Мероприятия по противорадиационной защите населения. Физические, химические и биологические способы защиты от радиации

Осн.мероприятиями, направленными на защиту населения от радиации в настоящее время, являются:

1) дозиметрический контроль радиационной обстановки на всей территории РБ и ее прогнозирование;

2) оповещение населения о радиационной обстановке;

3) постоянное снижение устанавливаемых дозовых нагрузок на население;

4) дезактивация территории, объектов, техники и продуктов питания;

5) захоронение образовавшихся в результате дезактивационных мероприятий радиоактивных отходов, а также отходов промышленного и с/х производства с повышенным содержанием радионуклидов;

6) ограничение свободного доступа населения на территории с высокими уровнями радиоактивного загрязнения и прекращение хозяйственной деятельности;

7) перепрофилирование в лесном и сельском хоз-ве и обеспечение радиационно-безопасных условий труда;

8) комплекс лечебно-профилактических мероприятий;

9) комплекс санитарно-гигиенических мероприятий;

10) пропаганда рационального питания;

11) контроль за переработкой и распространением загрязненных радионуклидами продуктов;

12) компенсация ущерба (социального, экономического, экологического);

13) контроль за использованием, распространением и захоронением радиоактивных материалов;

14) предотвращение распространения радионуклидов;

15) реабилитация сельскохозяйственных угодий;

16) благоустройство населенных пунктов;

17) развитие и совершенствование системы мед.диспансеризации населения, к-ое пострадало от катастрофы на ЧАЭС;

18) реализация защитных мероприятий на наиболее загрязненных территориях Гомельской, Могилевской и Брестской областей. Обеспечение мер по социальной защите граждан и снижение социально-психологических последствий катастрофы;

19) получение достоверной информации о радиоактивном загрязнении объектов окружающей среды и уровнях радиационного воздействия на население; деление пострадавших территорий на зоны с учетом накопленных эффективных доз облучения (зона эвакуации, зона с правом первоочередного отселения, зона с правом послед. отселения, зона с правом отселения , зона проживания с периодическим радиационным контролем , а также доз облучения щитовидной железы;

20) производство с/х продукции, соотв-щей требованиям республиканских допустимых уровней (РДУ);

21) проведение научных исследований последствий для здоровья населения от постоянного (хронического) воздействия малых доз радиации и разработка мероприятий по противорадиационной защите;

22) проведение мероприятий по социальной защите граждан и снижению социально-психологических последствий катастрофы;

23) международное сотрудничество по последствиям катастрофы.

Различают физические, химические и биологические способы защиты человека от радиации.

К физическим способам защиты человека от радиации относятся: защита временем и расстоянием, использование экранов от источников облучения, дезактивация продуктов питания, воды, различных поверхностей, использование средств защиты органов дыхания, вентиляция помещений, рабочих объемов и др. Эти способы применяются, в основном, персоналом, обслуживающим радиационно опасные объекты.

К химическим средствам защиты относятся: радиопротекторы, отдельные лекарственные препараты, микроэлементы.

К биологическим средствам защиты относятся: некоторые радиопротекторы, отдельные продукты питания, витамины.

Понятие охраны труда. Цели и задачи государственного управления охраной труда, государственная политика в области охраны труда. Нормативно-правовая база охраны труда в Республике Беларусь

Создание безопасных и безвредных условий труда на производстве является общегосударственной задачей Республики Беларусь.

Согласно статье 221 Трудового кодекса Республики Беларусь

«охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства».

Целью охраны трудаявляется сведение к минимальной вероятности поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда.

Для реализации цели охраны труда необходимо решать следующие задачи:1.Обеспечение соблюдения работающими требований безопасности и гигиены труда; 2.Профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям; 3.Обеспечение безопасности производственного оборудования, оснастки и инструмента; 4. Обеспечение безопасности производственных процессов;5.Обеспечение пожарной безопасности;6.Обеспечение радиационной безопасности;7.Обеспечение лазерной безопасности;8.Обеспечение безопасности дорожного движения;9.Обеспечение безопасной перевозки опасных грузов;

10.Обеспечение безопасности зданий и сооружений; 11Нормализация условий производственной среды и трудового процесса; 12.Санитарно-бытовое обеспечение работающих; 13. Защита работающих от отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса; 14.Предоставление компенсаций и льгот за работу во вредных и тяжелых условиях труда.

Охрана труда является комплексной социально-технической дисциплиной, включает производственную санитарию, технику безопасности, пожарную безопасность.

Обеспечение охраны труда остается одним из приоритетных направлений государственной внутренней политики. Государственное управление охраной труда в Республике Беларусь осуществляется на принципах социального партнерства в рамках соглашений на республиканском, отраслевом и местном уровнях.

Целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач:1.уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда; 2.усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях; 3. совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере; 4. сертификация систем управления охраной труда в организациях; 5. включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством; 6. совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда, определяет полномочия в области охраны труда республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, обеспечивает принятие и реализацию республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда.

Цель государственной политики в области охраны труда - сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:

1. Приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.

2. Обеспечение гарантий прав работников по отношению к результатам производственной деятельности.

3. Установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда.

4. Совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

5. Реализация государственной политики в области охраны труда осуществляется практической деятельностью всех институтов государства.

Основными направлениями деятельности по реализации государственной политики в области охраны труда являются:

совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда; создание систем управления охраной труда на всех уровнях; сертификация систем управления охраной труда в организациях; разработка методов оценок и прогнозирования профессиональных рисков по отраслям и сферам деятельности; экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий; упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда; организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда; повышение ответственности нанимателей и работников за соблюдение требований охраны труда; создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда.

Правоотношения в сфере охраны труда регулируются в республике следующими нормативно-правовыми актами: Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями); Трудовым кодексом Республики Беларусь;

Законами Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О сертификации продукции, работы услуг», «О стандартизации», «О единстве измерений», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О радиационной безопасности населения» и др. законодательными актами. Правовой основой организации работ по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. 41, 45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья. В рамках действующей системы государственного управления охраной труда в Республике Беларусь осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, является Трудовой кодекс Республики Беларусь. В целях реализации положений Трудового кодекса Республики Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда в различных отраслях и видах производственной деятельности.

Деятельность по охране труда регулируется также:

Постановлениями Правительства Республики Беларусь;

Нормативными правовыми актами специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля; Нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, и иных государственных организаций, подчиненных Правительству;

Локальными нормативными правовыми актами нанимателей.

Постановлением Министерства труда от 15.10.1996 № 76 утвержден перечень нормативных актов Республики Беларусь по охране труда, который включает:

Межотраслевые правила по охране труда; Отраслевые правила по охране труда; Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы; Строительные нормы и правила (СниП, СНБ); Правила безопасности;

Правила устройства и безопасной эксплуатации; Правила охраны труда;

Положения и типовые инструкции по охране труда; Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ)Отраслевые нормативные акты (документы) ССБТ;

Локальные нормативные акты, принятые в соответствии с законодательством с целью применения у конкретного нанимателя; Инструкции по охране труда на предприятии; Стандарты предприятия по охране труда и др.

Система стандартов безопасности труда является комплексом стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Система стандартов безопасности труда подразделяется на следующие основные группы:

• основополагающие стандарты ССБТ раскрывают структуры системы, определяют ее основные положения, термины и определения, устанавливают перечень и характер основных видов опасностей;

• стандарты на нормы и общие требования по видам опасностей. Эти стандарты определяют нормы и общие технические требования безопасности по видам опасностей: взрывы, пожары, шумы, вибрация и др.;

• стандарты на общие требования безопасности к производственному оборудованию;

• стандарты на общие требования безопасности к производственным процессам;

• стандарты на общие требования безопасности к средствам обеспечения безопасности труда;

• стандарты ССБТ в зависимости от принадлежности могут быть государственными; отраслевыми (ОСТ), стандартами предприятия (СТП).

Для упорядочения работы по внедрению стандартов в министерствах на основании приказа назначают основные и базовые организации, которые осуществляют координацию внедрения ССБТ в прикрепленных к ним организациях. В установленные сроки разрабатывается план внедрения. В нормативно-технической документации воплощаются требования по охране труда при проектировании и строительстве производственных предприятий, зданий и сооружений; разработке конструкций производственного оборудования; организации производства и труда; создании и применении средств защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

Наши рекомендации