20-е годы бывшего столетия, и всего лишь за последние 50 лет население мира удвоилось еще раз и превысило 4 млрд.

В 1980 г. население Земли составило 4,5 млрд. человек. По под­счетам специалистов, занимающихся проблемами демографии, населе­ние планеты увеличивается сейчас на 172 человека в минуту, 250 тыс. в день и на 90 млн. в год.

Огромное ускорение роста населения, особенно ярко выраженное в XX в., получило название демографического взрыва. В этом отно­шении к наиболее развитым регионам демографами ООН были отнесены: СССР, страны Европы, США, Канада, Япония, Аргентина, Уругвай, Чили, Австралия, Новая Зеландия; к менее развитым регионам - все остальные страны.

Главной ареной ускоренного роста населения в XIX в. была За­падная Европа. Здесь в этот период произошел демографический взрыв, который с точки зрения мировой демографической динамики имел ограниченное локальное значение. Население Западной Европы в середине XIX в. составляло 15-20 % мирового населения и увели­чивалось в период своего наибольшего роста на 1% в год.

В менее развитых регионах ускорение роста населения началось в XX в. и было гораздо более значительным, чем в развитых регионах. К середине столетия темпы роста населения увеличились здесь в 5-6 раз, достигнув 2 % в год, и продолжают повышаться. Теперь на долю менее развитых регионов приходится 70% всего населения мира. Таким образом, демографический взрыв в этих регионах приобрел масштабы мирового - высокие темпы роста населения зем­ного шара в настоящее время определяются темпами его роста в осво­бодившихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

К началу XX в. число жителей нашей планеты составило 1,6 млрд. К концу века все население составляло свыше 6 млрд. человек, и рост численности населе­ния по прогнозам ООН не остановится (рис. 1).

Понятие демографического взрыва и связанные с ним проблемы - student2.ru

Рис. 1. Схема демографического взрыва.

Демографический взрыв неразрывно связан с демографической революцией - коренным переворотом в области воспроизводства на­селения, которое представляет собой единство двух противоречивых процессов: рождаемости и смертности. Сущность демографической ре­волюции заключается в установлении нового, несравненно более эффек­тивного контроля над смертностью и рождаемостью. Переход к интен­сивному типу воспроизводства населения начался в нескольких стра­нах Западной Европы и охватил весь мир.

Природные ресурсы.

Природа в целом, как и многие ее компоненты, обладающие общественной полезностью, широко используется человеком в сфере материального производства. Вся совокупность природных объектов и явлений, используемых в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления называется природными ресурсами.

Природные ресурсы способствуют созданию материальных бо­гатств, обеспечивают условия существования человечества, повышают качественные показатели его жизни. Большинство из них реально используются в производстве (реальные ресурсы) или их использование возможно лишь в будущем, по мере развития науки и техники (потенциальные ресурсы}. К последним, в частности, можно отнести космиче­ские излучения, метеоритное вещество, земной магнетизм, атмосферное электричество и т. п.

Существует несколько классификаций природных ресурсов:

1). естественная классификация - разделение природных ресур­сов по природным группам: водные, воздушные, почвенные, ресурсы животного мира, растительные, ископаемые, климатические, энергия Солнца и т. п.;

2). естественно-экономическая классификация, соглас­но которой естественные группы природных ресурсов подразделяются на:

а) используемые в материальном производстве (промышленности, сельском хозяйстве);

б) используемые в непроизводственной сфере;

3). классификация природных ресурсов по их исчерпаемости, согласно которой все природные ресурсы делятся на: а) неисчерпаемые; б). исчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы (следует понимать как относительно неисчерпаемые, поскольку в природе неисчерпаемой является только материя, переходящая из одних форм я другие) в свою очередь делят на две группы: безусловно и условно неисчерпаемые. К первым отно­сятся солнечные и космические излучения, энергия ветра, гравита­ционная энергия, тепло земных недр и др., ко вторым - те ресурсы, которые хотя и не исчерпываются, но могут изменять свои свойства при использовании: природные воды, воздух и др.

Исчерпаемые при­родные ресурсы (которые тратятся или разрушаются в процессе исполь­зования) также состоят из двух групп: исчерпаемых восстанавливае­мых (возобновимых) и исчерпаемых невосстанавливаемых (невозобновимых). К группе исчерпаемых невозобновимых принадлежит боль­шинство полезных ископаемых - нефть, уголь, торф др. Сюда же относятся и природные ландшафты. К группе исчерпаемых возоб­новимых ресурсов принадлежат, прежде всего, биологические ресурсы - растительность и животный мир, если их представители не уничто­жены или не доведены до критического количества. Биологические ресурсы способны в сравнительно короткий исторический период - на протяжении лет или десятилетий - восстановиться качественно и количественно, если уничтожение их прекратится или ослабеет. К этой группе принадлежат и почвы, которые утратили плодородие, но сохранились физически, некоторые минералы и горные породы.

7. Содержание занятия:

· Самостоятельная работа студентов:

1. Решение тестовых заданий для определения исходного уровня знаний

2. Решение тестовых заданий для определения заключительного уровня знаний

3. Решение ситуационных задач по данной теме (Приложение).

· Работа с преподавателем по теме занятия:

1. Оценка исходного уровня знаний по исходным вопросам.

2. Совместная работа с преподавателем по теме занятия:

- Место человека в биосферных процессах.

- Среда, окружающая человека и ее специфика.

- Проблемы роста и развития человеческой популяции.

3. Оценка заключительного уровня знаний студентов (контрольные вопросы)

4. Обсуждение результатов СРС

5. Подведение итогов занятия

· Контроль исходного и итогового уровня знаний

Тестовые задания для определения исходного уровня знаний студентов

1. Одна из оболочек Земли, состав и энергетика которой в существенных своих чертах определены работой живого вещества называется……………….

2. Этап эволюции биосферы, который характеризуется ведущей ролью разумной и сознательной деятельности человеческого общества в развитии биосферы называется…………

3. Газообразная оболочка планеты, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли называется:

А). гидросфера

Б). литосфера

В). атмосфера

Г). биосфера

4. Атмосферу делят на:

А). тропосферу

Б). стратосферу

В). экзосферу

Г). термосферу

Д). все перечисленное верно

5. Атмосферу делят на:

А). стратосферу

Б). стратосферу

В). мезосферу

Г). термосферу

Д). все перечисленное верно

6. Главными составными частями атмосферы являются:

А). азот

Б). кислород

В). аргон

Г). аргон

Д). все перечисленное верно

7. Совокупность всех вод Земли называется:

А). гидросфера

Б). литосфера

В). атмосфера

Г). биосфера

8. Верхняя «твердая» оболочка Земли, постепенно переходящая с глубиной в сферы с меньшей прочностью вещества называется:

А). гидросфера

Б). литосфера

В). атмосфера

Г). биосфера

9. Всю совокупность организмов на планете В.И. Вернадский назвал:

А). косное вещество

Б). живое вещество

В). биогенное вещество

Г). биокосное вещество

10. Совокупность тех веществ в биосфере, в образовании которых живые организмы не участвуют называется:

А). косное вещество

Б). живое вещество

В). биогенное вещество

Г). биокосное вещество

11. Геобиосфера состоит из:

А). террабиосферы

Б). литобиосферу

В). аквабиосферу

Г). верно А, Б

Д). верно А, Б, В

12. Укажите уровни существования живого вещества:

А). молекулярный

Б). клеточный

В). тканевый

Г). органный

Д). все перечисленное верно

12. Укажите уровни существования живого вещества:

А). организменный

Б). популяционно-видовой

В). биоценоз

Г). биосферный

Д). все перечисленное верно

13. По способу питания живые организмы подразделяются на:

А). автотрофные

Б). гетеротрофные

В). биоавтотрофные

Г). верно А,Б

Д). верно А, Б, В

14. Автотрофы подразделяются на:

А). фотоавтотрофы

Б). хемоавтотрофы

В). биотрофы

Г). верно А, Б

Д). верно А, В

15. Гетеротрофы подразделяются на:

А). сапротрофы

Б). биотрофы

В). фотоавтотрофы

Г). верно А, Б

Д). верно А, В

Контрольные вопросы для определения исходного уровня знаний

1. Биосфера как глобальная экосистема.

2. Основные свойства биосферы.

3. Эволюция биосферы.

Тестовые задания для определения заключительного уровня знаний

студентов

1. В чем заключается содержание экологии человека как науки?

А). выяснении взаимообусловленности отношений человека с окружающей его средой

Б). познание закономерностей антропогенного влияния на природные экосистемы

В). научное обоснование путей создания гармоничных отношений общества и природы

Г). изучение закономерностей функционирования экосистем

Д). изучение закономерности организации сообществ

2. Какие существуют виды адаптации организмов к условиям среды?

А). индивидуальные

Б). групповые

В). типовые

Г). семейные

Д). общие

3. Назовите формы групповых адаптаций:

А). изменение морфологических признаков

Б). изменение физиологических реакций

В). функциональные изменения

Г). генетические изменения

Д). изменение трофики

4. Чем характеризуются индивидуальные адаптации организмов к неблагоприятным факторам среды?

А). происходят в относительно короткий промежуток времени

Б). формируются при длительном воздействии неблагоприятного фактора

В). имеют функциональную природу

Г). формируются на генетическом уровне

Д). формируют новые морфологические признаки и физиологические реакции

5. Чем характеризуются групповые адаптации организмов к неблагоприятным факторам среды?

А). происходят в относительно короткий промежуток времени

Б). формируются при длительном воздействии неблагоприятного фактора

В). имеют функциональную природу

Г). формируются на генетическом уровне

Д). формируют новые морфологические признаки и физиологические реакции

6. Какие адаптивные типы выделяют в соответствии с преобладающими факторами географической среды?

А). тропический

Б). арктический

В). высокогорный

Г). умеренного климата

Д). пустынный

7. Какие морфофункциональные признаки характерны для людей тропического адаптивного типа?

А). удлиненная форма тела

Б). относительное уменьшение массы тела при увеличении длины конечностей

В). более интенсивное потоотделение

Г). низкие показатели основного обмена

Д). значительная плотность тела

8. Какие морфофункциональные признаки характерны для людей арктического типа?

А). значительная плотность тела

Б). сильно развитая костно-мускульная система

В). большой объем грудной клетки

Г). усиленный энергообмен

Д). низкие показатели основного обмена

9. Какие морфофункциональные признаки характерны для людей высокогорного адаптивного типа?

А). высокий рост

Б). увеличение продольно-поперечного индекса грудной клетки

В). высокий уровень основного обмена

Г). повышенный уровень гемоглобина

Д). повышенное потоотделение

10. Какие существуют хозяйственно-культурные типы сообщества людей?

А). присваивающий тип с преобладанием собирательства, охоты, рыболовства

Б). тип примитивного земледелия и скотоводства

В). тип промышленного производства с высокоразвитым земледелием и животноводством

Г). тип специфического производства

Д). сельскохозяйственный тип

11. Укажите причины продолжающегося роста численности населения Земли:

А). снижение детской смертности в развивающихся странах

Б). высокая рождаемость в развивающихся странах

В). высокая рождаемость в развитых странах

Г). снижение детской смертности в развитых странах

Д). снижение заболеваемости взрослого населения в развивающихся странах

12. Какие проявления роста сопротивления среды по отношению к человеческой популяции наблюдаются в настоящее время?

А). значительное увеличение затрат на получение продуктов питания

Б). возникновение новых опасных болезней человека

В). частая встречаемость нарушений иммунологического и психического статуса

Г). увеличение численности населения

Д). повышение рождаемости

13. Вся совокупность природных объектов и явлений, используемых для прямого и непрямого потребления называется………….

14. К безусловно неисчерпаемым ресурсам относятся:

А). энергия ветра

Б). тепло земных недр

В). гравитационная энергия

Г). солнечные излучения

Д). все перечисленное верно

15. К группе исчерпаемых возобновимых ресурсов принадлежат:

А). растительность

Б). полезные ископаемые

В). животный мир

Г). верно А, Б

Д). верно А, В

Контрольные вопросы для определения заключительного уровня знаний

1. Место человека в биосферных процессах.

- Объекты изучения и содержание экологии человека, связь с общей экологией.

- Человек как биосоциальное существо.

- Эволюционные особенности человека, как биологического вида.

- Видовые качества, позволяющие человеку построить собственную экологическую систему: интеллект, создание орудий труда, энерговооруженность, умение накапливать, хранить и передавать поколениям информацию.

- Резкое уменьшение зависимости от природной среды и представленных ею ресурсов вследствие преодоления действия лимитирующих факторов, изменения границ оптимума за счет использования пищевых ресурсов сельского хозяйства, построения жилищ, использования одежды и др.

- Нарушение естественных механизмов регулирования численности человеческой популяции устранением воздействующих в природной среде абиотических и биотических факторов.

- Нарушение свойственных природным экосистемам закономерностей функционирования.

- Отрицательные последствия нарушения человеком круговоротов основных биогенных элементов.

- Изменение границ экологических ниш, влияние на функции живого веществ в биосфере.

- Отчужденность человека от природы.

- Отличие экологической ниши человека от экологических ниш других живых существ.

2. Среда окружающая человека.

- Специфические особенности действия антропогенных факторов.

- Компоненты среды, окружающей человека: собственно природная среда, преобразованная человеком природная среда, созданная человеком искусственная среда, социальная среда.

- Особенности окружающей человека среды в урбосистемах.

3. Проблемы роста и развития человеческой популяции.

- Демография – наука о народонаселении.

- Связь демографических и экологических проблем.

- Основные понятия демографии и их сущность.

- Динамика роста народонаселения в историческом аспекте.

- Причины современного «демографического взрыва», страны, в которых он проявляется в наибольшей степени.

- Возрастные пирамиды в развивающихся и развитых странах.

- Динамика численности человеческой популяции в Казахстане.

- Прогноз численности населения.

- Теория Т.Мальтуса.

- Факторы возможной стабилизации и уменьшения численности населения в перспективе: ограниченность природных ресурсов, условия жизни, социально-экономические и генетические механизмы.

- Природные ресурсы как лимитирующий фактор выживания человека.

- Основные виды природных ресурсов.

- Понятие об исчерпаемых, неисчерпаемых, возобновимых, невозобновимых, рассеиваемых и уничтожаемых ресурсах.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. Избранные лекции. – М.:КРУК, 1992, 255 с.

2. Сытник К.М., Брайон А.В., А.В. Гордецкий. Биосфера. Экология. Охрана природы. Справочное пособие. Изд. «Наукова думка», 1987, 523 с.

3. Экология человека: Основные проблемы /Под ред. В.П.Казначеева, В.С. Преображенского. М.:Наука, 1988, 221 с.

Дополнительная

1. Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека. – М.:Прогресс, 1975, 150 с.

2. Казначеев В.П., Яншина Ф.Т. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы и экологии человека. – М.:Знание, 1986, 48 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Науки о Земле», № 3).

3. Миллер, Т. Жизнь в окружающей среде: Пер. с англ. В 3 т. Т.II. /Т. Миллер; Под ред. Г.А. Ягодина. - М.: Прогресс-Пангея, 1994.

4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь/Под ред. А.М. Гилярова. – М.: Устойчивый мир, 1999, 304 с.

5. Реймерс, Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник. / Н.Ф. Реймерс. - М: Просвещение, 1992. - 320 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации