Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

экология
полное наименование дисциплины
080200.62 – Менеджмент    
код и наименование направления подготовки (специальности)
заочная
форма обучения

Череповец, 2012

№ п/п Примерные вопросы к зачету, экзамену
Предмет экологии. Разделы экологии, специфика современной экологии.
История формирования экологических представлений. Основные этапы развития науки.
Общесистемные закономерности в экологии (принцип эмерджентности, принцип Ле Шателье – Брауна и др.).
Атэкология. Закономерности эволюционного формирования приспособленности организмов к среде.
Среда обитания, экологические факторы, условия обитания, условия существования.
Классификация экологических факторов.
Понятие экологического оптимума (пессимум, эврибиотные и стенобиотные виды).
Закон минимума и закон толерантности.
Закон совокупного действия факторов.
Основные пути приспособления организмов к среде.
Приспособительные формы организмов. Жизненные формы. Приспособительные ритмы.
Что понимается под биоценозом?
Биоценотические связи и отношения.
Пищевая цепь, пищевая сеть, трофические уровни.
Пирамида продуктивности.
Разнообразие, сложность и устойчивость биоценозов.
Что понимается под «экосистемой»? Иерархия экосистем.
Экосистема. Продуценты. Консументы. Редуценты.
Трофическая структура экосистемы. Экологические пирамиды (пирамиды численностей, биомассы, энергии).
Сукцессия, ее этапы и разновидности. Концепция сукцессионного климакса.
Популяция. Основные характеристики популяции (численность, плотность, структура, рождаемость, смертность, иммиграция, эмиграция).
Демографическая структура популяции. Пирамида возрастов.
Изменения численности популяции. Кривая роста популяции. Способы ограничения численности (не зависящие и зависящие от плотности популяции).
Колебания численности популяции. Типы популяционной динамики. Взрывы численности.
Устойчивость экосистем. Типы устойчивости (резистентная и упругая). Роль обратной связи (положительной и отрицательной).
Биоразнообразие и его роль в природных экосистемах. Проблема сохранения биоразнообразия.
Биогеоцеоз.
Биосфера, ее границы, подразделения, функции.
Биосфера. Свойства живого вещества биосферы.
Биосфера. Функции живого вещества биосферы.
Круговорот воды, кислорода и водорода.
Круговорот углерода.
Круговорот азота.
Перечислите основные условия и факторы зарождения жизни.
Какие основные принципы биологической эволюции вы знаете?
Что такое микро - и макроэволюция? Как они соотносятся?
Основные положения синтетической теории эволюции.
Воздействие на природу неандертальского и кроманьонского человека.
Промышленная революция и ее влияние на окружающую среду.
Закладка фундамента современных развитых индустриальных обществ.
Необходимость перехода к постиндустриальному обществу и развития экологического мировоззрения.
Загрязнение атмосферы (основные вещества, их источники).
Последствия загрязнения атмосферы твердыми частицами и аэрозолями, углекислым газом, метаном. «Парниковый эффект» и его последствия.
Смоги. Проблема загрязнения атмосферы транспортом и пути ее решения.
Кислотные дожди, значение для живой природы и хозяйственной деятельности. Исходные вещества, их источники, образование кислот в атмосфере, глобальность явления, меры уменьшения масштабов явления.
Роль воды в круговороте веществ, возникновение и сохранение жизни, хозяйственной деятельности человека.
Мировые запасы воды.
Проблема дефицита пресной воды.
Основные источники загрязнения пресных вод. Очистка питьевой воды и сточных вод.
Роль растений в геологическом и биологическом круговороте веществ и элементов, в эволюции биосферы в целом.
Лес как важнейший растительный ресурс планеты.
Экономические и политические аспекты экологических проблем. Концепция ноосферы.
Социально-экологические особенности демографии человека. Ограничивающее влияние экологических факторов на рост популяции человека.
Экологическая демография человека. Рост численности человечества в прошлом и настоящем. Демографический переход. Демографические перспективы.
Экологический риск.
Экологический след и его последствия.
Социально-географические особенности демографии человека. Демографический взрыв. Депопуляция. Управление демографическими процессами.
Природопользование и охрана природы. Рациональное природопользование. Природные ресурсы.
Экологическое право.
Экологический контроль и экспертиза.
Экологическое нормирование. ПДК.
Экозащитная техника и технологии.
Основные законы природопользования (закон ограниченности природных ресурсов, правило интегрального ресурса, закон снижения энергетической эффективности природопользования, закон убывающего плодородия, правило региональности).
Охрана природы и экология. Охрана видов, охрана сообществ, охрана среды. Охраняемые природные территории.
Современный экологический кризис. Концепция устойчивого развития. Коэволюция природы и общества.
Парадигма человеческой исключительности. Антропоцентрическое экологическое сознание. Современный экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания.
Эксцентрическое экологическое сознание.
Цели и задачи экологического образования. Стратегии экологического образования.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Перечень литературы

Основная литература:

1. Горелов А.А. Экология: Учеб. для вузов. – М.: Академия, 2006.

2. Прохоров Б.Б. Экология человека: Учеб. для вузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2007

Электронная библиотека ЧГУ для всех специальностей:

1. Бестужева Е. В. Экологическое право : учеб.-метод. Пособие, 2007.

2. Губарева Л. И. и др. Экология человека : практикум для вузов, 2005.

3. Коллектив автороа. Рожнов С. В. (отв. редактор). Эволюция биосферы и биоразнообразия. К 70-летию А. Ю. Розанова, 2006.

4. Лебедева Н. В. и др. Биологическое разнообразие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений, 2004.

5. отв. ред. : А. Л. Замураев, А. В. Белоусова. Актуальные вопросы в области охраны природной среды : информ. сб. ФГУ Всероссийский НИИ охраны природы Минприроды России, Росприроднадзор, 2008.

6. Протасов Ю. М., Воронцов И. Ф. Мониторинг среды обитания. Ч.1. Хроматографический и фотоколориметрический анализ поллютантов: сб. лаборатор. работ, 2006.

7. Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений, 2003.

8. Шамилева И. А. Экология: Учеб. пособие для студ. пед. вузов, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. – М.: Юнити, 1998
  2. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  3. Дмитриев В.В. Прикладная экология: Учеб. для вузов / В.В, Дмитриев, А.И. Жиров, А.Н. Ласточкин. – М.: Академия, 2008.
  4. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экология и экономика природопользования: Учеб. пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  5. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование: Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2008.
  6. Конмонер Б., Юфит С.С. Диоксины. - М. 1996.
  7. Константинов В.М. Охрана природы: Учеб. пособие для пед. вузов. – М.: Академия, 2000.
  8. Коробкин В.Н., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
  9. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.Н. Экология. – М.: Дрофа, 1995.
  10. Молчанова Я.П., Заика Е.А., Бабкина Э.И. Гидрохимические показатели состояния окружающей среды: Учебное пособие для вузов / под ред. Т.В. Гусевой. – Москва: Форум Инфра- М, 2007.
  11. Мэннинг У.Дж., Федер У.А. Биомониторинг загрязнения атмосферы с помощью растений. Л.: Гидропромиздат, 1985.
  12. Небел Б. Наука об окружающей среде. Т. 1, 2.- М.: Мир, 1993.
  13. Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975
  14. Особо охраняемые природные территории, растения и животные Вологодской области. - Вологда, 1993.
  15. Потапов А.Д. Экология: Учеб. для вузов. – М.: Высш. школа, 2002.
  16. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. Т. 1-4. - М.: Мир, 1995
  17. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – М.: Аспект – пресс, 1995.
  18. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. – М.: Просвещение, 1981.
  19. Экология – 2010. Вологодская область (Аналитический доклад о состоянии природной среды на 01.01.10).

Для подготовки к занятиям студенты могут использовать следующие пе­риодические издания:

1. Экология и жизнь. — Научно-популярный журнал.

2. Экология и промышленность России. — Научно-популярный журнал.

3. Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. — Обзорная
информация ВИНИТИ.

4. Здоровье населения и среда обитания. — Информационный бюллетень
Министерства здравоохранения и социального развития.

5. Наука и жизнь. — Научно-популярный журнал.

6. Химия и жизнь. — Научно-популярный журнал.

7. Природа. — Научно-популярный журнал.

8. География в школе. — Научно-методический журнал.

9. Экология человека. — Научно-популярный журнал.

10. Экологический вестник России. — Информационно-справочный бюллетень.

11. Зеленый мир. — Еженедельная газета.

12. Российский статистический ежегодник.

13. Эко Реал. — Аналитический журнал.

14. Деловой экологический журнал.

15. Экология производства. — Научно-практический журнал.

16. Охрана окружающей среды и природопользование. — Научно-попу­лярный журнал.

Наши рекомендации