Опасность и безопасность предприятия как предмет

.

опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru

Рис. 4.6 Структура потребления галоидопроизводных углеводородов.

1 – пропелленты; 2 – остальные галоидопроизводные углеводороды;

3 – вспенивающие агенты; 4 – растворители; 5 – хладагенты.

Однако перевод холодильного оборудования на новые хладагенты тесно связан с новой эколого-энергетической проблемой - увеличением парникового эффекта. Дело в том, что галоидопроизводные углеводороды также относятся к тепличным газам.

Вклад CFCs в парниковый эффект достигал в начале 1990 г.г. 24%.(см. рис. 4.7) Это происходит потому, что потенциал глобального потепления CFCs - GWP чрезвычайно велик. GWP показывает во сколько раз парниковый эффект 1 кг CFCs превышает вклад 1 кг СО2. Принято, что GWP(CO2)=1 или GWP(R11)=1. Поскольку время жизни фреонов различно, в литературе имеются данные по GWP хладагентов за период 100 лет, 500 лет.

опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru 1

Рис.4.7. Вклад различных газов в парниковый эффект.

1–СО2; 2–CFC и R12; 3–другие CFCs; 4–N2O; 5–CH4.

Следует обратить внимание, что количество выделяемого СО2 при производстве 1 кВт.ч электроэнергии для различных топлив различно: уголь –1.12 кг; нефть –0.94 кг; газ – 0.57 кг; ядерное топливо –0 кг.

В силу исторически сложившейся инфраструктуры производства электроэнергии количество СО2 выделяемое при производстве 1 квт.ч в различных странах отличается, см. табл. 4.1.

В этой связи необходимо обратить внимание на два момента:

1. Тепловое загрязнение Земли носит международный характер.

2. UNEP (United Nations Environment Programme) – международная организация по охране окружающей среды при ООН, должна проводить жесткую политику по структурной перестройке экономики.

Таблица 4.1.

Эмиссия СО2 при производстве электроэнергии в различных странах

Страна Эмиссия СО2, КГ/кВт*ч
Норвегия 0.00
Франция 0.12
Швеция 0.14
Канада 0.26
Япония 0.42
Италия 0.60
Германия 0.66
США 0.72
Великобритания 0.84
Австралия 1.04

При этом следует иметь в виду достаточно низкий КПД электростанций и потери энергии при транспортировке (см. рис. 4.8).

Возвращаясь к проблеме перехода на новые альтернативные рабочие тела для холодильной техники видно, что требуется использовать не только хладагенты с ОDP=0.00, но и низким значением GWP. Но фторированные хладагенты имеют высокое значение GWP и низкое значение теплоты испарения, а, следовательно, низкое значение холодопроизводительности и холодильного коэффициента.

опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru

Рис.4.8 Потери энергии при транспортировке.

В этих условиях для более полного учета энергетических и экологических факторов необходимость введения нового понятия Полного эквивалента глобального потепления - TEWI:

TEWI=GWP*M+a*В*L, (4.1)

где M –масса утечек хладагента, кг;

a - коэффициент пересчета кВт.ч в кг СО2, для автомобильных кондиционеров и холодильного транспорта составляет 2.32 кг/л.

В - затраты электроэнергии в течение времени эксплуатации оборудования, кВт;

L - время эксплуатации оборудования.

Соотношение между прямым и косвенным вкладом в TEWI для различных типов холодильного оборудования различно (рис.4.9).

Таблица 4.2

TEWI для различных типов холодильных систем

Тип холодильного оборудования Химическая эмиссия Использование энергии
Холодильник/морозильник
Торговое оборудование
Автомобильный кондиционер

опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru

рис. 4.9 Изменение в TEWI относительно базовой CFC-технологии

1-2 – домашние холодильники;

3-4 – торговое оборудование (низкотемпературные);

5-6 – коммерческие охладители (водоохлаждаемые);

7-8-9 – автомобильные кондиционеры.

Литература: Оформить по ГОСТ

1. Петров К.М. Общая экология. Санкт-Петербург. «Химия», 1998. - 346с.

2. Железный В.П., Жидков В.В. Эколого-энергетические аспекты внедрения альтернативных хладагентов в холодильной технике. «Донбас», 1996. - 143с.

3. Ларин И.К. Фреоны и озоновый слой Земли //Холодильная техника.1999. – 34 - 37с.

4. Green J. The Energy Alternatives for a Sustainable Europe (EASE) Project // Stepping Towards Sustainability in Energy: practical proposals for Europe. Main report. Edinburgh (Scotland): Friend of the Earth Scotland. – 1997. – P. 1–31.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Рассмотрим экологические аспекты структурной перестройки народного хозяйства. Всю экономику можно представить в виде своеобразной пирамиды, разделенной на слои в соответствии с технологическими стадиями продвижения первичного сырья и переработки его в конечные продукты. По мере удаления от основания пирамида сужается, доля отраслей более высокого уровня в ВНП уменьшается.

В основании пирамиды находятся природоэксплуатирующие отрасли. Это структурный нижний слой или так называемая первичная экономика. Здесь находятся четыре сектора народного хозяйства: горнодобывающее производство, сельское хозяйство, лесная промышленность и рыбное хозяйство.

Во второй слой входят отрасли, обеспечивающие первоначальную переработку природного сырья производство металла, электроэнергии, простейшая деревообработка и т. д.

В третьем слое этой пирамиды идет дальнейшее углубление обработки продукции, вторичная переработка природного сырья.

В четвертом и более высоких слоях, на дальнейших этапах природно-продуктовой вертикали, появляется машиностроение, производство сложных товаров и услуг.

На нижних слоях пирамиды важную роль играют природные ресурсы, первичное сырье и труд относительно низкой квалификации. По мере подъема по слоям, удлинения природно-продуктовых вертикалей эти факторы производства играют все меньшую роль, на первый план начинают выступать высококвалифицированный труд, научные и технические достижения, высокие технологии, информация. Информация становится решающим фактором для верхних структурных слоев.

Очевидно, что чем уже основание пирамиды- экономики и шире ее вершина, тем лучше. Это означает, что при меньших затратах всех видов ресурсов в нижних слоях, на начальных этапах природно-продуктовой вертикали, происходит увеличение производства товаров и услуг в верхних слоях экономики. Процесс сужения основания пирамиды при расширении ее вершины и есть процесс экологизации экономики, когда происходит уменьшение нагрузки на окружающую среду при увеличении обеспеченности высококачественными товарами и услугами.

Отражением этой ситуации стало увеличение природоемкости во многих отраслях и по многим видам продукции. В условиях промышленного спада производство и потребление многих природных ресурсов, уменьшились суммарные выбросы и загрязнения. Однако удельные показатели затрат природных ресурсов и загрязнений в расчете на единицу конечной продукции возросли. В связи с этим достаточно показательно ухудшение одного из важнейших факторов устойчивого и эколого-ориентированного развития рост энергоемкости экономических показателей. Этот показатель для ВНП существенно вырос за последнее время. Это означает, что для достижения конечных результатов в экономике приходится значительно увеличивать удельные затраты нефти, газа, угля, электроэнергии, что безусловно ведет к исчерпанию невозобновимых природных ресурсов.

Следующее направление экологизации экономического развития состоит в широком развитии малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий носит региональный характер и связано с экономическим микроуровнем - цех, предприятие, группа разнопрофильных предприятий на одной территории.

Цель развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий – создание замкнутых технологических циклов с полным использованием поступающего сырья отходов.

Поэтапная трансформация традиционных технологий в малоотходные и ресурсосберегающие позволит постепенно перейти от открытых производственных систем, со свободным входом ресурсов и выходом отходов, к полуоткрытым, с частичным использованием извлекаемых материалов и очисткой отходов, а затем и к системам закрытого типа, с полной переработкой и утилизацией всех поступающих ресурсов и отходов и прекращением загрязнения окружающей среды. Малоотходные технологии создают новые циклы, связи внутри самого технологического процесса.

Постепенный переход к комплексам малоотходного и ресурсосберегающего производства, «комплексирование производства» позволяет значительно снизить нагрузку на окружающую среду, особенно на региональном уровне. Современные технологии, заменяя устаревшие и природоемкие, дают возможность существенно уменьшить количество разрабатываемых месторождений, сохранить для будущих поколений запасы исчерпаемых, невозобновимых природных ресурсов.

Вывод:необходимость смены техногенноготипа развития на устойчивый тип во многом определяется теми ограничениями, которые сейчас сложились в экономике. Среди них можно выделить экологические, экономические (инвестиционные) и социальные.

Экологические лимиты техногенного развития обусловлены количественным исчерпанием и качественным ухудшением запасов природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

Экономическое ограничение связано с растущей диспропорцией между затрачиваемыми в использование и добычу природных ресурсов средствами и получаемыми результатами.

С каждым годом эксплуатация природных ресурсов требует все больше удельных затрат на единицу продукции. Социальные ограничения техногенного развития определяются ухудшением качества жизни, заболеваемостью населения в результате загрязнения окружающей среды, а также национальными и миграционными проблемами, вызываемыми деградацией окружающей среды.

В целом реальная экологизация экономического развития, переход от техногенного типа к устойчивому позволит сэкономить и высвободить из производственного процесса огромное количество природных ресурсов, уменьшить загрязнения и отходы при увеличении конечных результатов.

5.1 Экологическая экспертиза проектов. Для проведения экологической экспертизы какого-либо проекта необходимо иметь следующие данные:

· Нормативные документы по охране окружающей среды для выработки экологических критерий;

· Статистические данные по надежности объектов, аналогичных подлежащим экспертизе;

· Данные по состоянию окружающей среды:

1. Данные полевых и лабораторных наблюдений;

2. Данные, полученные в результате проведенных расчетов.

Учитывая большой объем исходной информации и сложность задач по объективной оценке уровня проработки документа, необходимо создание и использование экологической экспертной системы, представляющей собой автоматизированную систему принятия экспертных решений.

Эта система состоит из следующих интегрированных между собой компонентов:

· Системы управления базой данных;

· Базы данных;

· Программы логических выводов, запросов и объяснений;

· Программных средств языков программирования;

· Программных средств интерфейса к процедурам пользователя.

Принятие экспертного решения проходит по следующим этапам:

1. Форматирование блоков системы.

2. Форматирование базы знаний.

3. Запрос у пользователя в диалоговом режиме и в базе данных параметров, необходимых для знаний.

4. Расчет параметров, необходимых для анализа в базе знаний.

5. Анализ данных и принятие экспертных решений.

6. Отображение результатов расчета и дальнейшее использование их как параметров для выполнения прикладных программ пользователя.

Создается экспертная комиссия:

· Председатель комиссии, ответственный за проведение экологической экспертизы, - главный эколог;

· Эксперты – экологи- специалисты по научным направлениям и видом работ.

В состав экспертной комиссии должны входить ведущие ученные и специалисты экологической службы, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, разрабатывающих техническую документацию, служб стандартизации; главные специалисты сторонних организаций (предприятий) и (по согласованию) представители общественных природоохранных объединений, организованных либо неформальных, а также представители средств массовой информации, если экспертируемый проект имеет большой общественный резонанс.

Проекты нормативно- технической документации должны быть представлены на экспертизу с пояснительной запиской и техническим заданием на разработку.

Проектная, конструкторская и технологическая документация, направляемая на экспертизу в экспертную комиссию либо в организации экологической службы, должна быть представлена единым комплексом, включая техническое задание на разработку и задание на проектирование.

Экологическая экспертиза является составной частью общей экспертизы технической документации и проводится в следующем порядке:

· Проверка установленной комплектности;

· Проверка наличия в документации обязательных подписей;

· Учет при экспертизе действующих общегосударственных и ведомственных правил, требований и норм;

· Оформление результатов экспертизы.

Экологическая экспертиза проектов представляет собой определенную нормативными актами деятельность экспертных подразделений органов государственного и отраслевого контроля или специально создаваемых экспертных групп и комиссий по анализу, проверке и оценке предплановой, проектно-планировочной, проектно-сметной, конструкторской и технологической документации на ее соответствие установленным правилам и требований охраны окружающей среды и рационального природопользования, в целях предупреждения возможных негативных воздействий проектируемых объектов на окружающую среду и обеспечения благоприятного ее состояния при эксплуатации этих объектов.

Проведение экологической экспертизы проектов состоит из трех основных этапов:

1. Подготовительного, при котором устанавливается полнота представления на экспертизу проектных материалов в соответствии с нормативными документами Минприроды;

2. Основного, при котором изучаются представленные материалы, устанавливается их соответствие требованиям природоохранного законодательства, оптимальность принятых решений по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;

3. Заключительного, при котором производится обобщение и оценка данных и составление заключения экспертизы.

Оформление результатов экологической экспертизы. Нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, поступающую от разработчиков и внешних организаций, регистрирует эксперт-эколог в журнале по установленной форме.

По результатам проведенной экспертизы составляют перечень замечаний и экспертное заключение в двух экземплярах. Структурно эколого-экспертное заключение должно состоять из трех основных частей: вводной (протокольной); констатирующей (описательной); заключительной (оценочно-обобщающей).

При недостатке экологических проработок должны быть сформулированы конкретные замечания и предложения по проектным решениям с изложениям сути необходимых изменений, дополнений и указанием срока доработки и представления материалов на повторную экспертизу.

По результатам экологической экспертизы технической документации следует проводить анализ наиболее характерных и часто встречающихся замечаний и ошибок, на основании которых подразделение экологической службы разрабатывает план организационно-технических мероприятий, направленных на повышение качества.

Эколого-экономическая оценка проектов зависит от соблюдения ряда условий. Прежде всего, проектная документация должна отвечать действующим государственным стандартам, нормативам и положениям.

Экономический эффект от природоохранных мероприятий различного направления определяется величиной предотвращенного экологического и, как следствие, экономического и социального ущерба, выявляемого как на самом предприятии, так и в окружающей его среде и обществе на всех видах реципиентов.

При решении одно-целевой задачи по предотвращению или сокращению негативного воздействия объекта на природную среду полный экономический эффект равен величине годового предотвращенного ущерба:

∑Эi=∑∆Пi, (5.1)

где ∑∆Пi – годовой экономический ущерб, предотвращаемый в результате снижения или прекращения воздействия i-го объекта на окружающую среду, грн/год.

При решении многоцелевой задачи в процессе осуществления природоохранных мероприятий, базирующейся на новой технологии производства, энерго- и (или) ресурсосбережения, или при утилизации отходов производства, или бытовых полный экономический эффект равен:

∑∑∆Пi+∑∆Dj, (5.2)

где ∑∆Dj- прирост годовой прибыли на производстве j- й ресурсосберегающей технологии или использования веществ, уловленных при очистке сточных вод и отходящих газов.

5.2 Экологическая паспортизация объектов и технологий. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ включает общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технических схем выработки основных видов продукции, схемы очистки сточных вод и аэровыбросов, их характеристики после очистки, данные о твердых и других отходов, а также сведения о наличии в стране и в мире технологий, обеспечивающих достижение наилучших удельных показателей по охране природы. Вторая часть паспорта содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду.

Состав природоохранного паспорта должен отражать:

· Переход от изучения следствий к детальному дифференцированному изучению причин;

· Переход от рассмотрения общего объема выбросов к удельным показателям, относимым к единице производственной продукции и сопоставляемым с наилучшими мировыми показателями.

Экологический паспорт (ЭП) объекта или предприятия - это нормативно- технический документ нового типа, включающий все данные о потребляемых и используемых ресурсах всех видов, а также определяющий все прямые влияния и воздействия на окружающую природную среду. ЭП содержит систему данных, выраженных через систему стандартизованных показателей, отражающих уровень использования природных и других ресурсов и степень воздействия на основные компоненты природной среды – атмосферу, гидросферу, литосферу.

ЭП разрабатывается за счет собственных средств организации, подлежит согласованию с СЭН и территориальными органами охраны природы, утверждается первым руководителем организации, а затем регистрируется в территориальном органе охраны природы. Руководитель, утвердивший ЭП, несет персональную ответственность за правильность его составления, достоверность содержащихся в нем данных, своевременность внесения корректив, отражающих изменение характера использования природных и иных ресурсов, воздействия на окружающую среду.

ЭП является не только исполнительным документом одной из форм экологического контроля, но также служит информационной основой для паспортизации территорий, регионов и страны в целом. Для этого экземпляры ЭП распределяются следующим образом: один экземпляр хранится в организации, другой – в территориальном или региональном органе охраны природы, третий – направляется в НИИЦ «Экология» для формирования экологического банка данных.

Разработка ЭП – процесс индивидуальный и многоэтапный. Основой разработки ЭП являются:

· Согласованные и утвержденные основные показатели строительно-производственной, хозяйственной и иной деятельности, связанной с потреблением ресурсов и воздействиями на окружающую среду;

· Разрешение на природопользование;

· Паспорта всех очистных систем и установок, сооружений и установок по сбору и утилизации отходов;

· Данные статистической отчетности по природо- и ресурсопользованию.

Составление ЭП включает операции расчета норм антропогенного воздействия:

· Предельно-допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферный воздух;

· Предельно-допустимых стоков (ПДС), очищенных или неочищенных, сбрасываемых в поверхностные водоемы, или системы централизованной канализации (КОС), или на рельеф;

· Предельно-допустимых вредных воздействий (ПДВ) полей, излучений, физико-механических и инвентаризация источников воздействий, загрязнений окружающей среды.

Экологический паспорт организации, предприятия или отдельного объекта включает разделы, расположенные в такой последовательности:

· Титульный лист;

· Общие сведения о предприятии и его реквизиты;

· Краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;

· Краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков;

· Сведения об использовании земельных ресурсов;

· Характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов;

· Характеристика выбросов в атмосферу;

· Характеристика водопотребления и водоотведения;

· Характеристика отходов;

· Сведения о транспорте предприятия;

· Сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

ЦЕЛЬ инженерно-экологической паспортизации – установление предельно-допустимых воздействий промышленных объектов и технологий на окружающую среду с учетом ее фонового состояния. На основании полученных данных о предприятии и его влияния на окружающую среду делается вывод о его экологической безопасности.

Литература:

1.Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.А., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования. - М.: «Закон и право», 1998. – 455 с.

2. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии. - М. «Высшая школа», 1999. - 446 с.

ОПАСНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ПРЕДМЕТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА.

В качестве объекта экологического аудита рассматривается предприятие, осуществляющее промышленно-хозяйственную, оборонную и иные виды деятельности и активно взаимодействующее при этом с окружающей средой.

Предприятие при осуществлении основного вида деятельности, имеющее целью выпуск продукции, проведение работ, обязано обеспечить рациональное природопользование, охрану окружающей среды, а также собственную защищенность от негативного воздействия загрязненной окружающей среды.

6.1 Концептуальные положения экологического аудита. Масштаб и вид воздействия предприятия на окружающую среду, и, напротив, его устойчивость по отношению к воздействию со стороны загрязненного природного объекта существенно зависит от основного вида деятельности предприятия, от степени опасности ее для окружающих и окружающей среды.

Именно поэтому в процессе экологического аудита необходимо за свидетельствование соответствия законодательству, инструкциям и правилам природоохранной деятельности предприятия с учетом специфики основного вида его деятельности.

Собственно аудиторская деятельность, элементом которой является экологический аудит отдельно взятого предприятия, обсуждается как вид предпринимательской деятельности и как отдельный вид деятельности в области охраны окружающей среды.

С другой стороны, проведение экологического аудита предприятия как элемент экологического менеджмента способствует пониманию его роли как инструмента повышения инвестиционной привлекательной аудируемого предприятия и предопределяет заинтересованность собственника предприятия в его проведении.в данном случае проведение экологического аудита направленно на повышение эффективности деятельности аудируемого предприятия с позиций повышения эффективности природоохранной деятельности и экономической эффективности деятельности предприятия.

6.2 Становление и тенденции развития экологического аудирования.С 70-х гг. компании ряда стран Европы и северной Америки начали привлекаться к юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, что привело их к дополнительным финансовым потерям. Это обстоятельство обусловило необходимость оценки соответствия осуществляемой ими деятельности нормам законодательства об охране окружающей среды. Такая оценка получила название экологического аудита.

К середине 80-х гг. сформировалось направление экологического аудита как инструмента внутреннего административного управления для усиления контроля за природоохранной деятельности компании. Экологический аудит нашел применение в таких областях деятельности, как приобретение или передача недвижимости, решение проблемы отходов производства и потребления, обеспечение безопасности производимых продуктов, борьба с профессиональными заболеваниями, контроль загрязнения природных сред.

Экологический аудит применяется международными банками развития как инструмент управления окружающей средой с использованием для этого оценки природоохранной деятельности финансируемых ими компаний.

Экологическое аудирование проводится на уровнях:

· Государственных структур;

· Транснациональных корпораций;

· Отрасли;

· Территории;

· Муниципального образования;

· Предприятия.

Различают добровольное и обязательное экологическое аудирование. Экологическому аудиту присущ аналитический характер. Он не дает ответа на вопрос, каким образом кампания может усовершенствовать свою экологическую программу. Аудиторы лишь указывают на выявленные недостатки природоохранной деятельности, тогда как принятие необходимых мер- обязанность управляющего компанией.

Практика экологического аудита базируется на следующих принципах:

· поддержка экологического аудита и реагирование на его результаты со стороны руководства предприятия;

· независимость функций экологического аудита от проверяемой деятельности;

· обоснованный подбор аудиторов;

· определенность целей, сроков, ресурсов и периодичности экологического аудита;

· адекватность сбора, анализа, интерпретации и документирования результатов целям аудита;

· наличие процедур, обеспечивающих беспристрастное, четкое изложение результатов экологического аудита;

· наличие процедур, гарантирующих качество экологического аудита и конфиденциальность информации;

· ответственность аудитора за достоверность аудита.

6.3 Предприятие как источник техногенной опасности для окружающей среды и объект воздействия источников экологической опасности (загрязненных природных объектов).Сформулируем определение опасности: ОПАСНОСТЬ – ситуация, способная в определенных условиях привести к возникновению факторов, под воздействием которых могут наступить неблагоприятные события и процессы, т.е. оказывается негативное воздействие на природные объекты и население.

ИСТОЧНИК ТЕХНОГЕННОЙ ОПАСНОСТИ- виды деятельности в экологической сфере, способные привести к возникновению факторов опасности. Применительно к исследуемому вопросу - предприятие, осуществляющее соответствующий вид деятельности.

Источники экологической опасности могут быть обусловлены негативным воздействием на природные объекты в процессе длительной, правомерно осуществляемой промышленно-хозяйственной, оборонной и иных видов деятельности. Возникновение источников экологической опасности привело к расширению круга субъектов правоотношений. Соответственно правоотношение приобретают комплексный характер. Это обстоятельство имеет важное значение при дальнейшем обосновании содержания экологического аудита предприятий.

Для современного состояния промышленно развитых стран мира характерно определенное смещение угроз из военно-стратегической сферы в социально-экономическую и природно-техногенную сферы. В природно-техногенной сфере и наблюдаются увеличение разрыва между возрастающими угрозами и способностью отдельных стран и мирового сообщества в целом противостоять этим угрозам.

Важнейшей особенностью угроз катастроф в природно-техногенной сфере является невозможность их полного предотвращения и обеспечения гарантированной безопасности с нулевым риском. Природно-техногенные катастрофы не имеют национальных и государственных границ в силу трансграничного характера переносов поражающих факторов.

Высокие темпы развития техногенной сферы в ΧΧ веке привели к двум диаметрально противоположным последствиям:

· Достигнуты значительные результаты в электронной, атомной, космической, авиационной, энергетической и химической технике, в биологии, генной инженерии, которые продвинули человечество на принципиально новые рубежи во всех сферах деятельности;

· Появились неизвестные ранее угрозы человеку, созданным объектам, среде обитания не только в военное, но и в мирное время.

По степени опасности объекты и технические системы предлагается разделить на следующие группы:

· Оружия массового поражения и объекты оборонного комплекса;

· Объекты ядерной энергетики и ядерного цикла;

· Атомные реакторы - стационарные энергетические, транспортные, исследовательские, технологические комплексы;

· Нефтегазовые комплексы;

· Химические и биотехнологические комплексы с большими запасами опасных веществ;

· Объекты энергетики;

· Производственные установки и транспортирующие комплексы;

· Металлургические комплексы;

· Магистрали газо-, нефте-, продуктопроводы;

· Горнодобывающие комплексы;

· Крупные объекты гражданского строительства и промышленности;

· Системы связи, управления и оповещения.

Для потенциально опасных объектов и производств характерна существенная выработка проектного ресурса. В наиболее ответственных отраслях (энергетика, нефтегазохимия) потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 75 –90 %. Затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, модернизацию, реконструкцию, вывод из эксплуатации такого оборудования приведет к снижению валового национального продукта на 15%.

6.3.1 Риск как интегральный показатель техногенной опасности предприятия. Опасность любого вида техногенной деятельности для окружающей среды оценивается величиной «риска» причинение вреда. Общепринята следующая зависимость для расчета величины риска:

R = å опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru å опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru (p опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru *Y опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru ), (6.1)

где p опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru - вероятность возникновения i-ого опасного фактора, воздействующего на j-й защищаемый объект;

Y опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru - ущерб от воздействия i-ого опасного фактора на j-й защищаемый объект;

i=1,m; j=1,n, где m,n – число факторов и объектов соответственно.

Международной комиссией по радиологической защите введены понятие риска чрезмерного, предельно допустимого и приемлемого. Постулируется невозможность достижения «нулевого риска» или «абсолютной безопасности».

Юридически закрепляется постулат о необходимости оценки и управления риском при организации техногенной деятельности. Однако при этом законодатель не дал определений введенным правовым категориям. Более того, термин «риск возможного вреда» совершенно не соответствует общепринятому понятию «риск».

Отсутствует и единая трактовка понятия «ущерб»: если в Конституции провозглашено право каждого на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, то в Законе «Об охране окружающей природной среды» говорится о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей среды и иных вредных воздействий на нее. При этом предполагается, что экономический ущерб от экологических нарушений может измеряться как в натуральных показателях, так и в стоимостных, а экологический ущерб – в натуральных, физических единицах.

Н. Ф. Реймерс определил экологический вред как вероятность неблагоприятных для экологических ресурсов последствий любых антропогенных изменений природных объектов и факторов, как возможность появления неустранимых экологических запретов, не упоминая при этом величину причиняемого вреда.

С. А. Боголюбов отметил, что «экологический риск» - соотношение величины возможного вреда при воздействии экологического фактора и вероятности реализации этого воздействия.

Согласно Международной конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Хельсинки 1991) оценка экологического риска рассматривается как экспертная оценка экологических последствий воздействия, т. е. когда реально причинен вред (ущерб) окружающей среде.

Рассмотренные выше типовые механизмы возникновения и основные виды загрязнения окружающей среды при осуществлении деятельности предприятия обуславливают необходимость обсуждения проблемы оценки ранее нанесенного экологического ущерба. Некоторые специалисты этот вид ущерба называют «прошлым экологическим ущербом» и рассматривают его в контексте правоотношений между «прежним» и «новым» собственником государственного предприятия, складывающихся в процессе его приватизации. При этом, в качестве инструмента оценки ранее нанесенного экологического ущерба предлагается экологический аудит.

6.4 Ущерб, причиненный предприятием вследствие загрязнения окружающей среды, как предмет экологического аудита. В условиях высокой вероятности загрязнения окружающей среды в процессе осуществления деятельности предприятия одним из важнейших вопросов экологического аудита становится проверка выполнения предприятием требований законодательства о возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам вследствие загрязнения окружающей среды.

Оценка ущерба вследствие загрязнения окружающей среды и анализ выполнения предприятием обязанности по возмещению причиненного вреда имеют практическую значимость с точки зрения уточнения степени потенциальной угрозы окружающим и окружающей среде со стороны предприятия, а также для оценки его возможностей по финансовому обеспечению своей ответственности.

Разработка методов экономической оценки экологического ущерба от уничтожения основных элементов биоты имеет и другое назначение: совершенствование экономического механизма воздействия на нарушителей природоохранного законодательства, защита природных объектов от уничтожения в процессе хозяйственной деятельности и создание материальной и финансовой основы для компенсации вреда, уже нанесенного природе.

Интерес предприятий к этой проблеме объясняется стремлением обезопасить себя от непредвиденных расходов, которые возникают в связи с причинением убытков собственником, владельцам и пользователям природных ресурсов, изымаемых или уничтожаемых в процессе хозяйственной деятельности, а также в связи с обязанностями возмещения вреда, причиненного воздействием загрязненных природных объектов на окружающих и окружающую среду.

Рассмотрим два методологических подхода к определению экономического ущерба: прямой счет и косвенная оценка.

Первый подход заключается в определении экономического ущерба непосредственно для конкретного объекта исследования путем суммирования различных составляющих потерь, выраженных в денежной форме, на основе методов их выявления. Различают три метода выявления составляющих ущерба: контрольных районов, аналитических зависимостей и комбинированный.

Метод контрольных районовприменим при возможности элиминирования влияния всех факторов, не относящихся к исследуемому виду экологического воздействия. В основу метода положена гипотеза, согласно которой показатели состояния реципиентов, непосредственно определяющие величину экономического ущерба, в исследуемом и контрольных районах зависят только от степени воздействия загрязнения.

При эмпирической реализации метода контрольных районов влияние загрязнения на экономику рассматривается как «черный ящик»- мы незнаем, как влияет загрязнение, но последствия его можем определить при сравнении с контрольным районам, а это требует раскрытия структуры и механизма функционирования «черного ящика» путем моделирования всей сложной системы взаимодействия регионального хозяйства и окружающей среды.

Метод аналитических зависимостейоснован на статистической обработке фактических данных о влиянии различных факторов на изучаемый показатель состояния реципиента. В результате получаются уравнения регрессии, характеризующие закон изменения исследуемого признака в зависимости от значения влияющего фактора. Метод аналитических зависимостей связан с необходимостью сбора и обработки большого массива исходной информации. На основе машинных имитаций по одному району, закладывая разные объемы загрязнения, можно статистически вывести зависимость ущерба от основных характеристик региона.

Комбинированный метод основан на сочетании методов контрольных районов и аналитических зависимостей и используется в случаях, когда ни один из двух методов не может быть реализован четко и полностью для всех составляющих экономического ущерба. Разные составляющие экономического ущерба могут при этом оцениваться разными методами в зависимости от имеющейся информации.

Косвенный подход к оценкеэкономического ущерба основан на принципе перенесения на конкретный исследуемый объект общих закономерностей и предлагает использование системы нормативных показателей, фиксирующих зависимость негативных последствий от основных ущербообразующих факторов. В связи с этим метод более применим к негативным процессам, имеющим массовый характер.

Расчет экономического ущерба от загрязнения атмосферы, водных объектов предлагается проводить по однотипным формулам, учитывающим приведенную массу выбросов(сбросов) загрязняющего вещества, коэффициент размерности, поправочные коэффициенты региональной дифференциации и коэффициенты, учитывающие характер реципиентов, испытывающих негативное воздействие природных объектов, загрязненных вследствие осуществления деятельности предприятия.

Обсуждаемые методы оценки экономического ущерба используются для «конкретного объекта исследования», т.е. для аудируемого предприятия – природопользователя. Но предложенные аналитические зависимости не содержат показателей, характеризующих обусловленность экономического ущерба экологическим нарушением.

При необходимости оценки экономического ущерба от экологических правонарушений требуется учитывать и характер санкций, применяемых к правонарушителю.

Аудит соответствия деятельности предприятия по возмещению вреда, причиненного в следствии экоправонарушения, может проводиться путем ее сопоставления с нормами, закрепленными Законом «Об охране окружающей природной среды».

Целесообразно ввести интегральную оценку затрат на обеспечение экологической безопасности предприятия. Если ранее введенное понятие «риск» характеризовало предприятие как источник техногенной опасности для окружающей среды, то интегральная оценка затрат на обеспечение экологической безопасности предприятия характеризует степень его «незащищенности от воздействия загрязненных природных объектов» и может быть рассчитана по формуле:

R= опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru (p опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru *Y опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru ), (6.2)

где - p опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru - вероятность воздействия загрязненного i-ого природного объекта на предприятие; Y опасность и безопасность предприятия как предмет - student2.ru - ущерб вследствие воздействия;

i=1, n, где n – число загрязненных природных объектов, в зоне воздействия которых находится предприятие. При этом не принципиально, что явилось причиной загрязнения i –ого природного объекта.

Предложенная зависимость позволяет количественно оценить степень для предприятия отдельно взятого природного объекта как произведение вероятности воздействия на предприятие загрязненными природным объектом на величину ущерба, причиненного предприятию.

6.5 Предприятие и экологический аудит как элемент системы безопасности в экологической сфере. Необходимость защиты окружающей среды от негативного воздействия техногенной деятельности требует объединения усилий органов всех ветвей государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий-природопользователей, граждан и их объединений, научных и исследовательских учреждений и т.д. В свою очередь, защита от воздействия загрязненных природных объектов должна предусматривать меры как «индивидуального» характера, так и «группового» характера.

Система безопасности в экологической сфере- организационно-функциональное объединение субъектов обеспечения безопасности, имеющих общую глобальную цель – поддержание требуемого уровня безопасности природных объектов и предприятий, согласованные локальные цели и решающих с использованием правовых методов и экономико-правовых механизмов скоординированные задачи для достижения этих целей в условиях единых для участников системы правовых, организационных, финансово-экономических, материальных, временных и иных ограничений.

Закон «О безопасности» предусматривает наличие системы безопасности как элемента единой государственной политики в области экологически безопасного устойчивого развития. В целях обеспечения различных видов безопасности создаются: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО), Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), Федеральная система экологической безопасности, системы охраны отдельных видов природных ресурсов.

Рассматривая предприятие как участника системы национальной безопасности в экологической сфере, отметим, что целью экологического аудита являются комплексная оценка и засвидетельствование соответствия деятельности предприятия как субъекта обеспечения техногенной безопасности окружающей среды и как объекта защиты от воздействия загрязненной окружающей среды требованиям законодательства и «системным» ограничениям.

Значительную роль в формировании концептуальных принципов и методов управления риском в крупных промышленных регионах играют исследования в рамках международного проекта «Оценка риска и управление им для защиты здоровья людей и окружающей среды от энергетических и других сложных промышленных систем», осуществляемые с 1986 г. международными организациями – МАГАТЕ, ЮНЕП, ЮНИДО, ВОЗ.

Переход к концепции оценки и управления риском требует внедрения в практику проектирования систем безопасности методов расчета экономических затрат на снижение уровня техногенной и экологической опасности. В целом применение этой концепции должно способствовать обеспечению устойчивого развития, в частности, путем достижения сбалансированности целей социально-экономического развития территории, целей деятельности предприятий и экологических требований. Однако политика в области управления риском будет эффективной и последовательной только в том случае, если управление риском охватывает весь спектр существующих опасностей и угроз техногенного и экологического характера.

С использованием оценок риска и показателей уровня техногенной и экологической безопасности возможны следующие виды решения о состоянии безопасности предприятия: обеспечена, обеспечена недостаточно, не обеспечена. Право принимать соответствующее решение по результатам экологического мониторинга и соответствующих проверок предоставляется субъектам обеспечения безопасности: Президенту, Правительству, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов, органам местного самоуправления, руководству предприятия – в зависимости от уровня системы безопасности и масштаба решаемым ею задач. Заключение по результатам экологического аудита предприятия должно быть учтено лицом, принимающим решение о состоянии безопасности предприятия.

6.6 Экологический аудит и иные правовые, организационные и экономические механизмы обеспечения безопасности окружающей среды и предприятия. Законом «Об охране окружающей природной среды» определен экономический механизм охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Однако отнесение различных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности к организационному и к правовому механизму законодательно не достаточно закреплено.

Указанные механизмы включают в свой состав: экологическое нормирование; экологическую экспертизу; экологический мониторинг; экологический контроль; экологическое лицензирование, экологическое страхование.

Практическую значимость имеют правовые методы и правовые механизмы регулирования информационного обеспечения и доступа к экологически значимой информации природопользования, промышленно-хозяйственной и оборонной деятельности на территориях экологически опасной ситуации; применение института ответственности за экологические правонарушения и экологические преступления и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей среды и/или негативным воздействием загрязненного природного объекта.

После принятия Закона «Об охране окружающей природной среды» определенное развитие получили правовая база и теоретические исследования оценки воздействия на окружающую среду, экологического лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, экологического аудита, экологической сертификации, оценки и возмещения ранее нанесенного экологического ущерба. Большие надежды возлагаются на экологический менеджмент.

Таким образом, содержательная часть проблемы обеспечения безопасности в экологической сфере является регулирование конкретно-предметных общественных отношений:

· на «начальном этапе» обеспечения – при осуществлении промышленно-хозяйственной, оборонной и иных видов деятельности с целью недопущения негативного техногенного воздействия на природные объекты;

· на «заключительном этапе» обеспечения – при практической реализации комплекса неотложных мер по защите предприятий от загрязненных природных объектов.

Наши рекомендации