Эксплуатации автомобильного транспорта

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Методические указания к практическим занятиям по курсу

«Основы рационального природопользования» для студентов бакалавриата, обучающихся по программе «Экологический менеджмент»

направления подготовки 080200 – Менеджмент

Екатеринбург

УрФУ

УДК 504.062 (076)

Составители: Е. Р. Магарил, И. В. Рукавишникова

Научный редактор канд. хим. наук Л. М. Теслюк

Основы рационального природопользования : методические указания к практическим занятиям по курсу «Основы рационального природопользования» / сост. Е. Р. Магарил, И. В. Рукавишникова – Екатеринбург : УрФУ, 2012. – 44 с.

В работе представлены методические указания к практическим занятиям по разделам «Экологизация эксплуатации автотранспорта», «Мероприятия по охране компонентов гидросферы», «Условие экологической безопасности территории» курса «Основы рационального природопользования».

Работа предназначена для студентов бакалавриата всех форм обучения направления 080200 – Менеджмент (Экологический менеджмент); может быть использована для практических занятий по курсу «Экология» для студентов всех специальностей технических факультетов.

Библиогр.: 5 назв. Табл. 12. Рис. 7.

Подготовлено кафедрой «Экономика природопользования»

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Составители: Магарил Елена Роменовна

Рукавишникова Ирина Владимировна

Редактор И. В. Меркурьева

Компьютерный набор И. В. Рукавишниковой

Подписано в печать 14.12.2012. Формат 60х84 1/16.

Бумага писчая . Плоская печать. Усл. печ. л. 2,56.

Уч.-изд. л. 2,03. Тираж 50 экз. Заказ

Редакционно-издательский отдел ИПЦ УрФУ

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

[email protected]

Ризография НИЧ УрФУ

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

© Уральский федеральный университет, 2012

Предисловие

Природоохранные мероприятия призваны обеспечить комплексную защиту всех компонентов окружающей среды (атмосфера, литосфера, гидросфера, растительный и животный мир) от отрицательного антропогенного воздействия. Эти мероприятия должны быть направлены не только и не столько на ликвидацию нежелательных последствий человеческой деятельности (истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды), сколько на предотвращение этих явлений, рационализацию природопользования.

Настоящие методические указания составлены с целью предоставить студентам информацию о мероприятиях по охране атмосферного воздуха от загрязнений, выбрасываемых при эксплуатации автомобильного транспорта, и мероприятиях по предотвращению загрязнения водоемов сточными водами промышленных предприятий, познакомить студентов с методикой определения демографической емкости территории, являющейся одним из способов выражения антропогенной нагрузки на территорию. Таким образом, приведены материалы по трем разделам курса «Основы рационального природопользования».

Методические указания содержат данные о масштабе и характере загрязнения атмосферы автомобильным транспортом; о возможных вариантах повышения экологической безопасности эксплуатации автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями; знакомят студентов с методикой сравнительной оценки этих вариантов.

Приведены также сведения о видах, составе и структуре сточных вод промышленного предприятия; предложен способ определения приоритетных загрязняющих веществ. Рассмотрены некоторые принципы, на которых основано действие устройств по очистке вод от примесей; конструктивные особенности этих устройств, их характеристики и области применения.

Предлагаемые студентам работы призваны формировать навыки моделирования реальной экологической ситуации, определения эффективности и экономичности природоохранных мероприятий, выбора оптимального их варианта по ряду критериев.

ОЦЕНКА ВАРИАНТОВ ПОВЫШЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Задание

1. Оценить суммарную токсичность выбросов за год автомобилями с бензиновыми и дизельными двигателями по двум вариантам природоохранных мероприятий.

2. Определить вклад основных компонентов отработавших газов в суммарную токсичность выбросов.

3. По результатам расчетов построить гистограммы, проанализировать экологическую эффективность предлагаемых мероприятий.

4. Сопоставить экономичность предлагаемых вариантов природоохранных мероприятий, сделать вывод о большей целесообразности одного из них.

Исходные данные

Средний пробег автомобиля за год L, тыс. км ………………………….……..………10

Средний расход топлива, л, на 100 км:

- для бензиновых двигателей ……………………………………..………….………….10

- дизельных двигателей……………………………………………….………….………30

Средняя стоимость используемого топлива, р./л:

- бензинов……………………………………………………………..……………….….30

- дизельных топлив…………………………………………………………………….…30

Стоимость одного каталитического нейтрализатора для автомобиля с бензиновым двигателем, тыс. р. ………………………..…………………….………………………..10

Стоимость комбинированной системы фильтр–нейтрализатор для автомобиля

с дизельным двигателем, тыс. р. ……………………...………………….……….…12

Срок службы каталитического нейтрализатора, г. …………………………….…….….3

Срок службы комбинированной системы фильтр-нейтрализатор, г ………………..…3

Стоимость многофункциональной присадки, к./л:

- для бензинов……………………………………………………………………..…….…2

- дизельных топлив………………………………………………………………….…….6

Природоохранные мероприятия для предприятия, в автопарке которого имеются автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями, предлагаются с учетом того, что автомобили с бензиновыми двигателями оборудованы системой впрыска топлива и используют только неэтилированный бензин. Применение каталитических нейтрализаторов и системы фильтр–нейтрализатор увеличивает расход топлива на 10 %.

Для снижения токсичных выбросов, производимых автомобилями предприятия, предложено 2 альтернативных природоохранных мероприятия:

- применение трехкомпонентных каталитических нейтрализаторов для автомобилей с бензиновыми двигателями и комбинированной системы фильтр–нейтрализатор для автомобилей с дизельными двигателями (природоохранное мероприятие 1);

- применение многофункциональной присадки к бензинам и дизельным топливам (природоохранное мероприятие 2).

Данные о выбросах загрязняющих веществ одним автомобилем на единицу пробега представлены в табл. 1.1.

Наши рекомендации