Рекомендации по развитию КСО

ОАО «РЖД» одна из крупнейших компаний в своей отрасли не только на территории России, но в мировом масштабе. Устойчивое развитие компании и успех реализации ее корпоративной социальной ответственности зависят от способности компании управлять нефинансовыми рисками.

Нефинансовые риски компании – результат наступления рискового события, вытекающего из взаимодействия компании с заинтересованными сторонами, а также действий заинтересованных сторон, которые могут отрицательно сказаться на деятельности компании в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности, т.е. привести к ущербу (в т.ч. и финансовому), потере выгоды.

Нефинансовые риски характеризуют ту неопределенность, которая связана как с отношением, поведением заинтересованных сторон, их ожиданиями, так и с влиянием деятельности компании на заинтересованные стороны. К нефинансовым рискам ОАО «РЖД» относит риски политические, правовые, природно-климатические и техногенные, риски экономические, социальные, экологические, риски, связанные с потребителями, и репутационные.

Задачей ОАО «РЖД» по управлению рисками является своевременное выявление, предупреждение, контроль и минимизация негативных последствий рисков в различных сферах деятельности компании, возникающих (или которые могут возникнуть) при взаимодействии с заинтересованными сторонами. В целях управления рисками компания учитывает как возможные неблагоприятные события (угрозы), так и благоприятные события (возможности). Управляя рисками, компания тем самым определяет для себя новые перспективы развития в области социальной ответственности.

Для управления рисками компания разработала ряд регламентирующих документов, направленных на обеспечение выполнения требований законодательства и своих обязательств: коллективный договор ОАО «РЖД», кодекс деловой этики ОАО «РЖД», функциональная стратегия управления рисками в ОАО «РЖД», функциональная стратегия управления финансами ОАО «РЖД», об основных принципах корпоративного управления, которым следует ОАО «РЖД» в своей деятельности, планах по совершенствованию практики корпоративного управления, типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта дочернего и зависимого общества ОАО «РЖД», экологическая политика ОАО «РЖД», экологическая стратегия ОАО «РЖД» и др.

Возможности и потенциал компании по обеспечению устойчивого развития и управлению нефинансовыми рисками характеризуются наличием в компании:

• квалифицированного персонала и развитой системы менеджмента (в экономике, экологии и социальной сфере);

• активной кадровой политики, направленной на обеспечение престижа профессий железнодорожного транспорта путем повышения конкурентоспособности заработной платы по сравнению с другими отраслями экономики и формирование мотивационных механизмов для закрепления высокопрофессиональных кадров;

• мощной материально-технической базы;

• государственной поддержки развития компании;

• эффективного оборудования и технологий, в т.ч. природоохранного назначения;

• стимулирования новых научных разработок, направленных на снижение воздействия на окружающую среду;

• опыта в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности;

• участием в работе государственных органов, определяющих политику в области развития железнодорожного транспорта, в разработке законодательных и нормативных актов.

Основной механизм управления рисками – распределение рисков по группам заинтересованных сторон, анализ их интересов, разработка мер по согласованию их интересов и интересов компании и построение прежде всего взаимовыгодного взаимодействия с теми из них, которые существенно влияют на значимость риска для компании.

Что касается социальных и благотворительных программ, то и тут Компания старается охватить как можно больше направлений. Успевая уделить внимание каждому из них. У этой деятельности имеется два направления, первое – социальные инвестиции. Именно в этом направлении осуществляется помощь детям, живущим в детских домах, помощь образовательным и медицинским учреждениям, проводятся стипендиальные программы и различные социальные конкурсы. Цель таких конкурсов - повысить эффективность региональных организаций (муниципальных и общественных), которые работают в социальной сфере, для динамичного развития территорий.

Так как Компания имеет широкий географический охват, она может задействовать огромное число людей, что особенно важно – детей. Также, Компания, оказывает материальную и организационную поддержку различным общественным организациям и объединениям.

Второе направление - программы спонсорства и традиционной благотворительности. Здесь Компания оказывает адресную поддержку социально-незащищенным слоям населения, оказывает помощь народам Крайнего Севера, организует донорские акции.

В качестве рекомендаций по усовершенствованию КСО в ОАО «РЖД» можно считать:

· дальнейшее усовершенствование действующей КСО,

· содействие с другими социально-ответственными организациями,

· распространение практики КСО.

Заключение

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Проведенный анализ, помог увидеть, что в Российской практике успешно применяются принципы КСО, более того, уже существуют компании, которых можно считать образцовыми в данном направлении. Одной из таких компаний является ОАО "РЖД".

ОАО "РЖД" осуществляет свою деятельность уже более десяти лет, за этот период Компания успела сформировать социально-ответственное поведение, как в отношении работников, так и в отношении окружающего Компанию внешнего сообщества, и, конечно же, в отношении окружающей среды.

Компания успешно взаимодействует со всеми заинтересованными сторонами, ориентируя свою социальную деятельность на их интересы. ОАО "РЖД" активно внедряет и использует различные программы поддержки и спонсорства, помогая различным слоям населения.

В целом, политика Компании включает последовательную работу по внедрению в деловую практику принципов устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. ОАО "РЖД" соблюдает все принципы социальной хартии российского бизнеса и по праву считается образцовой компанией в этом направлении.

Приложения

Приложение 1.

Технические характеристики ОАО "РЖД"

Эксплуатационная длина железных дорог 85,2 тыс. км
Протяженность электрифицированных линий 43,3 тыс. км
Доля в грузообороте транспортной системы России 45,3%*
Доля в пассажирообороте транспортной системы России 26,4%
*С учетом трубопроводного транспорта.
   
Парк подвижного состава
Вид Количество, тыс.
Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы) 11,1
Грузовые вагоны всех типов* 242,2*
Маневровые локомотивы (тепловозы) 6,1
Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) 3,1
Пассажирские вагоны дальнего следования 24,1
Пассажирские вагоны пригородных поездов 15,6

Библиографический список

1. [Электронный ресурс] РЖД – официальный сайт. // URL:http://rzd.ru/.html

2. [Электронный ресурс] Кодекс деловой этики / РЖД – официальный сайт. // URL:http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5104&id=6582

3. [Электронный ресурс] Нефинансовая отчетность ОАО «РЖД» // Российский союз промышленников и предпринимателей, 2015. URL: http:// http://www.rspp.ru/simplepage/157

4. Фиглин Л. Модель управления качеством социальной ответственности организации/ Л.Фиглин // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 2.

[1] Фиглин Л. Модель управления качеством социальной ответственности организации/ Л.Фиглин // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 2.

[2]Официальный сайт ОАО «РЖД» Электронный ресурс [http://rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=628]

Наши рекомендации