Лабораторная работа № 3. Метод относительных величин как один из важнейших примеров обобщения и анализа статистических данных.

Задание 1. Ответьте на вопросы:

А) Статистический показатель – это ______________________________

______________________________________________________________________,

Б) По форме различают статистические показатели _________________

______________________________________________________________________.

В) Статистические показатели по временному фактору делятся на:

______________________________________________________________________.

Г) Абсолютные статистические величины – это ____________________
____________________________________________________________________.

Д) Виды абсолютных величин ___________________________________

______________________________________________________________________.

Е) Относительные статистические величины – это __________________

____________________________________________________________________

__________________________________________________________________,

Ж) Относительные статистические величины могут быть выражены __

______________________________________________________________________.

З) Различают следующие виды относительных статистических величин

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________,

Задание 2.Практическое задание

Охарактеризуйте состав студентов своей группы по полу, возрасту и рассчитайте относительные величины структуры.

Задание 3. Особенности вычисления коэффициента преступности в правовой статистике ________________________________________________
______________________________________________________________________.

Задание 4. Практическое задание

Число зарегистрированных преступлений в России за пять лет характеризуется следующим образом (данные условные):

2994,8 тыс.
2628,8 тыс.
2404,8 тыс.
2302,2 тыс.
2206,2 тыс.

Вычислите относительную величину динамики преступности, используя базисный и цепной способы[1]. Какой статистический вывод можно сделать из полученных данных?

Задание 5. Практическое задание

К какому виду относительных величин относится коэффициент раскрываемости преступлений. Как он рассчитывается?

Районным судом города «П» в 2013 г. было осуждено 640 человек. За этот же год среднее число жителей составило 85800 человек. Определите коэффициент преступности для этого города, указав при этом, к какому виду относительных величин он относится.

Задание 6. Практическое задание

Количество зарегистрированных преступлений в городе Б. в 2010 г. – 82552 , а в 2011 г. – 86937. Это уровни ряда.

Рассчитайте темп прироста в процентах[2].

Задание 7. Практическое задание

В городе Т. в 2015 г. было привлечено к уголовной ответственности за коррупционные преступления 360 человек. Численность населения города 600 тыс. человек.

Рассчитайте общий коэффициент коррупционных преступлений в городе за 2015 год.

Задание 8.Практическое задание

Самостоятельно изучить динамику выявленных экологических (экономических, экстремистских и т.д.) преступлений или рассмотренных гражданских дел (любой категории)[3].

Показатели Годы
Количество выявленных преступлений
           

1. Определите показатели динамики цепным и базисным способом: темпы роста (снижения) преступности, темпы прироста (снижения), абсолютные приросты (снижения) преступности. Расчеты внесите в таблицы.

2. Составьте график динамики.

Сформулируйте вывод__________________________________________
____________________________________________________________________,

Задание 9. Практическое задание.

Имеются данные о численности населения Челябинской области на начало 2017 г. (данные с сайта территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области - http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/ru/statistics/population/):

Показатели Все население, тыс. человек Удельный вес (%) в общей численности
Население Челябинской области    
в том числе:    
городское    
сельское    

1. Определите долю городского и сельского населения в общей численности.

2. Найдите соотношения между городским и сельским населением.

Сформулируйте вывод _________________________________________

____________________________________________________________________,

Задание 10.Практическое задание.

Имеются данные о численности населения Челябинской области по возрастным группам на начало 2017 г. (данные с сайта территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области):

Показатель Человек В % к итогу
Все население, чел    
в том числе в возрасте, лет    

1. Определите удельный вес каждой возрастной группы от общего числа населения.

2. Укажите относительную величину, используемую в результате решения задачи.

Сформулируйте вывод _________________________________________
____________________________________________________________________,

Задание 11. Практическое задание

Имеются данные о количестве зарегистрированных браков и разводов в Челябинской области за 2016 г. (данные http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/resources/4fc2bc8047dad048b7d0b7ed3bc4492f/Число+зарегистрированных+браков.pdf)

  Количество, тыс. чел. На 1000 населения
Браки    
Разводы    

Определите:

1. Количество браков и разводов на 1000 населения, если известно, что население Челябинской области на 01.01. 2014 (01.01.2015) составляло _____

тыс. чел. Расчеты внесите в текст таблицы.

2. Соотношение числа зарегистрированных браков и разводов ________
____________________________________________________________________,

Сформулируйте вывод _________________________________________

____________________________________________________________________,

Задание 12.Практическое задание

Имеются следующие данные по Российской Федерации (указать источник статистической информации – ссылку на конкретный сайт и т.д.)

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016
Зарегистрировано преступлений – всего (тыс.)          
Количество установленных лиц, совершивших преступления, тыс. чел.          
Численность населения, млн. чел.          
КП, по числу зарегистрированных преступлений на 10000 чел.          
КП, по числу лиц, совершивших преступления на 10000 чел.          

Определите:

1. Коэффициент преступности по числу преступлений и преступников на 10000 человек.

2. Приняв за базу 2010 г. определите показатели динамики: темп роста (снижения) преступности, темп прироста (снижения), абсолютный приросты (снижения) преступности.

3. Постройте график динамики преступных проявлений.

Сформулируйте вывод _________________________________________.

Задание 13. Практическое задание

Имеются следующие данные об итогах миграции населения по Челябинской области за 2016 г.

  2016 г.
Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост (+), снижение (-)
Миграция с государствами-участниками СНГ      
из них по странам:      
Азербайджан      
Армения      
Беларусь      
Казахстан      
Кыргызстан      
Молдова, республика      
Таджикистан      
Туркмения      
Узбекистан      
Украина      

Рассчитайте показатель, характеризующий миграционный прирост населения Челябинской области за 2016 г. Расчеты внесите в текст таблицы. Сформулируйте вывод. Данные с сайта http://chelstat.gks.ru

Задание 14. Практическое задание

Состояние и динамика преступности в регионах России за 2016 г.

УрФО Количество зарегистрированных преступлений, всего Количество раскрытых преступлений, всего Уровень раскрываемости, %
УрФО      
Курганская область      
Свердловская область      
Тюменская область (с а/о)      
в том числе      
Тюменская область (без а/о)      
Ханты-Мансийский АО - Югра      
Челябинская область      

(https://mvd.ru/upload/site1/document_file/LNcn0MwxQI.pdf)

Определите уровень раскрываемости преступлений в каждом регионе.

Сформулируйте вывод _________________________________________________,

[1] Относительные величины с постоянной базой – базисные; относительные величины с переменной базой – цепные.

[2] Темп прироста – отношение абсолютного прироста к уровню, принятого за базу. Прирост – разность между уровнями ряда последующего и предыдущего периодов.

[3] Выбрать интересующую категорию дел (одну) и изучить динамику.

Наши рекомендации