Раздел 5. Методы и формы экологического образования
1 задание**
Составьте цикл взаимосвязанных наблюдений за живым объектом (на примере своей возрастной группы) - напишите название, цель каждого наблюдения.
2 задание***
Запланируйте предварительную работу перед экскурсией по экологической тропе
М.Р. Выполняя задание, помните, что предварительная работа включает в себя разнообразные виды деятельности связанные с обогащением, дополнением, уточнением уже имеющихся знаний экологического содержания, знакомство с правилами поведения во время экскурсии, работу с родителями, работу по продуктивным видам деятельности.
3 задание***
Нарисуйте или подберите картинки отображающие цепь питания. Продумайте вопросы для рассматривания с детьми.
М.Р. Образец оформления цепи питания можно посмотреть в книге Николаевой С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников/ С.Н Николаевой. - М.: Мозаика- Синтез, 2002. - с.106
4 задание***
Подберите сказку экологического содержания, продумайте вопросы к ней для беседы по содержанию, придумайте новый конец сказки с использованием пиктограммы.
М.Р. Используйте пособие для учителя «Экологические сказки» //сост. Г.А.Фадеева – Волгоград: Учитель, 2005. -57с. Выберете сказку. Продумайте к ней вопросы для беседы и новый конец сказки с использованием условных обозначений
5 задание***
Составьте план проведения тематической прогулки в старшей группе ДОУ.
М.Р. Для выполнения задания изучите книгу, Прогулки в ДОУ. Старшая и подготовительная группы: методическое пособие/ под ред. Г.М.Киселевой, Л.И. Понаморевой. - М.: ТЦ Сфера, 2009. -253с.
Составьте план, учитывая структуру прогулки, обязательные виды деятельности, их чередование
Раздел 6. Пути формирования элементарных естественнонаучных представлений
1 задание***
Составьте план проведения экскурсии на выявление сезонных изменений по своей возрастной группе
По схеме:
· Тема экскурсии, цель экскурсии
· Вводная часть (время)- указать содержание вводной части
· Основная часть (время)- указать наблюдения изменений в неживой природе, наблюдение за объектом живой природы, характер труда взрослых в зависимости от сезона, использование разных видов деятельности на закрепление знаний о сезоне
· Заключительная часть (время)- обобщение полученных знаний
М.Р. Составляя план экскурсии, опирайтесь на программные задачи своей возрастной группы, методические пособия, раскрывающие содержание работы по вашей возрастной группе
2 задание***
Составьте план мероприятий с родителями по подготовке экологического праздника «Зимушка-зима»
М.Р.Используйте книги:
Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обузова Л.А.Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы/ Л.Г Горькова, А.В Кочергина, Л.А Обузова - М.: ВАКО, 2010. -240с.
Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду: методические рекомендации для воспитателей и студентов. -М.: ТЦ Сфера, 2008. -243с.
3 задание**
Выделите особенности экологических акций. Обоснуйте необходимость их использования в ДОУ. Составьте тематику экологических акций (не менее 10 тем)
М.Р.Для выполнения задания используйте книгу Николаевой С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/ С.Н. Николаева.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-с.154-158., ж. Дошкольное воспитание за последние пять лет.
Тестирование
Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задание. Цена правильного ответа 1 балл
Вариант №1
№ | Инструкция по выполнению заданий 1-7: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. в результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например: 1-А, 2-Б, 3-В | Ответ | Цена |
1. | Установите соответствие понятий и определений: 1.Экологическое мировоззрение. 2.Адаптация и среда обитания. 3.Взаимосвязь организма со средой обитания. А. Потребности живого организма, которые удовлетворяются. Б. Основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно- природной средой. В. Процесс взаимосвязи живого существа со средой обитания. | 1 - 2 - 3 - | |
2. | Установите соответствие между принципами экологического образования и их содержанием: 1.Прогностичность; 2.Целостность; 3.Преемственность; А. Взаимосвязь системы непрерывного экологического образования: детский сад – школа – ВУЗ; Б. Умение определять свои действия по отношению к окружающей среде; В. Единое восприятие ребенком окружающего мира в мира природы. | 1 – 2 – 3 – | |
Установите соответствие автора и комплексной программы: 1.Доронова Т.Н. 2.Логинова В.И. 3.Венгер Л.А. А. «Развитие»; Б. «Детство»; В. «Радуга». | 1 - 2 - 3 - | ||
Установите соответствие животных уголка природы и возрастной группой: 1.Золотистый карась, певчая птица; 2.Вуалехвостка, телескоп, хомяк; 3.Гуппи, меченосец, волнистый попугайчик. А. Младшая группа; Б. Средняя группа; В. Старшая группа. | 1 – 2 – 3 - | ||
Установите соответствие между группой методов и их характеристикой: 1.Методы; 2.Практические методы; 3.Словесные методы. А. Игры, опыты, моделирование; Б. Наблюдения, демонстрации моделей, кинофильмов; В. Рассказы детей, беседы, чтение художественных произведений. | 1 – 2 – 3 - | ||
6. | Установите соответствие модели и видом наглядности 1.Графическая; 2. Предметная; А. Карта Б. Трафареты | 1- 2- | |
7. | Установите соответствие между содержанием и структурой наблюдения. 1. Использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации и реализацию задуманного содержания наблюдения; 2. Собрать детей, сконцентрировать их внимание; 3. Создать хорошее эмоциональное настроение. А. Начало наблюдения; Б. Основная часть наблюдения; В. Завершение наблюдения. | 1- 2- 3- | |
Инструкция по выполнению заданий № 8-20: выберите букву (буквы), соответствующую (щие ) правильному варианту ответа, и запишите в колонку ответов | |||
Назовите ведущий вид совместной деятельности взрослых и детей в младшей группе ДОУ: А. Наблюдатель; Б. Исполнитель; В. Помощник; Г. Дежурство. | |||
Что относится к понятию цикл наблюдения? А. Ежемесячно повторяющиеся наблюдения; Б. Наблюдение за развивающимся живым существом; В. Ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом; Г. Наблюдение взаимосвязи растущего организма с условиями жизни. | |||
Что является главным в схеме наблюдения результатов опытнической ситуации: А. – Определение меняющихся внешних параметров объекта; Б. – Условия, которые вызвали изменения; В. – Сравнение разных объектов; Г. – Всё перечисленное является главным. | |||
Какой из перечисленных методов относится к практическим методам: А. Опытническая деятельность; Б. Чтение художественной литературы; В. Наблюдение; Г. Демонстрация слайдов о природе. | |||
В какой возрастной группе вводится дежурство в уголке природы: А. Младшая группа; Б. Средняя группа; В. Старшая группа; Г. Подготовительная группа. | |||
К кому типу относится занятие посвященные ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями жизни, обитания, с использованием демонстрационных и учебных пособий: А. Обобщающий тип; Б. Первично – ознакомительный тип; В. Углубленно- познавательный тип; Г. Комплексный тип. | |||
К какому типу относится занятие, имеющее следующую структуру: 1 часть: Игра «Эрудит», вопросы о зиме. 2 часть: Видеосалон. Просмотр зимних пейзажей. 3 часть: Изготовление панно. «Снегири на рябине»; «Зимняя сказка». А. Обобщающий тип; Б. Первично – ознакомительный тип; В. Углубленно- познавательный тип; Г. Комплексный тип. | |||
Каким мероприятием является природоохранные акции : А.- Творческим; Б.- Игрой; В.- Комплексным; Г.-Традиционным. | |||
Основным условием реализации программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой является: А. Экологическая литература; Б. Экологическая музыка; В. Кабинет природы; Г. Групповые уголки природы. | |||
Начиная, с какой группы эколого-педагогическая работа с детьми организуется на литературной основе: А. Младшая группа; Б. Средняя группа; В. Старшая группа; Г. Подготовительная группа. | |||
Какие два варианта работы используются с детьми в разновозрастной группе: А.Эколого-педагогические мероприятия проводятся по подгруппам; Б. Эколого-педагогические мероприятия проводятся фронтально; В. Эколого-педагогические мероприятия осуществляются в соответствии с возрастом; Г. Эколого-педагогические мероприятия проводятся индивидуально. | |||
С какой экологической системой необходимо начать знакомить с младших дошкольников: А. Экосистема леса; Б. Экосистема моря; В. Экосистема луга; Г. Экосистема болота. | |||
С какой группы на занятиях детей учат читать «графическую модель» - развертывать ход событий по значкам и рисункам: А. Младшая группа; Б. Средняя группа; В. Старшая группа; Г. Подготовительная группа. | |||
Блок Б Инструкция по выполнению заданий № 21-24: запишите в колонку ответов окончание предложения или пропущенное слово (слова) | |||
Элементарные опыты – это особая форма ………, в которых ярко проявляются жизнедеятельность растений, животных и их связь со средой обитания. | |||
………… – это предметное, графическое или действенное изображение чего - либо. | |||
Главным содержанием календарей наблюдений за птицами всех возрастных групп является состав………. | |||
В результате применения технологии на выходе повышается уровень экологической………. Детей. | |||
Количество баллов |
Критерии оценки:
Если вы набрали от 20 до 24 баллов. Ваша оценка -5.
от 16 до 20 баллов. – 4.
от 12 до 15баллов. – 3.
от 11 и ниже. – 2.
Вариант 2.
№ | Инструкция по выполнению заданий 1-7: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. в результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например: 1-А, 2-Б, 3-В | Ответ | Цена |
1. | Установите соответствие понятием и определением: 1. Экосистема; 2. Экологическая культура; 3. Экология. А. Наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом; Б. Сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое; В. Способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. | 1 - 2 - 3 - | |
2. | Установите соответствие между принципами экологического образования и их содержанием: 1. Гуманистичность; 2.Регионализм; 3. Системность. А.Последовательность усвоения знаний от простого к сложному. Б. Основы экологически грамотного поведения, через знакомство с объектами живой и неживой природы своего края. В. Формирование человека с новыми ценностями, воспитание уважительного отношения ко всем формам жизни на планете. | 1 – 2 – 3 – | |
3. | Установите соответствие автора и парциальной программы: 4.Николаева С.Н. 5.Рыжова Н.А. 6.Кондратьева Н.Н. А. «Наш дом - природа»; Б. «Юный эколог»; В. «Мы». | 1 – 2 – 3 - | |
4. | Установите соответствие растений уголка природы и возрастной группой: 1. Кактус, цикламен, примула; 2. Алоэ, герань, фуксия; 3. Аспарагус, фиалка, бегония - рекс. А. Средняя группа; Б. Старшая группа; В. Подготовительная группа. | 1 – 2 – 3 - | |
5. | Установите соответствие между содержанием и видом наблюдения: 1. Накопление ярких, живых знаний о природе; 2. Наблюдение сезонных изменений в природе; 3. Овощи, фрукты, ветки деревьев. А. Длительное наблюдение; Б. Наблюдение с раздаточным материалом; В. Распознающее наблюдение. | 1 – 2 – 3 - | |
6. | Установите соответствие модели и видом наглядности: 1.Графическая модель; 2. Предметная модель; А. Глобус Б. Календарь природы | 1- 2- | |
7. | Установите соответствие между последовательностью требований и содержанием наблюдений. 1. требование (Пространственная организация); 2. требование (Временные параметры); 3. требование (Структура наблюдение). А. Наблюдение – это интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия. Следовательно, восприятия объектов, является непродолжительным; Б.Задача начало наблюдения – собрать детей, сконцентрировать внимание; - Задача основной части наблюдения использовать приемы, обеспечивающие самостоятельное получение сенсорной информации; - Задача заключительной части- эмоциональный подъем. В. Любой объект природы максимально доступен для восприятия. | 1- 2- 3- | |
Инструкция по выполнению заданий № 8-20: выберите букву (буквы), соответствующую (щие) правильному варианту ответа, и запишите в колонку ответов | |||
8. | Назовите ведущий вид совместной деятельности взрослых и детей в средней группе ДОУ: А. Наблюдатель; Б. Исполнитель; В. Помощник; Г. Дежурство. | ||
9. | Что относится к понятию недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы А. Наблюдение за развивающимся живым существом; Б. Ежемесячно повторяющиеся циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений растительного, животного мира и неживой природы; В. Серия взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом; Г. Наблюдение взаимосвязи растущего организма с условиями жизни. | ||
Выделите отличие специально организованных опытнических ситуаций от простых наблюдений: А. – Позволяют отчетливо увидеть отдельные свойства; Б. – Продемонстрировать связи живых организмов со средой обитания; В. – Возможность сравнивать, сопоставлять факты; Г. – Всё перечисленное верно. | |||
Какой элемент развивающей среды является необходимым условием в технологии экологического воспитания «Наш дом – природы»: А. Экологическая лаборатория; Б. Экологическая тропа; В. Экологическая акция; Г. Зимний сад. | |||
Какие работы позволяют в интересной форме познакомить детей с новыми местами, деятельности человека в природе: А. Экскурсии; Б. ИОС типа путешествия; В. Экологический музей; Г. Экологическая викторина. | |||
К кому типу относится занятие строящиеся на конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения: А. Первично – ознакомительный тип Б. Обобщающий тип; В. Углубленно- познавательный тип; Г. Комплексный тип. | |||
К какому типу относится занятие, имеющее следующую структуру: 1 часть: Обобщение представлений об осени с использованием календаря природы. 2 часть: Рассматривание выставки на тему осень (Репродукции картин, фотографии, дары осени). 3 часть: Художественное творчество детей. А. Первично – ознакомительный тип Б. Обобщающий тип; В. Углубленно- познавательный тип; Г. Комплексный тип. | |||
Каким мероприятием являются экологические праздники: А.- Экологической акцией; Б.- Игрой; В.- Комплексным; Г.- Творческим. | |||
Основным условием реализации программы С.Н. Николаевой «Юный эколог на территории детского сада» является: А. Целевые прогулки; Б. Экологическая тропа; В. «Уголок нетронутой природы»; Г. Площадка природы. | |||
Дети, какой возрастной группы включаются в проведение природоохранной акции: А. Младшая группа; Б. Средняя группа; В. Старшая группа; Г. Подготовительная группа. | |||
Чем отличается работа по экологическому воспитанию детей в разновозрастной группе: А. Содержанием; Б. Организацией педагогического процесса; В. Методами и приемами; Г. Формами. | |||
Какой этап методики проведения дежурств в уголке природы позволяет увидеть целесообразность трудовых усилий: А. Осмотр обитателей уголка природы; Б. Создание нужных условий; В. Наблюдение за живым объектом во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды. | |||
Познать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами позволяет: А.Словесные игры; Б.ИОС с игрушками - аналогами; В.ИОС с литературными персоналами; Г.ИОС типа путешествий. | |||
Блок Б. Инструкция по выполнению заданий № 21-24: запишите в колонку ответов окончание предложения или пропущенное слово (слова). | |||
Зимняя подкормка птиц - одно из важных ………………… и экологически значимых мероприятий. | |||
Познание природы игровым способом должно строится по определенным ……… | |||
Содержание экологического воспитания включает два аспекта – передачу экологических знаний и их трансформацию в ………. | |||
Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ – главный ……… экологического воспитания детей. | |||
Количество баллов |
Критерии оценки:
Если вы набрали от 20 до 24 баллов. Ваша оценка -5.
от 16 до 20 баллов. – 4.
от 12 до 15баллов. – 3.
от 11 и ниже. – 2.