Мероприятия по энергосбережению
В данном разделе дипломник должен описать мероприятия по экономии электроэнергии, которые можно внедрить на данном предприятии.
Выполнение в дипломной работе раздела “Энергосбережение” вооружает выпускника теоретическими и практическими навыками, необходимыми для:
- выбора состава показателей энергоэффективности при изготовлении продукции и при эксплуатации энергопотребляющего оборудования;
- организации и проведения энергетических обследований, с целью определения потенциала энергосбережения на предприятии и составления программы энергосбережения;
- проектирования и эксплуатации оборудования, технологических процессов в соответствии с требованиями законодательных актов и стандартов по энергосбережению;
- выполнения требований органов государственного надзора за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
- для разработки мер финансового (инвестиционного) характера, поощряющих энергосбережение;
- прогнозирования развития и оценки последствий, вызванных в рыночных условиях возможной негативной динамикой цен и тарифов на ТЭР, а также и для принятия мер по предотвращению возможных негативных последствий.
В пояснительной записке дипломного проекта материалы раздела “Энергосбережение” излагаются в отдельной главе, именуемой “Энергосбережение”,
которая имеет следующие подразделы:
1. Постановка проблемы.
2. Анализ существующего положения.
3. Мероприятия по энергосбережению.
4. Оценка эффективности мер по энергосбережению.
5. Выводы.
Материалы раздела “Энергосбережение” необходимо выполнять в сочетании с
другими разделами дипломного проекта. Поэтому вопросы “Энергосбережение” должны раскрываться при технико-экономическом обосновании проекта, в его основных частях: технологической, графической и др.
Выводы по разделу “Энергосбережение” должны освещаться в докладе при защите дипломного проекта перед Государственной аттестационной комиссией.
Материалы раздела “Энергосбережение” должен дополнять и развивать выполняемую студентом тему дипломного проекта. Должны быть приведены как общеорганизационные меры в области энергосбережения на предприятии с учетом принципов энергосберегающей политики государства и требований государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов, так и описаны и обоснованы разработанные мероприятия, направленные на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Вся нормативная техническая литература, использованная в разделе “Энергосбережение”, приводится в общем “Библиографическом списке” пояснительной записки дипломного проекта.
Перечень основной и дополнительной нормативной, учебной, технической и научной литературы, которая может быть использована при выполнении раздела “Энергосбережение”, приведен в списке рекомендуемой литературы.
Оформление текста раздела “Энергосбережение” должно соответствовать оформлению текста пояснительной записки дипломного проекта с применением компьютерного набора, машинописным способом и др.
Основные принципиальные решения (энергосберегающие мероприятия), как и основные показатели по “Энергосбережение”, рекомендуется представлять на отдельном листе графической части дипломного проекта.
Во время преддипломной практики студенты должны ознакомиться с организацией работы по энергосбережению на предприятии и собрать следующие сведения:
- об обоснованных мероприятиях в программе энергосбережения предприятия, составленной по результатам его энергетического обследования;
- о потенциале энергосбережения на предприятии (объемах нерационально используемых ТЭР);
- основные показатели деятельности предприятия, в объеме энергетического паспорта промышленного потребления ТЭР или энергетического паспорта организации;
- об объеме, площадях, ограждающих конструкциях производственного здания (цеха) по месту практики, организации в нем вентиляции, отопления, освещения. Сравнить с проектными показателями;
- о фактических показателях работы энергопотребляющего оборудования, технологических процессов, сопоставить эти показатели с проектными, со среднемировыми или достигнутыми в отдельных странах (приложение 1);
- о выполнении энергосберегающих мероприятий в цехе по месту практики;
- о предписаниях Госэнергонадзора по рациональному использованию энергоресурсов и об их выполнении;
- о наличии систем и узлов коммерческого и внутризаводского учета расходуемых энергоресурсов;
- о наличии системы двухтарифного учета расхода электроэнергии по времени суток;
- о действующих тарифах на топливно-энергетические ресурсы;
- о показателях нормирования удельных расходов ТЭР по конкретному цеху, технологическому процессу;
- об основных принципах стимулирования сокращения удельного потребления и рационального использования топливно-энергетических ресурсов.
При сборе данных следует особое внимание уделить изучению энергетического и
экологического паспортов предприятия, цехов, технического паспорта котельной, отчетов по энергетическим обследованиям (энергоаудиту).
При выполнении дипломного проекта (работы) студенту целесообразно использовать следующую схему – предварительно ознакомиться с соответствующими законодадельно-нормативными актами, публикациями и на основе уже имеющихся, а также собранных в период преддипломной практики материалов, нормативов, среднеотраслевых (среднероссийских, среднемировых) показателей эффективности оформлять раздел “Энергосбережение” в дипломном проекте.
Постановка проблемы. В этом подразделе, ссылаясь на директивные документы по энергосбережению, раскрываются основные принципы энергосберегающей политики государства в целом и применительно к рассматриваемому технологическому процессу, оборудованию. Перечисляются основные направления энергосберегающих мер в рассматриваемых технологической схеме и оборудовании, указываются, какие из этих мер были использованы в дипломной работе по разделу “Энергосбережение”.
Анализ существующего положения.В данном подразделе анализируется фактический баланс
потребления ТЭР предприятия, цеха или производственного участка (при его наличии) или производится оценка показателей энергетической эффективности рассматриваемого объекта, желательно в сопоставлении с лучшими российскими или среднемировыми показателями. Эти материалы являются основой для формирования мероприятий по энергосбережению.
Объектами, которые рассматриваются в разделе “Энергосбережение” дипломного проекта, могут быть:
- технологическое оборудование, машины, установки, агрегаты, потребляющие топливно-энергетические ресурсы;
- технологические процессы для производства продукции;
- технологические процессы, связанные с преобразованием и потреблением топлива и энергии на вспомогательные нужды (освещение, отопление, вентиляцию и т.п.);
- производственные подразделения (например, корпус, цех);
- предприятие в целом.
Фактический баланс потребления ТЭР может состоять из следующих разделов (их объем определяется преподавателем-консультантом):
- общее потребление энергоносителей;
- потребление электроэнергии;
- потребление тепловой энергии;
- потребление котельно-печного топлива;
- потребление моторного топлива.
Показатели энергопотребления обобщаются в произвольной форме. Необходимые данные могут быть получены из энергетического паспорта предприятия.
При выполнении дипломного проекта, связанного с разработкой или реконструкцией объекта(цеха, участка, машины, аппарата), показатели энергопотребления следует привести в сравнении: до и после реконструкции объекта, желательно по показателю “энергоемкость производства продукции”. При этом целесообразно указать, чем вызваны изменения в объемах потребления ТЭР, так и возможные изменения в структуре потребления энергоносителей.
Сравнение технологических вариантов по выпуску однородной продукции целесообразно вести по показателю “Полная энергоемкость изготовления продукции” (то есть включая расход ТЭР на добычу, транспортировку, переработку полезных ископаемых, производство сырья, материалов, деталей комплектующих изделий с учетом коэффициента использования материалов), в соответствии с ГОСТ Р 51541-99, ГОСТ Р 51750-2001.
Если на предприятии (объекте) используются вторичные ресурсы (ВЭР) и/или местные (возобновляемые) источники энергии, привести сведения об их использовании.
Необходимые обоснования и расчеты по одной из вышеприведенных или дополнительно принятых тем данного подраздела студент выполняет по указанию преподавателя-консультанта.
Мероприятия по энергосбережению. В данном подразделе студентом формируются
мероприятия по энергосбережению, в первую очередь, те, которые вытекают из анализа (оценки) показателей энергетической эффективности рассматриваемого объекта, который выполняется в предыдущем разделе работы.
При этом рекомендуется широко использовать:
- мировой опыт энергосбережения в данной отрасли промышленного производства;
- известный отраслевой опыт в России /1, 3/;
- результаты энергетических обследований, проведенных на данном предприятии или на аналогичных по своей продукции;
- мероприятия ,которые наиболее часто используются на практике в настоящее время /1 – 3/.
Более подробно возможные мероприятия изложены в работах /1 – 3/.
Следует уделять внимание, в первую очередь:
- организационным мероприятиям;
- режимным работам на оборудовании;
- возможности перехода на дифференцированные тарифы по потребленной электроэнергии;
- модернизации систем освещения;
- пересмотр мощности нагруженного оборудования;
- более глубокому использованию температуры уходящих газов топливо-потребляющих агрегатов;
- выбору энергоносителей;
- внедрению систем учета энергоносителей.
Оценка эффективности мер по энергосбережению.В данном подразделе все предложенные мероприятия классифицируются по уровню инвестиционных затрат:
- беззатратные и низкозатратные;
- среднезатратные;
- высокозатратные, исходя из имеющегося опыта и материалов, собранных в период преддипломной практики.
Целесообразно выполнить оценку эффективности одного или двух мероприятий по
энергосбережению по усмотрению студента.
Выводы.В данной заключительной части раздела “Энергосбережение” дипломник должен сформулировать выводы о показателях энергетической эффективности разработанной им новой технологии, оборудования, систем управления и т.д.
Желательно изложить это в следующей форме:
- указать потенциал энергосбережения, который оказался нереализованным в существующей технологии, оборудовании, системе и т.д.;
- привести суммарный объем энергии кВт×ч или в кг у.т., который удастся реализовать в результате проведения работы в объеме дипломного проекта.