Общение без границ: Энергосбережение в формате 5-D
В средней школе № 12 г. Гродно с 2014 года действует музей-лаборатория по энергосбережению «Школа рачительных хозяев», созданная при поддержке международного общественного объединения «Экопартнерство» и международного проекта ШПИРЭ в рамках конкурса «Энергоэффективное учреждение образования».
Сегодня Школа рачительных является центром экологического образования не только в самом учреждении, но и в регионе в целом. Регулярные экологические практики, информационные акции в местном сообществе, дни открытых дверей, выставки, экологические квесты, рейды, игровые программы, уроки, факультативные занятия, лабораторные опыты, исследовательская деятельность – далеко не полный перечень активностей музея-лаборатории. Здесь используются эффективные средства формирования экологически дружественного образа жизни микрорайона, обучения детей и взрослых полезным для окружающей среды приемам и правилам поведения.
Успешно реализован ряд проектов, в том числе и с международным участием. Школа рачительных является победителем и призером 27 конкурсов республиканского и международного уровней. Победа в конкурсе «Энергомарафон» позволила школе получить 550 миллионов рублей на энергоэффективные мероприятия. К Новому году на эти средства заменена почти половина окон.
Большинство инициатив молодежные, их коллективным автором является интеллектуальное детско-взрослое объединение, созданное на базе музея-лаборатории.
Достаточно востребована в молодежной среде виртуальная составляющая «Школа рачительных хозяев» - одноименное сетевое сообщество социальной сети «ВКонтакте»(253 участника, https://vk.com/club77444455). Удобный сервис, актуальный контент привлекает подростков к участию в онлайн уроках и путешествиях, викторинах и мини-проектах.
Победа в республиканском конкурсе «Энергия и среда обитания», где была представлена методическая разработка онлайн урока для бабушек «Азбука домашнего энергосбережения»,способствовала рождению более смелых идей. В новом учебном году актив музея-лаборатории инициировал проект международного молодежного сотрудничества «Энергосбережение в формате 5-D».
5-D– популярный среди молодежи формат видео трансляции. В проекте этот формат трактуется иначе: организаторы считают, что проект призывает Думать, Доказывать, Делать Добрые дела и Дружить. К тому же в проектное взаимодействие включены представители пяти стран: учреждения образования и экологические объединения Беларуси, Литвы, России, Казахстана и Молдовы, с которыми Школу рачительных связывает двухлетнее сотрудничество.
Проект стартовал в октябре, его целью стала организация международного молодежного сотрудничества в сфере энергосбережения, приуроченная к Международному Дню энергосбережения 11 ноября.
В сетевом сообществе появилось приглашение к участию, и была открыта тема для обсуждения. Следующим шагом стал онлайн опрос, где все желающие определяли свое место в проекте – кто-то стал региональным координатором, кто-то активистом, кто-то просто участником.
На первом этапе взаимодействия партнеры делились полезной информацией о способах энергосбережения. На втором – разрабатывали и представляли свои инициативы ко Дню энергосбережения. Спектр предложений превзошел самые смелые ожидания – игровые программы и квесты, конкурсы и энергопатруль, познавательные экскурсии и веломарафон, агитпрограммы и уроки, видеоролики и информационные акции.
Помощь в разработке инициатив координаторы классных коллективов получили на семинаре-тренинге, состоявшемся 8 октября. Для зарубежных партнеров были предусмотрены онлайн консультации и личная переписка.
Каждая инициатива оказалась по-своему интересной и полезной. Оценивало инициативы не только жюри, но и сами участники. Система оценки включала в себя как мнения экспертов, так и виртуальные оценки и комментарии. Всего на конкурс подано 34 инициативы. По сумме баллов - оценок (лайков) и комментариев были определены победители второго этапа проекта. Ими стали:
ü 3 место, 50 баллов, команда 5 «А» класса СШ N°12 г.Гродно, Беларусь "Молодое поколение – за энергосбережение"
ü 2 место, 54 балла –команда ГБОУ Школа № 1631 г. Москва, Россия
ü 1 место, 62 балла – команда гимназии г. Висагинас, Литва.
Самым насыщенным оказался третий, заключительный этап проекта – реализация инициатив и представление творческих отчетов. В его работе приняли участие 16 команд.
Большинство мероприятий пришлось на День энергосбережения. В средней школе № 12 г. Гродно его участниками стало более 500 человек – учащиеся, их родители, педагоги, местные жители, воспитанники детских дошкольных учреждений.
Ребята подготовили содержательные и интересные конкурсы, агитпрограммы, распространяли листовки и буклеты, организовали работу интерактивного стенда, «темные» перемены, рейды энергопатруля, провели вечер музыки и поэзии при свечах, конкурс рисунков светом в темноте, прогулку на велосипедах, спектакли, уроки для самых маленьких и многое другое. По приблизительным подсчетам участие в мероприятиях Дня позволило гродненским школьникам сэкономить около 160 киловатт электроэнергии.
Порадовали активностью старшеклассники учреждений России и Казахстана, представившие экологические игры, мастерские экологических сувениров, видеолектории, экоуроки, посещение «умного дома» и другие. Их инициативы пришлись по душе и белорусским партнерам, ребята решили использовать их в своей работе.
Результаты были подведены в декабре. По оценкам участников и членов жюри победителями второго этапа стали:
ü 1 место, 142 и 136 баллов – команды 9 «Б» класса и 5 «А» класса СШ N°12 г.Гродно, Беларусь
ü 2 место, 95, 54 и 51 балл – команда ГПУ "Мосприрода" (Россия), 5 «А» класса СШ N°12 г.Гродно,
и команда гимназии №1 акимата города Шахтинска (Казахстан)
ü 3 место,44 и 43 балла – команды 9 «В» и 7 «Б» классов СШ N°12 г.Гродно, Беларусь.
После завершения практических этапов участники проекта приняли участие в опросе, оценив свою деятельность. Наиболее интересными этапами проекта названа реализация инициатив – 42,9% голосов и конкурс инициатив – 28,6%. Удовлетворены участием в проекте 79% участников. Хотели бы продолжить сотрудничество в сфере энергосбережения 69,2%, в других сферах – 25%.
Инициативная группа проекта разработала дипломы и сертификаты, которые отправлены всем участникам, победителям и призерам проекта. Статья учащегося СШ № 12 г. Гродно Ародя Павла о ходе проекта была опубликована на официальном сайте Дирекции природных территорий СВАО и Сокольники ГПБУ «Мосприрода» , на сайте учреждения образования, совместной группы школы и гимназии г. Висагинас на сайте «Фейсбук», готовится к публикации в детских и молодежных журналах Беларуси и Казахстана.
Организаторы выразили благодарность региональным координаторам проекта Марии Тюрющевой, Марине Коломийцевой (Казахстан), Людмиле Михайловой, Анастасии Григорьевой (Россия), Людмиле Мотреску (Молдова), Елене Муриной (Литва), Галине Богдан, Анне Бучинской, Павлу Ушкевичу, Ольге Колодко, Татьяне Ритус (Беларусь) и самым активным участникам проекта Валерии Герасимовой (Казахстан), Егору Машанову (Беларусь).
Проект завершен. Материалы из опыта совместной работы доступны для всех желающих в темах для обсуждения сетевого сообщества «Школа рачительных хозяев».
Участники проекта отмечают, что опыт совместной деятельности сделал их умнее, дружнее, дружественней к окружающей среде, позволил понять, что продуктивное партнерство существенно расширяет возможности каждого.
Продолжением сотрудничества явилось приглашение к участию в виртуальном выставке-конкурсе «Эко-елка- 2016», организованном в теме для обсуждения https://vk.com/topic-77444455_34734902 .
Впереди юные экологи видят много новых интересных поводов для дружбы и сотрудничества. Добрым делам не мешают границы. Земля – наш общий дом. Хотелось, чтобы каждый был в нем рачительным хозяином.
Богдан Г.А., координатор проектной деятельности СШ № 12 г. Гродно