Игра: «Экологический серпантин»
Цель игры:
развитие познавательной деятельности детей , проверка экологических знаний и стимулирование к их получению .
Подготовка к игре :
необходимо разделить детей на команды . Оптимальное количество команд 4-5 , детей в командах до 8 человек .
Оборудование : жетоны зеленого , красного и синего цвета , маршрутная карта , призы .
Описание игры .
Игра проводится на любой подходящей местности . Все команды получают
маршрутные карты , на которой указано местонахождение только одной
станции ( причем у всех команд разное ). при прибытии на месторасположение
станции команда получает задание с несколькими вариантами ответа . При
правильном ответе команда получает зеленый жетон и судья на этой станции
показывает направление пути на следующую станцию . При неправильном
ответе команда получает красный жетон и им указывается другое направление
в какое - то определенное место , где их встречают лешие , кикиморы и т. п.
Они берут у команды маршрутную карту и требуют откупиться . Либо
отдать зеленый жетон , либо поработать на благо Земли . За работу дается синий
жетон и за него выкупается карта . Заранее готовятся различные формы работы :
уборка мусора , посадка деревьев и т.п. Назначается несколько групп сказочных
персонажей , чтобы они находились в разных местах . Вернув маршрутную карту
нечистая си ла предлагает команде вернуться на станцию на которой они
потерпели неудачу и попробовать свои силы еще раз .По окончании игры
команды сдают жетоны и определяется победитель .
СТАНЦИИ И ЗАДАНИЯ :
( звездочкой отмечены правильные ответы )
СТАНЦИЯ "ПТИЦЫ"
Наука , изучающая птиц называется ?
1. Кинология .
2. Орнитология .*
3. Энтомология .
Какая птица выводит птенцов зимой ?
1. Филин .
2. Клест *
3. Стриж
4. Стерх
На высоте до 4500 метров летают ?
1. Ворона
2. Журавль *
3. Голубь
4. Орел
Какая птица умеет бегать под водой ?
1 . Чайка
2 . Гагара
3 . Оляпка *
4 . Зимородок
СТАНЦИЯ "НАСЕКОМЫЕ"
Назовите самого крупного паука ?
1 . Птицеед .
2. Каракурт .
3 . Тарантул .*
4. Черная вдова
Кто слышит ногами ?
1. Сверчок .
2 . Таракан .
3 .Кузнечик *
Какая из этих бабочек самая маленькая ?
1 . Моль *
2 . Стеклянница
3 . Шелкопряд .
СТАНЦИЯ ГРИБЫ
Назовите самый ядовитый гриб ?
1 .Мухомор .
2 . Бледная поганка *
3 . Желчный гриб
4 . Сатанинский гриб
Какой из этих грибов является пластинчатым ?
1. Рыжик *
2 . Белый гриб
3 . Подберезовик .
Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным ?
1 . Подберезовик
2 . Опенок *
3 . Груздь
СТАНЦИЯ "ВОЗДУХ "
Лучше всего поглощают выхлопные газы машин и взамен выделяют кислород ?
1 . Береза .
2 . Тополь
3 . Сирень
При увеличении этого газа в составе воздуха можно умереть от удушья ?
1 . Кислород
2 . Азот
3 .Углекислый газ *
4 . Уран
СТАНЦИЯ "ЛЕС "
Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов , для чего ?
1 .Для красоты
2 .Для очищения воздуха *
3 . Для того , чтобы селились птицы и животные .
4 . Для дров .
Какое дерево дольше живет ?
1 . Сосна
2. Осина
3 . Дуб *
4 . Ель .
На вырубках раньше всех вырастает ?
1. Береза *
2 . Клен
3. Сосна .
СТАНЦИЯ "ВОДА "
Наиболее загрязненное озеро ?
1 . Глухое
2 . Яльчик *
3 . Конан - ер
4. Шандыр -ер
Какое море пересыхает из-за деятельности человека ?
1. Каспийское
2 . Азовское
3 . Аральское *
4. Баренцево
По какому животному можно определить чистоту озер и рек ?
1 . Уж
2 . Рак *
3 . Лягушка
4 . Ламинария
СТАНЦИЯ "ЖИВОТНЫЕ"
У какого животного глаза вращаются на 360 градусов ?
1 . Хамелеон *
2 . Крокодил .
3 . Черепаха .
4 . Лангуст
Самое большое животное республики Марий Эл ?
1 . Кабан
2 . Медведь
3 . Лось *
Какой зверек все зиму спит вниз головой ?
1 . Еж
2 . Летучая мышь *
3 . Барсук
4 . Ленивец
СТАНЦИЯ "ЗЕМЛЯ"
Овраги портят землю .Как не дать им возможность увеличиться ?
1 . Засыпать землей
2 . Посадить на склонах деревья *
3 . Делать в них свалки .
Нитраты в овощах образуются от того, что в земле много ?
1. Минеральных удобрений *
2. Воды
3. Органических удобрений
Когда проводится "День Земли "?
1 . 19 мая
2 . 8 марта
3 . 22 апреля *
4 . 1 мая .
«Экологическая почта» — это одна из форм детского экологического объединения младших школьников, созданного на базе школьного класса или учреждения дополнительного образования. В экопочту могут быть объединены и представители разных классов начальной школы. В таком случае, при условии участия в ее работе и учеников старшего возраста она станет организующим центром экологической деятельности всех младших школьников в образовательном учреждении.
«Экологическая почта» — это и программа деятельности детского объединения, продолжительностью в один учебный год.
«Экологическая почта» — это и длительная сюжетно-ролевая игра, на протяжении которой каждый участник выполняет и обязанности почтальона, становится и получателем, и отправителем корреспонденции, а главное — автором писем, причем не только от себя как школьника, но и от первого лица в роли тех или иных представителей животного и растительного мира.
Особое внимание в предлагаемой игре уделено развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника, способности к сопереживанию представителям животного и растительного мира, сочувствия им, эмпатии, милосердия, формирование эстетического отношения к природе, потребности в общении с ней. Игра нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитивного экологического опыта в ситуациях успеха.
Содержанием деятельности в «Экологической почте» являются создание писем и другого рода корреспонденция экологического содержания, их доставка, а также переписка с другими людьми и даже представителями животного и растительного мира.
Сентябрь
Старт игры. Формирование и открытие «Экологической почты». Распределение ролей. Введение символики. Информационное письмо для всех учащихся школы, родителей, организаций, с которыми предполагается взаимодействие по ходу игры «Экопочта — это мы!». Разведка адресов.
Октябрь.
Открытое рисованное письмо «Какой я хотел бы видеть Землю». Создание письма предваряется видео - путешествием в историю, в ходе которого дети знакомятся с уникальными природными объектами, потерявшими свой прежний облик сегодня в результате антропогенного воздействия, и заочным путешествием по заповедникам, которое помогает сформировать у детей представление о богатстве и красоте первозданной природы, ее разнообразии. Созданные письма-рисунки с небольшим текстовым комментарием оформляются в виде большой выставки в школьном фойе, чтобы с ними могли познакомиться и учащиеся, и педагоги, и родители. Часть рисунков, на которых изображены объекты ближайшего окружения, могут быть тиражированы и разосланы жителям близлежащих домов, в экологический комитет местной администрации с призывом реализовать художественный замысел юных экологов.
Ноябрь.
Открытое письмо «От имени природы». Каждый ребенок выбирает конкретного представителя животного и растительного мира, от имени которого будет создано письмо-обращение к Человеку. Heобходимо, чтобы это были те животные и растения, которые ребенок видел не только на картинке. Подготовка к созданию этого письма включает в себя самостоятельное (и, конечно, при помощи родителей) знакомство детей с литературой об этом животном или растении, его наблюдения в природе. Войти в роль ребенку поможет проведенная перед написанием писем встреча на лесной поляне, на которой каждый ребенок расскажет от первого лица о животном или растении, которого он представляет. Данная встреча требует декораций, элементов костюмов у детей, соответствующего музыкального оформления. Созданные письма «От имени природы» желательно собрать в спецвыпуск школьной газеты и издать ее небольшим тиражом для всех классов школы, других детских объединений и родителей учащихся.
Декабрь.
Новогодняя почта. Целью новогодней корреспонденции является сохранение елей, предупреждение их бездумной вырубки ради новогодних праздников. Эта корреспонденция оформляется в виде листовок разным адресатам (родителям, сверстникам, жителям микрорайона и т.д.). Обращения могут быть составлены от имени ребенка — родителям («Мама, я не хочу живую елочку!..»), от имени ели — Человеку («Неужели ты хочешь праздновать под умирающим деревом?!»), от имени «разведчиков», донесение которых поможет взрослым узнать адреса магазинов, где продаются искусственные ели, подскажет, чем можно заменить живую ель; обращение к лесникам и торговцам елями («Сегодня больше желающих поставить дома только еловую веточку!..»)
Январь.
Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи — подкормке. Наибольший эффект этого письма будет достигнут, если его написание будет сопровождаться созданием кормушек, их рекламой и ярмарками-раздачами кормушек всем желающим подкармливать птиц (такая ярмарка может быть проведена, к примеру, в ближайших детских садах и сопровождаться творческими выступлениями детей).
Февраль.
Письма в Красную книгу. Каждый ребенок выбирает одного из представителей животного или растительного мира, занесенных в Красную книгу, с которым хотел бы подружиться и которому особо хотел бы чем-то помочь. Предварительная работа нацелена на то, чтобы ребенок прочитал дополнительную литературу о выбранном им животном или растении, так как в письме предстоит изложить, что ребенку уже известно о своем будущем друге, почему он занесен в Красную книгу и что могло бы помочь в решении проблемы. В процессе создания письма ребенок должен определить свой посильный вклад в сохранение, защиту выбранного вида, чтобы оно стало стимулом к конкретным действиям ребят. Поэтому желательно выбирать адресаты из своей климатической зоны, чтобы даже простая уборка территории в ближайшем лесу являлась бы для ребенка заботой о своем друге по-переписке. Эффективность воздействия этого письма на детей была бы усилена, если бы после ряда практических дел они получили ответ на свои письма от лесника, от составителей Красной книги с благодарностью за свою экологическую деятельность.
Март.
Неожиданным для детей является получение ими писем от различных представителей окружающей природной среды. Березка пишет о том, что боится весны из-за тех многочисленных повреждений коры, которые достаются ей от любителей березового сока, и просит помощи у ребят. Птицы просят младших школьников позаботиться о безопасности их птенцов — так дымно в лесу от туристских костров весной! Обратиться к детям за помощью могут и комнатные растения, находящиеся как в школе, так и дома, насекомые (бабочки, майские жуки), которых школьники часто превращают в свои игрушки, саженцы и даже будущие цветы, еще хранящиеся в семенах и т.д. Соответственно, ответами ребят животным и растениям будут не только слова, но и заданная в письмах программа действий.
Апрель.
Ко Дню Земли, который уже стал традиционным в России, экологическая почта, как говорят, «завалена» праздничной корреспонденцией. Все поздравляют родную планету с ее Днем. Кто все? И сами дети, и животные, и растения, и взрослые... Послания самые разные — и обычные письма, и рисунки, и телеграммы, и стихи, и радиопередачи, и музыкальные обращения к Земле. Вся поступившая на экопочту творческая корреспонденция озвучивается на празднике, в сценарий которого сообщение экопочты включается особой страницей. Кроме «творческой» корреспонденции на экопочту ко Дню Земли могут поступить и посылки, бандероли, адресованные детям, которые будут поздравлять свою планету с праздником. В этих посылках могут оказаться инвентарь для ухода за цветочными клумбами на школьной территории, все необходимое для разведения комнатных растений, образцы игрушек для домашних животных, которые могут изготовить сами дети и т.д. Могут поступить и письма без указания конкретного адресата с просьбой к почтальонам самим определить, кому передать каждое письмо. Это письма-задания от лесника, экологического комитета местной администрации, от администрации школы и т.д. Желательно включить в эту игру родителей; чтобы последующая экологическая деятельность детей осуществлялась при их поддержке, и не только на школьной территории, но и дома, на даче, во время семейных путешествий в природу.
Май.
Поскольку в этом месяце заметно повышается активность дачников, туристов и других категорий любителей пребывания на свежем воздухе, корреспонденция, отправляемая с экологической почты младших школьников, обращена, главным образом, к ним. Эффективность педагогического воздействия и на самих «почтальонов», и на тех, кому адресована корреспонденция, будет значительно выше, если окажется возможным установить необходимое взаимодействие между школой и, например, станцией юных туристов, другими учреждениями дополнительного образования. Корреспонденция в этом случае может не ограничиваться односторонними обращениями-листовками, направляемыми экопочтой туристским группам, а иметь и ответную реакцию с их стороны — сообщения о состоявшихся походах, наблюдаемой туристами экологической ситуации, сигналах бедствия, возможно, и об оказанной природе помощи во время путешествий.
Заключение
Маленькое заключение, примерно листа два.
Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.
Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.
Литература
1. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.
2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
3. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. – 1998.
4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.
5. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М., 1983.
6. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.
7. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980
8. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.
9. Дежникова Н.С., Иванова Е.М., Клемяшова Е.В., Снитко И.В.Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: педагогическое общество России, 2000.
10. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. 1998.
11. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. 1998.
12. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1993.
13. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. 2000.
14. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
15. Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. 1998.
16. Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультатив. Курс для нач. классов. – М.: Просвещение, 1995.
17. Салеева Л. П. Содержание экологического образования. Биология в школе. – 1987.
18. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений.-М.: «Академия»,2000.
19. Цветкова И.В.Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.:Педагогическое общество России,2000.
20. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. – 1998.
21. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. РАО – 1996.
22. http://referat.antiarm.ru/ref-6214.shtml
23. http://lib.com.ru/Natural%20Sciences/el_G1.htm
24. http://referat.mirslovarei.com/pedagogika/56359-jekologicheskoe-obrazovanie-mladshix-shkolnikov-v-kurse-prirodovedenija.html
25. http://www.iafarmers.ru/psihologiya-pedagogika2/ekologicheskoe-obrazovanie-ml-shkolnika/default.htm
Приложение 1