Новая сущность - ⌠информационное поле■.


Считается, что человечество пережило сначала ⌠аграрную революцию■, затем ⌠индустриальную■ и в настоящее время живет в период ⌠информационной революции■. Слово ⌠информация■ и производные от него являются в настоящее время, по всей видимости, наиболее часто встречаемыми в научной литературе, причем не только в контексте бурного развития вычислительной техники. Многие ученые считают, что выход из создавшейся экологической ситуации можно найти именно за счет более полного осмысления понятия ⌠информация■, вплоть до нахождения материальной основы существования информации, как таковой, (не на традиционных бумажных и магнитных носителях) независимо от воли человека. В этом случае речь идет о возможном существовании, так называемого ⌠информационного поля■. Основная проблема здесь сводится к обнаружению материального или энергетического носителя этого поля. Если такой носитель будет найден, то тогда, не опасаясь Бритвы Оккама, новая сущность войдет в классическую науку на вполне законных правах не нарушая стройности других научных направлений.

К сожалению, в настоящее время носитель ⌠информационного поля■ не обнаружен. До сих пор не найден также и носитель гравитационного поля, однако, это не мешает ученым считать его состоявшейся ⌠сущностью■ и углублять исследования в этом направлении. Некоторые ученые даже полагают, что носители ⌠информационного■ и гравитационного полей имеют общие корни. Несмотря на отсутствие носителя, многие ученые достаточно плодотворно работают над проблемой осмысления понятия ⌠информация■. Например, обращают на себя внимание работы российского ученого Ю.М. Горского. Перечислим только некоторые названия его последних работ: ⌠Жизнь и смерть цивилизации (модель, прогноз, роль интеллекта и информации)■ 1994 г.; ⌠Новая опасность для человечества - экологический СПИД■, 1995 г.; ⌠Информационная трактовка единства и борьбы противоположностей■, 1995 г.; ⌠Развитие глобальной экологической катастрофы и новые проблемы энергетики■, 1996 г.

Он рассматривает информацию как атрибут материи и считает, что она является составной частью любого объекта, в том числе и неживого, наравне с веществом и энергией. В его работах вводятся новые понятия (информационная сила, информационное пространство, информационное время и т.п.) на основе которых формулируются выводы и рекомендации каким образом можно избежать тех трудностей, которые ожидают человечество в будущем. Например, в работе [8] предлагается осуществить переход к ⌠информационной цивилизации■ за счет выполнения следующих мероприятий:

-резко увеличить количество циркулирующей информации за счет сжатия информационного пространства и увеличения его информационного наполнения;

-резко повысить полезность циркулирующей информации для целей выживания человека и его дальнейшего устойчивого развития;

-обеспечить в достаточных количествах преобразование информации в вещество и энергию...

К сожалению, пока из большинства подобных работ, каждому отдельному человеку очень трудно извлечь конкретные рекомендации, каким образом именно он сможет помочь своей цивилизации выжить.

Мировая академическая наука и конкретно профессиональные экологи также не используют пока понятие ⌠информация■ шире, чем его тривиальный смысл: результаты мониторинга земной поверхности, список вредных веществ и их допустимые концентрации, периоды полураспада радиоактивных изотопов, результаты обработки статистики по патологиям у людей и других представителей биосферы в результате вредных воздействий и т.п. По всей видимости, понятие ⌠информационное поле■ в большей степени является философским термином, пока не обнаружен его носитель.

Вообще говоря, понятие ⌠информационное поле■ является не совсем новым, еще в древнеиндийской философии рассматривалась некая материальная среда - акама [1], как хранилище всеобщей информации, которое напрямую не было связано с религиозными догмами. Естественно, что и во многих религиозных учениях (буддизм, частично ислам) божественную суть можно сопоставить с идеями о ⌠информационном поле■. В христианстве такая взаимосвязь более скрыта, но ее можно найти, например, в работах П.А. Флоренского.

П.А. Флоренский был не только известным богословом, но и не менее известным философом, физиком, математиком. Он также проявил большой интерес к работам В.И. Вернадского, связанным с понятием ноосфера. В письме В.И. Вернадскому [9] он предложил ⌠мысль о существовании в биосфере или, может быть, на биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой (греч. pneuma - дыхание, горение эфира [1]), т.е. о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа. Не сводимость этого круговорота к общему круговороту жизни едва ли может подлежать сомнению. Но есть много данных, правда, еще недостаточно оформленных, намекающих на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусства. Это заставляет подозревать существование и соответственной особой сферы вещества в космосе...■

Рассмотрим более внимательно предположение Флоренского, тем более что его высокая эрудиция и большой кругозор в настоящее время не подвергаются сомнению. Причем многие его работы носят обзорный характер, в них рассмотрены взгляды древнейшей философии, мифологии и религии. Его концепции можно рассматривать, в некоторой степени, как результат ⌠статистической обработки■ достаточно представительной выборки идей мыслителей нашей цивилизации от глубокой древности до конца 30-х годов 20-го века.

Наши рекомендации