Принципы экологического права
Согласно общей теории права, правовые принципы имеют самостоятельное регулирующее значение.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит двадцать три основных принципа охраны окружающей среды, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду.
(«1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; 2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; 3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; 4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; 5) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; 6) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; 7) независимость государственного экологического надзора; 8) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; 9) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 10) обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; 11) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 12) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; 13) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; 14) обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; 15) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; 16) сохранение биологического разнообразия; 17) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; 18) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; 19) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; 20) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 21) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; 22) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; 23) международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды» (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»)
Принципы – это основополагающие начала, фундамент регулирования.
Природоресурсные законы также базируются на принципах. Например, в ЗК РФ предусмотрено девять принципов земельного законодательства, в ВК РФ одиннадцать принципов водного законодательства в ЛК РФ предусмотрено двенадцать принципов лесного законодательства.