Перечень источников информации о системе управления

Всю информацию о СУ можно подразделить на два вида:

1) получаемую из нормативно–правовой, отчетной и информа­ционной документации;

2) получаемую в ходе специальных обследований.

Основой нормативно–правовой, отчетной и информационной доку­ментации служат:

- устав, учредительный договор, протоколы учредительного соб­рания, подписные листы на акции и другие документы, регламенти­рующие деятельность организации;

- список членов правления и их заместителей, а также реви­зионной комиссии;

- приказы о назначении генерального директора (президента) и его заместителей;

- нормативно–правовые документы по основным направлениям деятельности организации и менеджмента, в том числе законы и другие подзаконные акты;

- общая система управления организацией и ее структурных единиц;

- экологический паспорт;

- положения о подразделениях, руководящие документы, мето­дики, стандарты, должностные инструкции, процедуры, матрицы распределения управленческих функций, штатные расписания, схемы ОСУ, приказы и другие документы, регламентирующие деятельность подразделения, а также документы отражающие: цели задачи органи­зации; степень специализации, концентрации, комбинирования на­учно–технических разработок и производства продукции; коопера­цию научно–технических и производственных структурных единиц; централизацию и специализацию функций обеспечения и обслужи­вания; маршруты материально–вещественных и информационных потоков; соотносительность структурных единиц и подразделений и их численности в жизненном цикле продукции (услуг); состав целей управления, функций и задач и их распределения между уровнями и звеньями управления; централизацию и распределение полномочий по принятию решений; функциональные связи между уровнями и звеньями управления и отдельными руководящими работниками; существующую технологию выполнения функций и задач; кадровое обеспечение; используемые методы управления; факторы, влияющие на получение прибыли; исполни­тельность решений в структурных единицах организации;

- материалы оперативного учета и отчетности (о промежуточных результатах работы, простоях, дефектах, браке, ошибках, объеме и последовательности выполняемых операций, о числе рабочих, мест и т.п.);

- показатели активов и пассивов балансовых отчетов, отчетов о финансово–экономических результатах и их использовании, отчетов о прибылях и убытках, других бухгалтерских, учетных и статистиче­ских документов;

- годовые отчеты организации и ее структурных единиц;

- тексты и комментарии законов, постановлений, приказов, ука­заний, распоряжений и других нормативных актов межотраслевого, отраслевого и внутрифирменного характера, протоколов проверок, инспекционного контроля, совещаний, контроля исполнения и т.п.;

- данные внешней бухгалтерской отчетности, не являющейся коммерческой тайной, публикаций, рекламы, научных исследова­ний, статистических материалов;

- отчеты о инновационных, стратегических, маркетинговых и других исследованиях внешней и внутренней среды организации;

- входящие и выходящие документы;

- информация в периодических изданиях, средствах массовой информации, статистических сборниках и т.п.;

- данные качественного характера нормативно–правовых, отчет­ных и информационных документов.

Источниками, основывающимися на специальных обследованиях (наблюдениях, беседах, интервью, опросах, распространении анкет и т.п.), могут быть:

- сотрудники организации, характеризующие ее деятельность в процессе бесед, анкетирования, опросов и т.п.;

- экспертные оценки, опросы и анкетирование потребителей, поставщиков и т.п.;

- непосредственные данные наблюдения и мониторинга за про­цессом функционирования СУ;

- данные инвентаризации СУ;

- расчетные данные и др.

Каждый из источников информации обладает определенными достоинствами и недостатками, поэтому ни один из них в отдельно­сти не может обеспечить достаточной полноты и достоверности со­бранной для исследования информации. Вот почему необходимо одновременно использовать несколько источников сбора данных, постоянно корректируя их на основе появляющихся новых материа­лов. При этом информацию можно собирать как последовательно по всем иерархическим уровням, так и параллельно.

Собирать и обрабатывать информацию желательно за необходи­мый период в зависимости от целей исследования, например за по­следние три, пять или десять лет. Это позволит провести анализ в динамике и сделать более объективные выводы.


Наши рекомендации