Уровень сформированности нравственных
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Девчонки, мальчишки – вся детвора,
Идите по жизни дорогой добра!
Доброта – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство на земле. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому – из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.
Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы мы составляли частотный словарь русского языка, то слово «доброта» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.
Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет? Поэтому встаёт вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такиекачества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.
Программа «Дорогой добра» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и идеи «педагогики общей заботы». В ней заложены следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, «многоролевой» характер деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:
¾ коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
¾ коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
¾ ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
¾ общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.
Особенностью программыявляется развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. В содержании занятий объединяются блоки знаний трех различных предметов:
- литературное чтение – экология – технология.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: программа рассчитана на 1 год обучения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Ø создать условия для формирования нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.
ЗАДАЧИ:
¾ воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
¾ формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
¾ формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
¾ акции;
¾ трудовые дела;
¾ праздники;
¾ беседы;
¾ конкурсы;
¾ выставки;
¾ экскурсии;
¾ социальная проба;
¾ творческие дела.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ø различать хорошие и плохие поступки;
Ø проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
Ø устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
Ø проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
Ø знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
Ø оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;
Ø уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учитывая возрастные особенности младших школьников, особенно то, что они любят играть, программа «Дорогой добра» предполагает путешествие по станциям, которые определяют направления в работе.
Станции:
¾ Литературная;
¾ Экологическая;
¾ Семейная;
¾ Трудовая;
¾ Сретенская.
№ п/п | Направления деятельности | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | - | ||
2. | Станция «Литературная» | |||
3. | Станция «Экологическая» | |||
4. | Станция «Семейная» | |||
5. | Станция «Трудовая» | |||
6. | Станция «Сретенская» | |||
7. | Итоговое занятие и выставка | |||
Всего |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Плановые сроки прохождения | Тема занятия | Примечание | |
План. | Факт. | |||
1. | Вводное занятие. Учимся добру: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1) | |||
2. | Станция «Экологическая»: понятие «Экология». Работа на пришкольном участке. | |||
3. | Станция «Экологическая»: аллея ветеранов. Трудовой десант по уборке территории аллеи. | |||
4. | Станция «Сретенская»: Встреча «Давайте, познакомимся». | |||
5. | Станция «Экологическая»: знакомство с комнатными растениями. Работа в зелёном уголке: ухаживание за комнатными растениями | |||
6. | Станция «Семейная»: Операция « Милосердие» ко Дню пожилых людей | |||
7. | Станция «Семейная»: акция «Моя мама» | |||
8. | Станция «Трудовая»: операция «Чистый класс» | |||
9. | Станция «Трудовая»: «Откуда книга пришла». Работа в школьной библиотеке: «Книжкина больница» | |||
10. | Станция «Литературная»: В. Осеева «Плохо». Изготовление книжки - малышки | |||
11. | Станция «Трудовая»: операция «Подари игрушку детям» | |||
12. | Станция Сретенская»: операция «Подари игрушку детям» | |||
13. | Станция Сретенская»: «День согласия и примирения» | |||
14. | Станция «Трудовая»: работа в районной библиотеке: операция «Книжкина больница» | |||
15. | Станция «Трудовая»: мастерская Деда Мороза (изготовление ёлочных украшений) | |||
16. | Станция «Экологическая»: акция «Как живешь, птичка?» | |||
17. | Станция «Литературная»: Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое». Составление словарика добрых слов | |||
18. | Станция «Трудовая»: изготовление раздаточного дидактического материала для дошкольников | |||
19. | Станция Сретенская»: «Рождество Христово» | |||
20. | Станция «Семейная»: акция «Ангел милосердия» | |||
21. | Станция «Семейная»: операция «Поздравляем с праздником» | |||
22. | Станция «Экологическая»: операция «Береги лесную красавицу» | |||
23. | Станция «Трудовая»: работа в школьной теплице – посадка лука | |||
24. | Станция «Экологическая»: работа в живом уголке – уход за рыбками | |||
25. | Станция «Литературная»: К. Чуковский «Айболит». Изготовление книжки - малышки | |||
26. | Станция «Семейная»: Акция «Дари добро» (оказание помощи одиноким пожилым людям) | |||
27. | Станция «Трудовая»: изготовление поделок к Светлой Пасхе | |||
28. | Станция Сретенская»: « Светлая Пасха» | |||
29. | Станция «Экологическая»: акция «Чистый двор» | |||
30. | Станция «Семейная»: фото – конкурс, выставка рисунков «Потому так счастлив я, что со мной моя семья». | |||
31. | Станция «Трудовая»: работа на пришкольном участке: высаживание рассады цветов | |||
32. | Итоговое занятие: подведение итогов занятий. Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1) | |||
33. | Итоговое занятие: подготовка и оформление выставки, презентация по результатам работы. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Теоретические знания
Знакомствос понятием«добро» на основе чтения и анализа литературного произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Практическая работа
Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).
Станция «Литературная»
Книга - твой друг
Цель: знакомить учащихся с литературными произведениями, которые учат совершать добрые поступки и дела, уважать и почитать старшее поколение и взрослых людей; заботиться о малышах и любить природу, способствовать развитию коммуникативной культуры.
Теоретические знания
Чтение и анализ книг В. Осеевой, С. Маршака, К. Чуковского. Разыгрывание жизненных ситуаций. Составление портрета доброго героя.
Практическая работа
Изготовление книжек – малышек по прочитанным произведениям. Составление словарика добрых слов.
Станция «Экологическая»
Человек – друг природы. Природа – мой дом.
Цель: воспитывать любовь к природе, родному краю; животному миру.
Теоретические знания
Общее представление об экологии. Виды комнатных растений, правила ухода за ними. Зимующие птицы нашего края, забота о них: заготовка корма, изготовление кормушек. Основы аквариумистики. Типы аквариумов. Оборудование аквариума. Основные группы рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Правила поведения на школьном участке.
Практическая работа
Трудовой десант по уборке территории аллеи ветеранов. Работа на пришкольном участке – прополка, полив, рыхление почвы. Работа в зелёном уголке – полив, рыхление почвы, подкормка, уход за листьями комнатных растений. Работа в «живом» уголке – освоение приёмов очистки стенок аквариума. Акции «Чистый двор», «Как живёшь, птичка?». Выпуск листовок «Берегите лесную красавицу».
Станция «Семейная»
В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей.
Цель: развивать интерес к истории своей семьи, к ее традициям, к профессиональной деятельности родителей; воспитывать любовь и уважение к своей семье
Теоретические знания
Знакомство с понятиями «род», «семья», «родословная». Праздники: «День пожилых людей», «День матери».
Практическая работа
Оформление фотовыставки «Моя семья». Конкурсы рисунков. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Сбор игр, канцелярских товаров для детского сада.
Станция «Трудовая»
Воля и труд дивные всходы дают.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться и приносить пользу.
Теоретические знания
Элементы книги. Откуда книга пришла. Правила безопасного обращения с ножницами. Разнообразие видов аппликации из бумаги, ткани, пластилина. Технология изготовления аппликационных работ. Правила безопасности при работе с ручным садовым инвентарём. Условия содержания растений в теплице. Правила ухода за растениями в теплице.
Практическая работа
Подклеивание книг. Изготовление игрушек, раздаточного дидактического материала. Высаживание рассады цветов, посадка лука на зелень. Трудовые дела: «Чистый класс».
Станция «Сретенская»
С кем живешь, с тем и слывешь.
Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности за порученное дело, за младшего товарища, воспитывать добро, взаимовыручку.
Теоретические знания
История возникновения памятника Минину и Пожарскому. Традиции и обычаи русского народа.
Практическая работа
Изготовление игрушек и поделок для дошкольной группы. Совместные мероприятия с воспитанниками детского сада: «День согласия и примирения», «Рождество Христово», «Светлая Пасха».
Итоговое занятие
Подведение итогов занятий. Подготовка и оформление выставки фотографий, рисунков. Компьютерная презентация результатов работы.
Практическая работа
Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:
1. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;
2. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;
3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
4. Программа воспитания и социализации
5. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1981 г.
Уровень сформированности нравственных
Качеств учащихся
(разработана В.А.Андреевым на основе лекционного материала
Е.Н. Степанова, к.п.н., профессор)
№ | Ф.И. учащегося Нравственные качества | |||||||||
Перечень нравственных качеств личности:
1. Дисциплинированность
2. Ответственность за выполнение поручений
3. Адекватность восприятия критики
4. Воспитанность (уважительное отношение к старшим, культура речи, любезность, учтивость, корректность)
5. Конфликтность
6. Коммуникативность (общительность)
7. Честность
8. Сотрудничество
9. Креативность (одарённость, талантливость)
Таблица заполняется учителем в начале и в конце учебного года. Основание для определения уровня сформированности нравственных качеств учащихся – длительное наблюдение в процессе учебно-воспитательной работы. Количество выставляемых баллов – от «0» до «3».