Игра: «Экологический серпантин»

Цель игры:

развитие познавательной деятельности детей , проверка экологических знаний и стимулирование к их получению .

Подготовка к игре :

необходимо разделить детей на команды . Оптимальное количество команд 4-5 , детей в командах до 8 человек .

Оборудование : жетоны зеленого , красного и синего цвета , маршрутная карта , призы .

Описание игры .

Игра проводится на любой подходящей местности . Все команды получают

маршрутные карты , на которой указано местонахождение только одной

станции ( причем у всех команд разное ). при прибытии на месторасположение

станции команда получает задание с несколькими вариантами ответа . При

правильном ответе команда получает зеленый жетон и судья на этой станции

показывает направление пути на следующую станцию . При неправильном

ответе команда получает красный жетон и им указывается другое направление

в какое - то определенное место , где их встречают лешие , кикиморы и т. п.

Они берут у команды маршрутную карту и требуют откупиться . Либо

отдать зеленый жетон , либо поработать на благо Земли . За работу дается синий

жетон и за него выкупается карта . Заранее готовятся различные формы работы :

уборка мусора , посадка деревьев и т.п. Назначается несколько групп сказочных

персонажей , чтобы они находились в разных местах . Вернув маршрутную карту

нечистая си ла предлагает команде вернуться на станцию на которой они

потерпели неудачу и попробовать свои силы еще раз .По окончании игры

команды сдают жетоны и определяется победитель .

СТАНЦИИ И ЗАДАНИЯ :

( звездочкой отмечены правильные ответы )

СТАНЦИЯ "ПТИЦЫ"

Наука , изучающая птиц называется ?

1. Кинология .

2. Орнитология .*

3. Энтомология .

Какая птица выводит птенцов зимой ?

1. Филин .

2. Клест *

3. Стриж

4. Стерх

На высоте до 4500 метров летают ?

1. Ворона

2. Журавль *

3. Голубь

4. Орел

Какая птица умеет бегать под водой ?

1 . Чайка

2 . Гагара

3 . Оляпка *

4 . Зимородок

СТАНЦИЯ "НАСЕКОМЫЕ"

Назовите самого крупного паука ?

1 . Птицеед .

2. Каракурт .

3 . Тарантул .*

4. Черная вдова

Кто слышит ногами ?

1. Сверчок .

2 . Таракан .

3 .Кузнечик *

Какая из этих бабочек самая маленькая ?

1 . Моль *

2 . Стеклянница

3 . Шелкопряд .

СТАНЦИЯ ГРИБЫ

Назовите самый ядовитый гриб ?

1 .Мухомор .

2 . Бледная поганка *

3 . Желчный гриб

4 . Сатанинский гриб

Какой из этих грибов является пластинчатым ?

1. Рыжик *

2 . Белый гриб

3 . Подберезовик .

Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным ?

1 . Подберезовик

2 . Опенок *

3 . Груздь

СТАНЦИЯ "ВОЗДУХ "

Лучше всего поглощают выхлопные газы машин и взамен выделяют кислород ?

1 . Береза .

2 . Тополь

3 . Сирень

При увеличении этого газа в составе воздуха можно умереть от удушья ?

1 . Кислород

2 . Азот

3 .Углекислый газ *

4 . Уран

СТАНЦИЯ "ЛЕС "

Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов , для чего ?

1 .Для красоты

2 .Для очищения воздуха *

3 . Для того , чтобы селились птицы и животные .

4 . Для дров .

Какое дерево дольше живет ?

1 . Сосна

2. Осина

3 . Дуб *

4 . Ель .

На вырубках раньше всех вырастает ?

1. Береза *

2 . Клен

3. Сосна .

СТАНЦИЯ "ВОДА "

Наиболее загрязненное озеро ?

1 . Глухое

2 . Яльчик *

3 . Конан - ер

4. Шандыр -ер

Какое море пересыхает из-за деятельности человека ?

1. Каспийское

2 . Азовское

3 . Аральское *

4. Баренцево

По какому животному можно определить чистоту озер и рек ?

1 . Уж

2 . Рак *

3 . Лягушка

4 . Ламинария

СТАНЦИЯ "ЖИВОТНЫЕ"

У какого животного глаза вращаются на 360 градусов ?

1 . Хамелеон *

2 . Крокодил .

3 . Черепаха .

4 . Лангуст

Самое большое животное республики Марий Эл ?

1 . Кабан

2 . Медведь

3 . Лось *

Какой зверек все зиму спит вниз головой ?

1 . Еж

2 . Летучая мышь *

3 . Барсук

4 . Ленивец

СТАНЦИЯ "ЗЕМЛЯ"

Овраги портят землю .Как не дать им возможность увеличиться ?

1 . Засыпать землей

2 . Посадить на склонах деревья *

3 . Делать в них свалки .

Нитраты в овощах образуются от того, что в земле много ?

1. Минеральных удобрений *

2. Воды

3. Органических удобрений

Когда проводится "День Земли "?

1 . 19 мая

2 . 8 марта

3 . 22 апреля *

4 . 1 мая .

«Экологическая почта» — это одна из форм детского экологического объединения младших школьников, создан­ного на базе школьного класса или учреждения дополни­тельного образования. В экопочту могут быть объединены и представители разных классов начальной школы. В таком случае, при условии участия в ее работе и учеников стар­шего возраста она станет организующим центром экологи­ческой деятельности всех младших школьников в образова­тельном учреждении.

«Экологическая почта» — это и программа деятельности детского объединения, продолжительностью в один учебный год.

«Экологическая почта» — это и длительная сюжетно-ролевая игра, на протяжении которой каждый участник вы­полняет и обязанности почтальона, становится и получате­лем, и отправителем корреспонденции, а главное — автором писем, причем не только от себя как школьника, но и от первого лица в роли тех или иных представителей живот­ного и растительного мира.

Особое внимание в предлагаемой игре уделено развитию эмоционально-чувственной сферы лич­ности младшего школьника, способности к сопережива­нию представителям животного и растительного мира, со­чувствия им, эмпатии, милосердия, формирование эстети­ческого отношения к природе, потребности в общении с ней. Игра нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитив­ного экологического опыта в ситуациях успеха.

Содержанием деятельности в «Экологической почте» являются создание писем и другого рода корреспонденция экологического содержания, их доставка, а также пере­писка с другими людьми и даже представителями живот­ного и растительного мира.

Сентябрь

Старт игры. Формирование и открытие «Экологической почты». Распределение ролей. Введение символики. Информационное письмо для всех учащихся школы, родителей, организаций, с которы­ми предполагается взаимодействие по ходу игры «Экопочта — это мы!». Разведка адресов.

Октябрь.

Открытое рисованное письмо «Какой я хо­тел бы видеть Землю». Создание письма предваряется видео - путешествием в историю, в ходе кото­рого дети знакомятся с уникальными природными объек­тами, потерявшими свой прежний облик сегодня в резуль­тате антропогенного воздействия, и заочным путешестви­ем по заповедникам, которое помогает сформировать у де­тей представление о богатстве и красоте первозданной природы, ее разнообразии. Созданные письма-рисунки с небольшим текстовым комментарием оформляются в виде большой выставки в школьном фойе, чтобы с ними могли познакомиться и учащиеся, и педагоги, и родители. Часть рисунков, на которых изображены объекты ближайшего окружения, могут быть тиражированы и разосланы жите­лям близлежащих домов, в экологический комитет мест­ной администрации с призывом реализовать художествен­ный замысел юных экологов.

Ноябрь.

Открытое письмо «От имени природы». Ка­ждый ребенок выбирает конкретного пред­ставителя животного и растительного мира, от имени ко­торого будет создано письмо-обращение к Человеку. Heобходимо, чтобы это были те животные и растения, кото­рые ребенок видел не только на картинке. Подготовка к созданию этого письма включает в себя самостоятельное (и, конечно, при помощи родителей) знакомство детей с литературой об этом животном или растении, его наблю­дения в природе. Войти в роль ребенку поможет прове­денная перед написанием писем встреча на лесной поля­не, на которой каждый ребенок расскажет от первого лица о животном или растении, которого он представляет. Дан­ная встреча требует декораций, элементов костюмов у де­тей, соответствующего музыкального оформления. Соз­данные письма «От имени природы» желательно собрать в спецвыпуск школьной газеты и издать ее небольшим ти­ражом для всех классов школы, других детских объедине­ний и родителей учащихся.

Декабрь.

Новогодняя почта. Целью новогодней кор­респонденции является сохранение елей, предупреждение их бездумной вырубки ради новогодних праздников. Эта корреспонденция оформляется в виде листовок разным адресатам (родителям, сверстникам, жителям микрорайона и т.д.). Обращения могут быть со­ставлены от имени ребенка — родителям («Мама, я не хочу живую елочку!..»), от имени ели — Человеку («Неужели ты хочешь праздновать под умирающим дере­вом?!»), от имени «разведчиков», донесение которых по­может взрослым узнать адреса магазинов, где продаются искусственные ели, подскажет, чем можно заменить жи­вую ель; обращение к лесникам и торговцам елями («Сегодня больше желающих поставить дома только ело­вую веточку!..»)

Январь.

Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи — подкормке. Наибольший эффект этого письма будет достигнут, если его написание будет сопровождаться созданием кормушек, их рекламой и ярмарками-раздачами кормушек всем желающим под­кармливать птиц (такая ярмарка может быть проведена, к примеру, в ближайших детских садах и сопровождаться творческими выступлениями детей).

Февраль.

Письма в Красную книгу. Каждый ребенок выбирает одного из представителей живот­ного или растительного мира, занесенных в Красную книгу, с которым хотел бы подружиться и которому особо хотел бы чем-то помочь. Предварительная работа нацелена на то, чтобы ребенок прочитал дополнительную литературу о вы­бранном им животном или растении, так как в письме предстоит изложить, что ребенку уже известно о своем бу­дущем друге, почему он занесен в Красную книгу и что могло бы помочь в решении проблемы. В процессе созда­ния письма ребенок должен определить свой посильный вклад в сохранение, защиту выбранного вида, чтобы оно стало стимулом к конкретным действиям ребят. Поэтому желательно выбирать адресаты из своей климатической зо­ны, чтобы даже простая уборка территории в ближайшем лесу являлась бы для ребенка заботой о своем друге по-переписке. Эффективность воздействия этого письма на де­тей была бы усилена, если бы после ряда практических дел они получили ответ на свои письма от лесника, от состави­телей Красной книги с благодарностью за свою экологичес­кую деятельность.

Март.

Неожиданным для детей является получение ими писем от различных представителей окру­жающей природной среды. Березка пишет о том, что боится весны из-за тех многочисленных повреждений коры, кото­рые достаются ей от любителей березового сока, и просит помощи у ребят. Птицы просят младших школьников поза­ботиться о безопасности их птенцов — так дымно в лесу от туристских костров весной! Обратиться к детям за помо­щью могут и комнатные растения, находящиеся как в школе, так и дома, насекомые (бабочки, майские жуки), которых школьники часто превращают в свои игрушки, саженцы и даже будущие цветы, еще хранящиеся в семе­нах и т.д. Соответственно, ответами ребят животным и растениям будут не только слова, но и заданная в письмах программа действий.

Апрель.

Ко Дню Земли, который уже стал традицион­ным в России, экологическая почта, как го­ворят, «завалена» праздничной корреспонденцией. Все по­здравляют родную планету с ее Днем. Кто все? И сами де­ти, и животные, и растения, и взрослые... Послания самые разные — и обычные письма, и рисунки, и телеграммы, и стихи, и радиопередачи, и музыкальные обращения к Зем­ле. Вся поступившая на экопочту творческая корреспон­денция озвучивается на празднике, в сценарий которого со­общение экопочты включается особой страницей. Кроме «творческой» корреспонденции на экопочту ко Дню Земли могут поступить и посылки, бандероли, адресованные де­тям, которые будут поздравлять свою планету с праздником. В этих посылках могут оказаться инвентарь для ухода за цветочными клумбами на школьной территории, все необ­ходимое для разведения комнатных растений, образцы иг­рушек для домашних животных, которые могут изготовить сами дети и т.д. Могут поступить и письма без указания конкретного адресата с просьбой к почтальонам самим оп­ределить, кому передать каждое письмо. Это письма-задания от лесника, экологического комитета местной ад­министрации, от администрации школы и т.д. Желательно включить в эту игру родителей; чтобы последующая эко­логическая деятельность детей осуществлялась при их под­держке, и не только на школьной территории, но и дома, на даче, во время семейных путешествий в природу.

Май.

Поскольку в этом месяце заметно повышается активность дачников, туристов и других катего­рий любителей пребывания на свежем воздухе, корреспон­денция, отправляемая с экологической почты младших школьников, обращена, главным образом, к ним. Эффек­тивность педагогического воздействия и на самих «поч­тальонов», и на тех, кому адресована корреспонденция, бу­дет значительно выше, если окажется возможным установить необходимое взаимодействие между школой и, напри­мер, станцией юных туристов, другими учреждениями до­полнительного образования. Корреспонденция в этом слу­чае может не ограничиваться односторонними обраще­ниями-листовками, направляемыми экопочтой туристским группам, а иметь и ответную реакцию с их стороны — сообщения о состоявшихся походах, наблюдаемой туристами экологической ситуации, сигналах бедствия, возможно, и об оказанной природе помощи во время путешествий.

Заключение

Маленькое заключение, примерно листа два.

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

Литература

1. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.

2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.

3. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. – 1998.

4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.

5. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М., 1983.

6. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.

7. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980

8. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.

9. Дежникова Н.С., Иванова Е.М., Клемяшова Е.В., Снитко И.В.Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: педагогическое общество России, 2000.

10. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. 1998.

11. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. 1998.

12. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1993.

13. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. 2000.

14. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.

15. Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. 1998.

16. Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультатив. Курс для нач. классов. – М.: Просвещение, 1995.

17. Салеева Л. П. Содержание экологического образования. Биология в школе. – 1987.

18. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений.-М.: «Академия»,2000.

19. Цветкова И.В.Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.:Педагогическое общество России,2000.

20. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. – 1998.

21. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. РАО – 1996.

22. http://referat.antiarm.ru/ref-6214.shtml

23. http://lib.com.ru/Natural%20Sciences/el_G1.htm

24. http://referat.mirslovarei.com/pedagogika/56359-jekologicheskoe-obrazovanie-mladshix-shkolnikov-v-kurse-prirodovedenija.html

25. http://www.iafarmers.ru/psihologiya-pedagogika2/ekologicheskoe-obrazovanie-ml-shkolnika/default.htm

Приложение 1

Наши рекомендации