Ленинский принцип неисчерпаемости материи

Суть Ленинского принципа неисчерпаемости материи

состоит в его положении: «Электрон также неисчерпаем, как и атом. Природа бесконечна» (Полн. собр. соч. Т. 18. С. 277). Идея о неисчерпаемости материи — атома, электрона и других элементарных частиц — результат конкретизации основных положений о движении материи. Открытые в конце XIX — начале XX в. такие составные части атома, как электрон, протон, нейтрон, многими физиками рассматривались абсолютно простыми бесструктурными точечными образованиями, но дальнейшее развитие физики показало чрезвычайно сложный состав элементарных частиц. В настоящее время неисчерпаемость электрона и других материальных частиц становится метрологическим принципом в истолковании все более широкого круга явлений материального мира.

Методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология науки— учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Очевидно, что формирование новых теорий, воззрений и принципов в естествознании становится возможным лишь на основе методологии, которая наиболее полно и адекватно отражает явления материального мира.

1.3.4.1. Онтологическая сторона
неисчерпаемости материи

Можно выделить две стороны неисчерпаемости материи: онтологическую и гносеологическую. Рассмотрим первую.

Онтология— учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы и принципы бытия, его структуры и закономерности.

Онтологическая сторона неисчерпаемости материивыражает неисчерпаемость материального мира самого по себе, т. е. бесконечность его структуры, свойств, связей, взаимодействий, существующих независимо от познающего субъекта. Неисчерпаемость материи в онтологическом смысле выражает:

■ бесконечность всего многообразия природы, с одной стороны;

■ бесконечность структуры вглубь любого конечного материального объекта, с другой стороны.

1.3.4.2. Гносеологическая сторона
неисчерпаемости материи

Гносеология — теория познания — изучает закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследует ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Гносеологическая сторона неисчерпаемости материивключает в себя:

■ признание принципиальной познаваемости внешнего мира, с одной стороны;

■ утверждение о невозможности полного, абсолютного знания свойств и структуры материального мира на каждом данном этапе развития теории и практики, с другой стороны.

Познание— бесконечный процесс углубления наших знаний в сущность вещей, переход от одного уровня знания к другому.

Относительное, неполное знание шаг за шагом приближается к абсолютному, полному знанию.

Абсолютное познаниеявляется предельным состоянием бесконечно развивающейся вширь и вглубь науки. Научное познание, научные истины являются лишь приблизительным отражением действительности. На любой сколь угодно высокой ступени своего развития познание ограничено своими собственными достижениями. Даже общественная практика не является абсолютным критерием истины. Абсолютного критерия вообще не существует.

Характер разрешения противоречий между принципиальной возможностью исчерпывающего знаниявсех свойств и связей, наблюдаемых у явлений материального мира, и невозможностью этого абсолютного знанияна каждом уровне развития науки лежит в представлении об идеализированных образах вещей, обладающих конечным числом свойств и конечной структурой. Например, в физике вводятся понятия абсолютно твердого тела, идеального газа, идеальной жидкости; разрабатываются для них теории и законы, а затем делаются поправки на реальные случаи. Этот же принцип используется при построении любых математических моделей, когда реальное число свойств ограничивается, но модели тем не менее хорошо «работают». Такая идеализация является необходимым условием познания свойств реальных вещей, так как каждый идеализированный образ более или менее точно и полно отражает свойства реальных вещей.

В завершении рассмотрения этого вопроса вернемся еще раз к неисчерпаемости электрона и атома. Ученые обнаруживают все новые и новые частицы, одни из которых живут долго по сравнению с человеческой жизнью, другие — доли секунды. Частицы могут трансформироваться, обнаруживать как корпускулярные, так и волновые свойства (см. ТЕМУ 3, 3.8, 3.9). Все это — исследование атома, которое сейчас уже не вызывает былого энтузиазма, а открытие новой частицы не делает сенсации.

Другое дело — Вселенная. Как зародилась наша Вселенная? Из чего и когда? Где конец и начало нашей Вселенной? На эти вопросы пытаются ответить физика, астрономия, астрофизика идр. Любое открытие или просто известие, касающееся этой темы, вызывает сенсацию. Следовательно, пока четкие границы Вселенной не обозна-

чены и не доказаны, ее можно считать такой же неисчерпаемой, как и атом.

Таким образом, на макро- и микроуровнях, через онтологическую и гносеологическую теории мы приходим к выводу о неисчерпаемости материи, выступающей против догматизации и абсолютизации научного знания.

Наши рекомендации