Современный этап природопользования в России и мире

ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1. Современный этап природопользования в России и мире

2. Принцип «загрязняющий платит» — основа современной эколо­гической политики.

3. Понятие об экологической политике. Структура экологической политики.

4. Цель, инструменты и средства экологической политики

5. Функции государственных, коммерческих, общественных и иных организаций в реализации экологической политики

6. Организация охраны окружающей среды в современной России.

7. Концепция устойчивого развития. Работы «Римского клуба» и Программа ООН по окружающей среде и развитию.

Современный этап природопользования в России и мире

Современный этап природопользования и охраны окружающей сре­ды начался на рубеже 1960-1970 гг. Ему предшествовал экологический кризис, наиболее остро проявившийся в развитых странах Запада в 1950-1960 гг. и несколько позже в 1970-1980 гг., в бывшем СССР и со­циалистических странах.

Экологический кризис 1950-1980-х годов. Кпроявлениям эколо­гического кризиса относятся многочисленные примеры катастрофиче­ского загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, деградации почв и растительности. Например, в 1952 г. от смога в Лондоне за несколько дней умерло 2500 человек. В США символами экологической катастрофы стали р. Кьюяхога в г. Кливленд, которая в конце 1960-х годов была настолько загрязнена нефтепродуктами, что иногда горела, и озеро Эри, где процессы эвтрофикации, вызванные по­паданием органических загрязнений, приняли такие масштабы, что, по выражению журналистов, «оно стало уже слишком густым, чтобы по нему плавать, но еще слишком жидким, чтобы его пахать». В Токио в 1973 г. было 328 дней со смогом; дорожная полиция Токио несла службу в кислородных масках, а на улицах устанавливались автоматы по про­даже порций чистого воздуха. Описания экологических бедствий этого периода составили своеобразный литературный жанр, получивший на­звание «алярмизм» (alarm по-английски тревога, бить тревогу) и став­ший одним из источников современного экологического мировоззрения. Работы алярмистов в СССР переводились на русский язык, издавались и комментирова­лись как доказательства кризиса капитализма. О подобных явлениях в СССР (высокий уровень загрязнения воздуха промышленных городов Урала и Сибири, деградация почв и малых рек многих сельскохозяй­ственных районов, разливы нефти и загрязнение подземных вод в райо­нах нефтедобычи, гибель Аральского моря и др.) общественность узна­ла позже, из перестроечной публицистики конца 1980-х годов.

Почти во всех странах, вступавших в современный этап природо­пользования и охраны окружающей среды, принятию и реализации эф­фективных природоохранных законов предшествовали бурно протекав­шие общественные дискуссии, активные выступления ученых, обще­ственности (зеленое движение). Во многих случаях развитию общественных движений способствовали крупномасштабные экологи­ческие катастрофы и загрязнения окружающей среды, о которых стано­вилось известно: болезнь Минамата и другие «экологические заболева­ния» в Японии, авария танкера «Торри каньон» в Великобритании, ка­тастрофическое состояние р. Рейн в ФРГ, Великих озер в США, чернобыльская катастрофа в СССР.

Основные черты современного этапа природопользования и охра­ны окружающей среды:

■ принятие эффективных национальных природоохранных зако­нов и создание для их реализации ведомств (министерств, ко­митетов, агентств), наделенных полномочиями контроля всех компонентов окружающей среды. Раньше других стран такое за­конодательство приняла Швеция (1964), затем Япония (1967), в большинстве развитых стран подобные законы были приняты на рубеже 1960-1970-х годов. В СССР самостоятельный коми­тет по охране окружающей среды был создан в 1987 г., а отвеча­ющий международным стандартам закон принят только в конце 1991 г., уже в России. Создававшиеся в этот период природоох­ранные ведомства отличались от более ранних природоохран­ных организаций государственным статусом (в отличие от част­ного или общественного), подконтрольностью всех компонен­тов среды (ранее существовали отдельные ведомства по лесу, по воде и т.п.), международной координацией и унификацией фун­кций, широким использованием экономических рычагов;

■ введение экономического механизма природопользования на ос­нове принципа «загрязняющий платит». Этот принцип означа­ет, что природные ресурсы, используемые для получения опре­деленной продукции, должны отражаться на ее стоимости, так же как, например, трудовые ресурсы;

■ введение на государственном и межгосударственном уровнях экологических стандартов на выхлопы автомобилей, на содер жание загрязняющих веществ в воздухе, воде, почвах, продук­тах и т.д.;

■ международное сотрудничество в решении глобальных проблем: парникового эффекта, охраны озонового слоя, кислотных дож­дей — путем заключения международных соглашений и контро­ля над их выполнением, включая санкции за невыполнение.

В результате принятых мер в развитых странах экологическая об­становка начала улучшаться, но в значительной степени это достигает­ся за счет переноса грязных производств в страны «третьего мира» и «новые индустриальные страны», где нет эффективного экологическо­го закона и контроля, где современный этап природопользования и ох­раны окружающей среды еще не наступил.

2.Принцип «загрязняющий платит» — основа современной эколо­гической политики.

Под экологической политикой, согласно определе­нию ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития — международная межправительственная экономическая организация, объединяющая около 30 развитых стран мира; основная цель — анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций по осуществлению экономического регулирования на макро- и отраслевом уровнях), понимается система мер, направленных на достижение и поддержание приемлемого качества окружающей среды. Экологиче­ская политика вырабатывается и реализуется на локальном, региональ­ном, государственном и международном уровнях различными полити­ческими силами наряду с социальной, экономической, внешней и дру­гой политикой как составная часть политических программ. Экологическая политика начала осуществляться на государственном уровне в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Первоначально в ней пре­обладали меры административно-командного характера: установление нормативов на выбросы и санкции за их превышение, закрытие наибо­лее экологически опасных производств, ликвидация последствий за­грязнения (главным образом, при аварийных ситуациях), переоборудо­вание действующих производств, введение особых режимов работы и т.п. (политика «реагирования и исправления»). Эту политику постепен­но вытеснила более перспективная политика «предвидения и предотв­ращения». Основополагающее значение в выработке экологической по­литики на государственном и международном уровнях сыграло внедре­ние с начала 1970-х годов принципа «загрязняющий платит» (ПЗП). Согласно этому принципу, цена товара или услуги должна полностью отражать издержки производства и стоимость использованных ресур­сов, включая ресурсы экологические. Использование воздуха, воды или земли для выброса, сброса, ликвидации или хранения отходов — такое же использование ресурсов, как и другие традиционные факторы

производства, включая использование трудовых и материальных ресур­сов. Если использование не оплачивается, то экологические ресурсы, как и любые другие бесплатные ресурсы, становятся неэффективными и быстро деградируют. Кроме того, бесплатность или занижен­ная стоимость экологических ресурсов позволяет производителям, не заботящимся о сведении на нет экологических издержек своего произ­водства, снижать цену и получать конкурентные преимущества (эколо­гический демпинг).

Для разработавших ПЗП экономистов было очевидно, что именно бесплатность природных ресурсов стала причиной их деградации. Воп­рос заключался лишь в том, как определить, сколько должен платить виновник загрязнения. Предполагалось, что полную стоимость ущерба, нанесенного его деятельностью, поскольку это позволит компенсиро­вать нанесенный ущерб и создаст стимул для сокращения загрязнения. Однако такие издержки трудно выразить количественно, тем более в денежной форме. Поэтому задача сводится к тому, чтобы сдерживать загрязнение в допустимых рамках за счет средств загрязнителей. Было выработано три способа определения размеров платы за загрязнение:

■ административно устанавливаемые платежи за выброс, сброс или захоронение единицы загрязняющего вещества, с возмож­ной корректировкой с помощью поправочных коэффициентов для учета условий загрязнения;

■ аукционная продажа квот на загрязнение с последующим обра­зованием их вторичного рынка;

■ определение размеров платежей на основе соглашений между предприятиями и местной администрацией (самоуправлением) с учетом как объемов и степени опасности загрязняющих ве­ществ, так и общей экологической и социально-экономической ситуации в данном районе.

В настоящее время рассматривается вопрос о расширительном тол­ковании ПЗП, в контексте перехода к устойчивому развитию, для ре­шения глобальных проблем, в частности, таких, как парниковый эффект и климатические изменения (см. выше). Здесь возникла острая дискус­сия между странами Севера и Юга. Представители развивающихся стран (например, Индии) настаивали на распределении квот пропорциональ­но численности населения, представители развитых стран указывали на недопустимость политики, стимулирующей рост населения, на необхо­димость учета роли интеллектуального капитала и технологий передо­вых стран как факторов снижения смертности и роста населения, в том числе в странах «третьего мира». В многократно опубликованных разработках Института развития имени Индиры Ганди (24% населения Земли, проживающие в богатых странах, потребляют 80% железа и ста­ли, 92% автомобилей, 75% энергоресурсов, производя при этом 70% выбросов) не упоминается, что потребляемые в развитых странах мате­риальные блага в основном там же и производятся, а «демографический взрыв» в странах «третьего мира» во многом связан с успехами профи­лактической медицины, гуманитарной помощью «богатого Севера». В то же время подавляющая часть загрязнений сосредоточена в промышлен­ных городах тех же развитых стран, вызывая не столько глобальные, сколько многочисленные локальные и региональные проблемы. Глобальный характер имеет не всякое загрязнение, а загрязнение устой­чивыми веществами, и в силу этого, способными к глобальному перено­су. Это относится к парниковым и озоноразрушающим газам, в недав­нем прошлом (до запрета ядерных испытаний в атмосфере, гидросфере и космосе) весьма острой проблемой было глобальное радиоактивное загрязнение. В отношении глобально распространяющихся веществ принимаются решения глобального характера, с соответствующими эко­номическими мерами (см. выше).

3.Понятие об экологической политике. Структура экологической политики.Экологическая политика в экономически развитых странах, входящих в ОЭСР, включает:

■ формулирование на локальном, региональном, государственном или межгосударственном уровнях целей экологической полити­ки на определенный период;

■ подбор «экологических инструментов», с помощью которых можно стимулировать достижение поставленных целей;

■ контроль над деятельностью, связанной с влиянием на среду. В разработке и реализации экологической политики участвуют все ветви государственной власти: законодательная, исполни­тельная и судебная [2], тесно взаимодействующие друг с другом и с коммерческими и некоммерческими организациями.

Наши рекомендации