Конспект занятия по экологии «Экскурсия в парк»(средняя группа)
Воспитатель:Воробьева О.В. 2 категория
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
Задачи:
Образовательная:
· Закрепить знания детей о зиме.
· Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.
· Обратить внимание детей на первые признаки зимы.
· Обратить внимание детей на свойство снега в морозную погоду.
Развивающая:развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.
Воспитательная:
· Воспитывать у детей любовь к родному краю.
· Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
· Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.
· Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.
Методические приемы: беседа, загадка, художественное слово, рассматривание и сравнение березы с елкой, стихи, хоровод, пословицы о зиме, игра в Снежки.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря: сильный мороз, снег скрипит, снег падает хлопьями, ветряная и безветренная погода.
Предварительная работа: рассматривание картины «Зимний лес», беседы о зиме.
Материал: снег в лесу, картина «Зимний лес», елка, береза, загадка.
Ход занятия
(при входе в парк остановимся, чтобы показать детям его изменившийся вид)
Восп: Ребята, какое время года?
Дети: Зима.
Восп: Правильно. Зима. А зимой на улице холодно или тепло?
Дети: Холодно.
Восп: Люди как начинают одеваться?
Дети: Тепло.
Восп: Да, правильно. Ребята, видите выпал снег, стало красиво, нарядно. Скажите, где лежит снег?
Дети: На земле, дорожках, скамейках, на ветвях деревьях.
Восп: Правильно, ребята. Дети, посмотрите, снег белый, пушистый. Как он падает на землю хлопьями, быстро покрывая окружающие предметы и ваши шубки.
Сегодня сильный мороз. Солнце светит ярко, а греет мало, ветра нет. Дети, во время ветра снег кружится, а в безветренную теплую погоду медленно опускается на землю.
(Воспитатель читает пословицы)
Восп: «Невелик мороз, да краснеет нос»
«Береги нос в большой мороз»
Восп:: Дети, давайте постоим тихо, послушаем как падает снег.
(Предложив детям стоять тихо, воспитатель прохаживается по снегу и обращается к детям)
Восп: Ребята, когда мы ходим, снег что делает?
Дети: Скрипит.
Восп: А снег когда скрипит?
Дети: Когда мороз.
Восп: Правильно, ребята. Снег скрипит, потому что в мороз снег сухой.
(Подкрепляя свои слова, воспитатель предлагает детям играть в снежки. Дети и воспитатель берут снег, сжимают его, но снег рассыпается, снежка не получается. Воспитатель объясняет, почему снег рассыпается)
Восп: Ребята, сегодня сильный мороз, снег сухой. Из него нельзя ничего слепить.
Если завтра будет солнечный день, хорошая погода, поиграем в снежки. В солнечный день снег блестит на солнце. В теплую погоду снег липкий. В морозную рассыпается. Дети, а что случилось с лужами?
Дети: Лужи замерзли.
Восп: Правильно, лужи замерзли, покрылись тонким льдом. Дети, давайте попробуем раздавить лед на небольших лужицах ногами.
(Дети ломают лед)
Восп: Посмотрите, он тонкий и ломается под ногами, послушайте как он хрустит.
(Воспитатель предлагает одному ребенку рассказать стих о зиме.После чего, рассмотрев снег, воспитатель подходит с детьми к деревьям)
Восп: Посмотрите, дети, какие теперь деревья?
(ответы детей: белые, в снегу)
Восп: А какие были раньше?
(ответы детей)
Восп: А где же наша береза?
(Дети находят и показывают)
Восп: А покажите, где еще береза растет?
Восп: Ребята, у березы ствол белый, веточки тонкие. Посмотрите, веточки у березы остались совсем без листьев. Давайте поиграем, березку нашу теплой песенкой согреем.
(Воспитатель поют хоровод вокруг березки)
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла.
Некому березку заломати,
Некому кудрявкузаломати,
Люли-люли, заломати.
Как пойду я в лес погуляю,
Белую березку заломаю,
Люли-люли, заломаю.
Восп: Молодцы, дети. Нашей березке стало тепло. А сейчас я загадаю загадку, а вы отгадываете. Загадка: «Зимой и летом одним цветом». (елка)
Дети: Елка.
Восп: Правильно, это елка. А здесь есть елка?
(ответ детей и подходят к елке)
Восп: Дети, скажите, а на елке листочки растут?
Дети: Нет.
Восп: Правильно. А что растет на елке?
Дети: Зеленные иголки и шишки.
Восп: Правильно, ребята. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зеленными иголками. Посмотрите, иголки зимой в серебре, на шишках ледышки стучат. Дети, а какого цвета елка?
Дети: Зеленого.
Восп: А на какую фигуру похожа елка?
Дети: На треугольник.
Восп: Правильно, ребята. А кто хочет рассказать стихотворение про елку?
(дети рассказывают стихотворения)
Восп: Молодцы, ребята. Вы сегодня все были активны, отвечали на вопросы, рассказали стихотворение, пели хоровод. А теперь нам пора. Давайте пойдем на наш участок и там поиграем в разные игры.
Рефлексия:воспитатель на участке закрепляет знания детей о том, какова зависимость состояния снега от погоды, предлагая им рисовать и печатать на снегу, составлять узоры, отгадывать что напечатано.
Считаю, что экскурсия была организована и проведена интересно и увлекательно. С поставленными задачами воспитатель справилась. В ходе занятия были учтены возраст и индивидуальные потребности и возможности детей. Перед началом занятия педагогом проводилась предварительная работа с детьми. По окончании экскурсии педагог закрепил новые полученные детьми знания.