Практикум «Правила сбора и изготовления гербариев»

Задачи практикума:

- для качественного проведения экскурсий в начальной школе овладевать

правилами изготовления и хранения гербариев;

- изучать редкие растения своего края, а также сорные и массовые виды, пригодные

для ботанических коллекций.

Оборудование:

Гербарная сетка, гербарная папка, копалка, бумага для закладки, бумага для этикеток,

нож, фильтрованная бумага.

Правила гербаризации:

1. Многолетники лучше не выкапывать целиком - достаточно бывает и части одного из

побегов.

2. Однолетники собирают после рассеивания семян.

3. Перед сбором убедитесь, что растение не единственное.

Как выбирать растение для гербаризации?

1. Растения должны быть здоровыми, целыми и средними во всех отношениях.

2. Собирают обычно экземпляры цветущие /или спороносящие/.

3. Листья крупных папоротников надо брать целиком, всё растение при этом выкапывать

необязательно.

4. Мхи и лишайники с деревьев собирают с кусочками коры.

Основные правила закладки растений:

1. Собранное растение надо заложить в папку.

2. Растению придаётся та форма, которую вы хотите видеть в готовом гербарии. Растение

должно выглядеть естественно, но с учётом эстетики.

3. Длинные стебли и листья, не помещающиеся на лист, изгибаются. Сгибы производят

под острым углом.

4. Очень крупные растения разрезают на части.

5. Толстые части растения режут вдоль.

6. Мясистые растения перед засушиванием ошпаривают кипятком.

7. Нежные цветы лучше прокладывать тонким слоем ваты.

8. Готовность растения можно проверить, приподняв его за стебель: листья и концы

побеговые должны резко изгибаться вниз.

Монтирование гербария:

1. Готовые растения монтируются на листе плотной бумаги 1/4 листа ватмана.

2. Растения. прикрепляются тонкими полосками бумаги, смазанной клеем /рыбный,

резиновый, казеиновый, столярный/.

3. Крупные части растения пришивают нитками.

4. Каждый стежок завязывают отдельно.

5. В правом нижнем углу приклеивается этикетка:

- точное название растения;

- местообитание/лес, луг, болото/;

- местонахождение /географический пункт/;

- дата сбора;

- Ф.И.О. собравшего растение.

Этикетка пишется тушью. Общепринятый размер этикетки 12х7см

Хранение гербария:

1 .Готовый гербарий складывают в пачки по 15-20 листов.

2.Лачки удобно хранить в картонных папках.

3.Гербарии хранятся в сухом, проветриваемом помещении.

4.Лри просмотре гербарные листы не перевёртывают, а перекладывают.

Задание:

Загербаризировать одно растение.

ЭКСКУРСИЯ в ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЗООПАРК

Задачи экскурсии:

- изучать проблемы содержания животных в неволе, причины сокращения видов

животных в природе;

- воспитывать у студентов бережное отношение к животным, их охране;

- формировать у студентов практические навыки проведения наблюдений за

животными с целью применения этих знаний в будущей профессиональной

деятельности.

План работы:

Студенты работают в группах по следующим инструктивным карточкам.

Карточка 1

1. Зоопарк не питомник, где посетители нежелательны, именно в их интересах он создан.

Вопрос: Удобно ли расположение зоопарка для жителей города?

2. «Сады знаний» в древнем Китае: так называли зоопарки, которые существовали за 1000

лет до н.э.

Вопрос: Какие функции выполняют зоопарки (перечислить и объяснить)?

3. Как можно меньше решёток, чтобы у посетителей создавалось впечатление, что они

находятся на острове природы.

Вопрос: Соблюдается ли данный принцип в нашем зоопарке?

4. Для воспитания любви и бережного отношения к братьям меньшим для дошкольников

и младших школьников создаются огороженные участки, где содержится различные

домашние животные.

Вопрос: Имеется ли такая площадка в нашем зоопарке, какие животные в ней

содержатся?

5. В некоторых зоопарках мира имеются эосшколы для получения детьми зоологических

знаний.

Вопрос: Есть ли на территории нашего зоопарка какие-либо кружки, служащие для

поучения таких знаний, и какие занятия там проводятся?

Карточка 2

1. В зоопарках мира ведутся исследования по биологии, поведению, заболеваниям,

разработке технологии содержания животных и составлению рационов.

Вопрос: Какова ситуация по этой проблеме в нашем зоопарке.

2.Существуют трудности в пополнении зоологических коллекций экзотическими

животными.

Вопрос: Занимаются ли сотрудники нашего зоопарка разработкой методов стабильного

разведения редких, вымирающих видов?

3. Объяснить, почему животные зоопарка - бесценный генетический банк по поддержанию вида.

4. Как избежать близкородственного скрещивания при размножении животных в

зоопарках?

5. Почему зоопарки называют "последним убежищем" для животных?

Карточка 3

1. Назвать факторы, которые способствовали бы воспроизводству.

2. В чём заключается рекреационная Функция зоопарков. Выполняет ли наш зоопарк

данную функцию?

3. Почему зоопарки называют школой экологического и нравственного воспитания?

4. Видовое многообразие животных нашего зоопарка.

Задание:

Обсудить вопросы, предложенные в инструктивных карточках, зафиксировать

записи в дневнике практики.

Наши рекомендации