Опыт 5. Определение рН почвенного образца
Материалы и оборудование
Коническая колба на 100 мл
Технические весы
Стакан на 50 мл
Воронка и фильтровальная бумага
рН-метр
Почвенный образец
Шпатель
Дистиллированная вода
Методика проведения опыта
1. Взвесьте на весах 10 грамм почвы, поместите в коническую колбу, залейте 50 мл дистиллированной воды и энергично перемешивайте в течение 10 минут.
2. Дайте взвеси почвы отстояться и отфильтруйте жидкость над осадком в стакан через складчатый фильтр в воронке.
3. Измерьте соответствующее значение рН водной вытяжки почвы на рН-метре.
4. Повторите эксперимент с почвенными образцами из разных районов.
Примечание. При исследовании почвы рН является одной из наиболее важных характеристик. Несмотря на простоту определения, значение рН зависит от множества взаимодействующих факторов и служит хорошим показателем содержания питательных веществ в почве; кроме того, величина рН указывает на то, какие виды растений (и соответственно животных) могут успешно развиваться на данных почвах. Кислые почвы, как правило, менее богаты питательными веществами, поскольку в меньшей степени способны удерживать катионы. Можно выделить ряд экологических групп растений по отношению к рН почвы:
- ацидофильные виды – растущие на кислой почве (рН = 4,5-6,7 – торфяные почвы);
- нейтрофильные – на почвах с рН = 6,7-7,0 – большинство культурных растений;
- базифильные – на почвах с рН > 7,0 – индифферентные – виды, произрастающие на почвах с различным значением рН.
5. Сделайте вывод по полученным значениям рН, к каким типам (кислым, нейтральным, основным) относится анализируемый образец почвы. Обоснуйте какую роль играет рН почвы,для жизнедеятельности растений и обитателей почвы (эдафобионтов).
Контрольные вопросы
1. Что называется повой и под действием каких факторов она образуется?
2. Какие структурные компоненты входят в состав почвы?
3. Какие факторы определяют структуру почвы и каково её значение для растений и почвенных организмов?
4. Как определяется органическое вещество почвы? Что такое гумус и какую роль он выполняет в составе почвы?
5. Какова степень аэрации почвы и какую роль она играет в жизни растений и эдафобионтов?
6. На какие виды подразделяется вода в почве? Какую роль в жизни обитателей почвы играют гравитационная, капиллярная, гигроскопическая вода? Что называется полевой влагоемкостью?
7. Как можно определить содержание воды, воздуха, органического вещества, текстуры, рН почвы?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Коробкин, В. И. Экология : учеб. / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – 18-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 601 с.
2. Николайкин, Н. И. Экология : учеб. / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. – 8-е изд., перераб. и доп.– М. : Академия, 2012. – 576 с.
3. Колесников С. И. Экология : учеб. пособие / С.И. Колесников. – М.: Дашков и Ко; Ростов н/Д : Академцентр, 2012. – 384 с.
Дополнительная:
1. Акимова, Т. А. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда : учеб. / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. – 3-е изд., перераб. и доп.– М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.
2. Бродский, А. К. Общая экология : учеб. / А. К. Бродский. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2010. – 256 с.
3. Марфенин Н. Н. Экология : учеб. / Н. Н. Марфенин.– М. : Академия, 2012. – 512 с.
4. Степановских, А. С. Экология : учеб. / А. С. Степановских. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 703 с.
5. Экология : учеб. / под ред. В. В. Денисова. – М. : МарТ; Ростов н/Д : МарТ, 2006. – 768 с.
6. Воронков, Н. А. Экология : общая, социальная, прикладная : учеб. / Н. А. Воронков. – М. : Агар, 2006. – 424 с.
7. Горелов А. А. Экология : учеб. / А. А. Горелов. – М. : Академия, 2009. – 400 с.
8. Радкевич, В. А. Экология : учеб. / В. А. Радкевич. – Минск : Высш. школа, 1997. – 159 с.
9. Степановских, А. С. Биологическая экология. Теория и практика : учеб. / А. С. Степановских. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 791 с.
10. Чернова, Н. М. Общая экология : учеб. / Н. М. Чернова. – М. : Дрофа, 2004. – 416 с.
Приложение 1. Относительная влажность воздуха,в зависимости от показаний сухого и влажного термометров, %
Показания сухого термометра | Показания влажного термометра | |||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Рис. 1. Психрометрический график
ИЛЬЯСОВА Асия Иргалиевна
ИЗУЧЕНИЕ АБИОТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Учебно-методическое пособие
К проведению лабораторных занятий по экологии
Для студентов всех направлений подготовки
Технический редактор: Р.С. Юмагулова
Подписано к печати 12.01.14. Формат 60х84 1/16.
Бумага газетная. Гарнитура «Таймс».
Усл. печ. л. 2,44. Уч.-изд. л. 3. Тираж 100 экз.
Цена свободная. Заказ № 17.
Отпечатано с готовых авторских оригиналов
на ризографе издательского отдела
Уфимской государственной академии экономики и сервиса
450078, г. Уфа, ул. Чернышевского,145; тел. (347) 278-69-85.