Несколько слов о времени, пространстве и энергии

Мы, разумеется, не будем даже пытаться дать определение столь неопределенной категории, как время. Но отметим ее исключительную важность в понимании проблем, связанных с экологическим кризисом.

В человеческом обществе, помимо богатой шкалы временных единиц – секунд, часов, веков и пр., - существует особая, самостоятельная: продолжительность человеческой жизни. Временные характеристики любых процессов, происходящих в окружающем нас мире, мы оцениваем, сравнивая с длительностью нашей собственной жизни. При этом почти все изменения, происходящие в сроки, более или менее превышающие время жизни одного поколения, воспринимаются нами в обыденном сознании как нечто для нас малозначимое, практически неизменное. А вот большинство процессов по нашему разумению коротких, быстро изменяющих окружающую нас привычную среду, оцениваются нами чаще всего как негативные; и чем короче, тем катастрофичней они нам кажутся.

Вспышка в размножении листогрызущих насекомых, способных в считанные дни или недели уничтожить большой участок леса, даже если этот лес не предназначен для непосредственного использования человеком – страшная беда. Хотя для природы – это временная замена одной биомассы на другую, возможность (если не обычный способ) генетического или любого иного обновления, как для насекомых, так и для леса, для всех его составляющих.

Существование и развитие любого вида – процесс настолько длительный в сравнении с нашей жизнью, что долгое время виды считались неизменными. Но даже сейчас, когда мы признали конечность (именно конечность – далеко не все виды «удостаиваются чести» дать начало новым, да и у «избранников» это обычно случается с одной из популяций) существовании видов, их вымирание мы переживаем как «безвременную утрату», а ответственность тут же берем на себя, хотя даже наш мощный пресс способен «задавить» лишь тех, кто «доигрывал свою роль в настоящем акте пьесы». Том самом акте, где «те же и Человек».

У всех природных процессов свои временные категории, связанные в сложную, непостижимую для нас сеть. Все наши благие порывы сохранить природу на деле являются попытками затормозить ее развитие, остановить его в наиболее привычном для нас внешнем состоянии, не позволяя ей отвечать на наше же собственное воздействие.

Мы не будем рассматривать пространство как философскую категорию, а хотим лишь отметить разницу в использовании пространства биосферы человеческим обществом и остальными видами.

Точно так же, как и любой вид на Земле, в соответствии со стандартной стратегией человечество стремится занять максимальную территорию и, надо признать, заметно преуспевает в этом. При этом оно вовлекает в процесс своей жизнедеятельности все большее количество живой и неживой материи, выходя уже и за пределы биосферы. Ни один вид на Земле не знал подобных масштабов. Но более серьезное отличие от остальных видов состоит в том, что все начальные, промежуточные и конечные результаты своей деятельности человек концентрирует в ограниченных по размерам, составу, да и по количеству точках пространства (поселениях, сооружениях, свалках и пр.), заметно изменяя естественные природные процессы в этих точках и обедняя их на остальных территориях. Простой пример: для естественных природных процессов нормально, когда отжившие свой срок растения и животные должны оставаться на своих же местах, ведь их органика продолжает принадлежать единому природному процессу, поэтому нормальны ли «санитарные рубки ухода»? Для природы как раз нормально равномерно распределять мусор и отходы по территории планеты, а не складывать его в свалки и, уж тем более, не сжигать. Осваивая пространство на свой собственных, «неестественный» манер, мы к тому же серьезным образом изменяем энергетический баланс планеты.

Энергия – последняя в нашем анализе категория, одна из важнейших, касающаяся всех без исключения процессов и явлений, хотя и, опять же, не поддающаяся определению.

Мы не будем здесь обсуждать проблему опасности или безопасности атомных электростанций и альтернативных источников энергии, тем более, что это проблема не энергетики, а скорее история автомобиля и велосипеда, и проходить она должна по ведомству техники безопасности.

С позиций реальной экологии проблема не в том, сколько энергии мы потребляем, и хватит ли ее нам и ближайшим поколениям – это для закона сохранения вещества и энергии подход просто неграмотный. Проблема в том, сколько энергии мы НЕ потребляем из того количества, которое научились высвобождать и высвобождаем, благодаря своему «внешнему генотипу»!

Свободная энергия – одна из самых серьезных задач в решении проблем экологического кризиса. И решение ее – в создании единого технологического процесса взамен огромного количества разнообразных технологий. И мы не делаем никаких открытий – человечество идет именно по этому пути, ибо другого, скорее всего, просто не существует.

ИТАК…

Попытаемся ответить на вопрос, который, уверены, возник у большинства читателей, добравшихся до этих строк. А что же мы, собственно, хотели сказать?

Процесс возникновения и развития человеческого общества в большой степени объективен как по отношению к общему природному процессу, так и к самому себе. Никаких более или менее серьезных возможностей выбора либо совершения грандиозных ошибок у нас просто не было. И скорее всего в обозримом будущем не предвидится, ибо природа является не столько окружающей нас сложнейшей системой, хотя бы и относительно стабильной, сколько непрерывным ПРОЦЕССОМ (если уж делать примитивные сравнения, то природа не сложный и непостижимый механизм, а, скорее, - гироскоп).

Мы согласны, что существует некоторое нестабильное состояние, называемое экологическим кризисом, но в человеческом обществе, а отнюдь не в природе и даже не в биосфере.

Одна из наших серьезнейших проблем – противоречие между разумностью личности, которая, наконец-то, начинает (еще только начинает!) реально оценивать свое положение в общей системе природы, и относительной, но «неразумностью» больших групп людей, где уверенно продолжают действовать популяционные законы, в какие бы социальные одежды они не наряжались.

Мы, подчиняясь неуемной желанию отдельной личности сохранить жизнь максимальному количеству появившихся на свет человеческих потомков, приводим в полное замешательство свой внутренний генотип, который до сих пор был главной единицей жизни, и который еще долго будет показывать свои возможности. И генетические заболевания и эпидемии, возможно, не самые страшные из них.

Мы с точки зрения одного-двух поколений отдельных личностей, за выделенные нам несколько десятков лет, воспринимаем окружающую среду практически неизменной и уверены, что именно такой она должна быть и оставаться. Человеческая личность в живой природе действительно уникальна одним: активным неприятием неизбежности смерти, а отсюда – непреодолимым желанием смещать любой баланс в пользу созидания.

Мы, в связи с опять же фатальной конечностью отдельной личности, пытаемся окружающий нас мир представить в виде набора отдельных и конечных явлений и процессов, да еще и придумать цель для каждого из них, ясную и понятную. Непостижимо для нас, что целью развития может быть только развитие, а другого просто не дано.

Поймите нас правильно – мы не фаталисты и не пессимисты; мы, надеемся, - реалисты. Но мы уверены, что пока не получен элексир бессмертия (тот еще «подарок»!), единственный возможный путь – объединение отдельных личностей в единое РАЗУМНОЕ человечество. Мало того, мы абсолютно уверены, что современное человеческое общество находится именно на этом пути и поэтому мы не имеем даже намерения критиковать какие бы то ни было идеи, программы или конкретные действия, направленные против экологического кризиса в его традиционном понимании. Все это совершенно объективно и – в реальном русле.

Другое дело, что уникальный человеческий разум, наш «внешний генотип», дает нам уникальные преимущества: во-первых, ускорить этот процесс, а, во-вторых, выбрать ту «валюту», которой нам было бы «выгоднее» оплатить это ускорение, потому что платить придется обязательно, как бы нам ни хотелось «прокатиться зайцем».

А возможность у нас такая есть, она в том, чтобы найти способ и начать переводить накопленные человечеством знания на уровень обыденного сознания, на уровень ПОНИМАНИЯ, перестать относиться к ним, как к имеющим лишь самостоятельную ценность бриллиантам, сделать «внешний генотип» доступным для всего общества, а не только отдельных личностей.

И тогда нам, наконец, удастся избавиться от нашего комплекса неполноценности – экологического кризиса.

Наши рекомендации