Правила изготовления и развешивания кормушек
Областной экологический проект
«Наши пернатые друзья»
В настоящее время миллионы птиц гибнут от промышленного загрязнения воды, почвы, воздуха; непродуманного освоения природных территорий; незаконной торговли и отлова птиц в природе; выстрелов охотников.
Старой, доброй традицией было изготовление скворечников и вывешивание кормушек для птиц. Подрастающее поколение вместе с папами и дедушками мастерили кормушки. Вместе с мамами и бабушками подкармливая птиц, учились наблюдать за их повадками.
Возрождая старые традиции, предлагаем принять участие в проекте «Наши пернатые друзья».
Цель проекта: охрана и привлечение птиц.
Задачи проекта:
Ø активизация внимания учащихся к сохранению и увеличению биологического разнообразия орнитофауны;
Ø поддержка и оказание помощи пернатым друзьям: изготовление и последующее размещение искусственных гнездовий, зимняя подкормка птиц и др;
Ø Развитие исследовательской деятельности учащихся путем изучения и наблюдения за сезонными преобразованиями в жизни птиц, миграциями, изменениями численности видового состава, мест обитаний под влиянием природных и антропогенных факторов;
Ø воспитание у подрастающего поколения ответственности и бережного отношения к миру птиц.
Организаторы проекта: Министерство образования Саратовской области, ГБОУСоДОД «ОДЭЦ».
Участники
В проекте могут принимать участие обучающиеся и коллективы всех образовательных учреждений (дошкольники, обучающиеся младшего, среднего и старшего звена, воспитанники учреждений дополнительного образования).
Сроки проведения
Проект рассчитан на 1 год. Прием работ до 1 декабря 2013 года. Подведение итогов 15 декабря 2013 года.
Проект состоит из 3-х этапов и включает практическую и исследовательскую деятельности.
I этап - «Кормушка» ( ноябрь-март)
Зима для пернатых - самая трудная пора. Насекомых нет. Снег засыпал ягодники, семена сорных трав. Трудно добывать корм, когда после оттепели наступят морозы и деревья, кустарники покроются ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, за короткий зимний день не успеют найти достаточно корма и погибают от голода. Чтобы помочь зимующим птицам в неблагоприятное время года, необходимо их подкармливать в течение всей зимы.
Этап включает в себя следующие виды деятельности:
Ø изготовление кормушек;
Ø подкормка зимующих птиц;
Ø наблюдение за изменением видового состава птиц, их поведением и посещением кормушек. (Приложение №1).
II этап — «Птицестрой» ( февраль – март)
Не всегда в природе птицы могут найти удобные для гнездовий места. Развешивая гнездовья, вы помогаете птицам и привлекаете их в сады, парки, леса, лесополосы.
Этап включает в себя следующие виды деятельности:
Ø ремонт и очистка старых гнездовий;
Ø изготовление новых искусственных гнездовий;
Ø обследование будущей развески и развешивание гнездовий;
Ø разведение и восстановление древесно-кустарниковых насаждений для привлечения гнездящихся птиц;
Ø наблюдение за весенним прилетом, пролетом различных видов птиц. (Приложение № 2).
III этап— «Птичья кладовая» (июль – октябрь)
Для подкормки птиц необходимо заготавливать корма: семена конского щавеля, конопли, дыни, арбуза, крылатки клена, ясеня, березы, ягоды рябины, калины, бузины. Собирать ягоды и семена нужно спелыми. Соблюдать правила хранения. Можно посеять на пришкольном участке семена различных с\х культур: просо, овес, ячмень, пшеницу, подсолнечник , могар и др.
Этап включает в себя следующие виды деятельности:
Ø сбор и просушивание семян и ягод деревьев, кустарников, сорных трав;
Ø наблюдение за осенним отлетом, пролетом и зимующими птицами. (Приложение № 3).
Ожидаемые результаты участия в проекте:
Ø повышение мотивации в получении дополнительных знаний по орнитофауне Саратовской области;
Ø освоение исследовательских и практических природоохранных навыков;
Ø развитие гуманного отношения к миру птиц.
Подведение итогов
Отчеты о работе принимаются на бумажном (обязательно) и электронных носителях. К отчету желательно приложить презентации, фоторепортажи с описанием проводимых работ, дневники наблюдений, исследовательские работы и другие материалы.
Работы оцениваются по трем возрастным категориям: (6-9; 10-13; 14-17лет). Победители проекта в каждой возрастной категории награждаются дипломами и грамотами.
Заявку на участие в проекте «Наши пернатые друзья» присылать в следующем виде:
№ п/п | Ф.И.О. автора (коллек тива) | Год рожд. класс | Образова тельное учрежде ние, телефон | Домашний адрес | Ф.И.О. руководит. (полностью) | Номи нация |
Финансирование
Оргвзнос за участие каждой работы впроекте составляет 60руб.
Реквизиты банка
ИНН 6455028434 КПП 645501001
Министерство финансов Саратовской области (ГБОУСоДОД ОДЭЦ
л/с 018030012)
р/с 40601810800003000001
ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области г.Саратов
БИК 046311001
ОКАТО 63401386000
КБК 00000000000000000130
Внимание! В платежном поручении необходимо указать следующее: Оргвзнос за участие в проекте «Наши пернатые друзья».
Необходимо приложить к заявке копию чека.
Учреждения интернатного типа от оргвзноса освобождаются.
Оплата за участие в конкурсе в Областном детском экологическом центре не принимается. |
Информацию о конкурсе можно посмотреть на нашем сайте:
http://www. ecocent-sar.narod.ru
Приложение №1
Правила изготовления и развешивания кормушек
Кормушки для птиц можно изготовить своими руками.
Кормушки-домики являются самыми распространенными кормушками. Они бывают разных конструкций, но в основном состоят из лотка (пола), стоек (столбиков) и крыши.
Кормушка-булавка(рис. 28). Сделайте из стальной проволоки (сечением 5—6 мм) большую булавку длиною до 50—60 см. В булавке надо сделать два кольца: одно, служащее пружиной (а), другое — для подвески кормушки (б). Их можно легко получить, загибая проволоку вокруг железной трубы или деревянной палки толщиною не менее 50—60 мм в диаметре.
Необходимо следить, чтобы кормушки не заносило снегом, не сдувало корм ветром. Корм должен быть всегда свежий, от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть. Птицы легко привыкают к месту подкормки, регулярно посещают его.
Кормушки для птиц следует располагать подальше от проезжих дорог и людных мест – среди деревьев и кустарников Подход должен быть с одной стороны. Кормушку располагать так, чтобы можно было наблюдать за птицами, фотографировать их.
Примерный перечень вопросов для наблюдений:
Ø Изучение видового состава птиц, зимующих в вашей местности.
Ø По каким приметам вы узнаете зимующих птиц (по силуэту в полете или на земле, по размеру, окраске, поведению, по голосу, другим характерным признакам).
Ø Какие виды птиц переселяются на зиму к жилью человека? Почему?
Ø Чем объяснить стремление зимующих птиц к стайности?
Ø Какие конструкции кормушек использовались (кормовые столики, лотки, кормушки-домики, застекленные или бункерные кормушки, самовысыпающиеся кормушки из бутылок, кормушки-булавки, кормушки-крючки, оригинальные конструкции, предложенные автором)?
Ø Какие кормушки наиболее охотно посещают птицы?
Ø Какие виды птиц первыми обнаружили кормушку и стали ее постоянными посетителями?
Ø В какое время дня и в какую погоду птицы наиболее охотно посещают кормушки?
Ø В какое время суток прилетают к кормушке первые птицы, и в какое улетают последние?
Ø Какие виды птиц посещают кормушку чаще всего и как они поедают корм?
Ø Какие корма поедаются наиболее охотно?
Ø Сколько раз в день птицы прилетают к кормушке?
Ø Переносят ли птицы корм с кормушек в наиболее укромные места?
Ø Как относятся птицы одного вида друг к другу? Бывают ли у них ссоры, или несколько птиц кормится рядом? Аналогичные наблюдения проведите за птицами разных видов.
Ø Пронаблюдайте за составом и численностью птиц в течение зимы и накануне весны, их поведением.
Ø Отметьте единичные, случайные прилеты птиц на кормушку по видам.
Ø Проведите учет кормушек в близлежащих садах, парках, скверах.
Ø Выясните, где еще добывают корм птицы, зимующие в вашей местности.
Ø Выясните, где ночуют птицы?
Ø Проверьте совпадение народных примет, касающихся поведения птиц и изменения погоды. Совпадают ли эти приметы, через какой промежуток времени?
Ø Есть ли у обитающих в вашей местности птиц другие названия, чем они оправданы?
Приложение №2