Природный туризм – это не концепция, а конкретные виды туризма, воздействие которых может быть очень различным

* Нередко экотуризм связывают с приключенческим туризмом (adventure tourism). Однако экологический туризм не всегда подразумевает приключенческий компонент. С другой стороны, далеко не все приключенческие туры соответствуют экологическим критериям, особенно в аспекте устойчивого использования ресурсов. Так, антиэкологичными могут быть, например, спортивные и сафари-туры, сопряженные с добычей живых трофеев или достижением спортивного результата любой ценой, скажем, использованием срубленных живых деревьев для сооружения переправ

• Зеленый сельский туризм, или агротуризм (agrotourism), особенно популярный в США и странах Западной Европы, – отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в удобных крестьянских домах). Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.
* «Зеленый» туризм (green tourism) подразумевает применение в туристической индустрии экологичных методов и технологий. В немецкоязычных странах прилагательное «экологический» употребляется весьма редко, а в определениях «зеленых» отраслей туризма практически не используется. Там наиболее широкое распространение получил термин «мягкий туризм» («Sanfter Tourismus»), или «экологически и социально ответственный туризм». Этот термин, как альтернативу индустриализованному массовому туризму, предложил в 1980 году Р. Юнгк (R. Jungk). Обычно мягкий туризм противопоставляется жесткому, главной целью которого является максимизация прибыли, по ключевым принципам, свидетельствующим о том, что для мягкого туризма приоритетны не только успешный бизнес, но и забота о культурном благополучии туристских регионов, щадящем использовании и воспроизводстве их ресурсов, минимизация ущерба окружающей среде.

  Сопоставление особенностей «мягкого» и «жесткого» туризма по Р.Юнгку (с дополнениями)
«Жесткий» туризм «Мягкий» туризм
Массовость Индивидуальные и семейные туры, поездки в кругу друзей
Кратковременные поездки Продолжительные путешествия
Быстрые средства передвижения Медленные и умеренно быстрые средства передвижения
Заранее согласованная программа Спонтанные решения
Мотивация «извне» Мотивация «изнутри»
Импорт стиля жизни Стиль жизни в соответствии с культурой посещаемой страны
«Достопримечательности» «Впечатления»
Комфорт и пассивность Активность и разнообразие
Предварительная интеллектуальная подготовка к поездке невелика Страна – цель путешествия изучается заранее
Турист не владеет языком страны и не стремится его узнать Язык страны изучается заранее – хотя бы на простейшем уровне
Турист приезжает в страну с чувством хозяина, которого «обслуживают» Путешественник познает новую культуру
Покупки утилитарны (шопинг) или стандартны Покупки это памятные подарки для друзей
После поездки остаются только стандартные сувениры После поездки остаются новые знания, эмоции и воспоминания
Турист покупает открытки с видами Путешественник рисует с натуры или фотографирует сам
Любопытство Тактичность
Громогласность Спокойная тональность

Источник: Junk R., Wieviel Touristen pro Hektar Strand? GEO, Heft 10, 1980, s.154-156

По мнению ряда авторов, понятие «мягкий туризм» близко к «зеленому туризму» и характеризуется природопользованием, не приводящим к деградации ресурсов, поскольку для восстановления и охраны последних используется часть выгод от его развития. Он охватывает самые разнообразные сферы туризма, от гостиничного хозяйства, авиалиний и других видов транспорта до туров по охраняемым природным территориям. В данном случае их объединяет ответственное отношение к охране окружающей среды, в частности, использование экологичных технологий.
В системе «мягкого туризма» важнейшим компонентом является не просто турист, но сознательный, подготовленный турист.

* Более широким понятием является устойчивый туризм (sustainable tourism). Согласно определению ВТО и Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC), «устойчивый туризм отвечает потребностям как туристов, посещающих туристические центры, так и населения последних; кроме того, он предполагает обеспечение и оптимизацию перспектив будущего развития. Ресурсы используются таким образом, чтобы удовлетворить экономические, социальные и эстетические потребности, но при этом сохранить культурную уникальность, важнейшие экологические особенности, многообразие биологических видов и жизненно важные системы».
«Устойчивый туризм должен соответствовать критериям социальной, культурной, экологической и экономической совместимости. Устойчивый туризм – это тот туризм, который в долгосрочной перспективе, т.е. в проекции на современное и будущие поколения, может адаптироваться к конкретным этническим и культурным особенностям, отвечает требованиям социальной справедливости, экологически совместим, а также целесообразен и выгоден в экономическом плане.» (Определение форума «Окружающая среда и развитие»).
По определению Travis и Ceballos-Lascurain, это туризм, который подразумевает неограниченно долгое поддержание ресурсов, на которых базируется. De Kadt (1992b, цитируется по Ceballos-Lascurain, 1993) использует понятие устойчивого туризма в более широком контексте: «все типы туризма, основанные как на природных, так и искусственных ресурсах, которые вносят вклад в устойчивое развитие».

• Устойчивый туризм – общая концепция, подходящая для всех видов туризма
• акцент сделан на понятиях «совместимость» (НПО) и «развитие» (ВТО/WTTC)

Примером могут служить Десять принципов устойчивого туризма, принятых Шведским агентством по защите окружающей среды:

· Неистощительное, устойчивое использование природных ресурсов;

· Сокращение избыточного потребления и отходов

· Обеспечение сохранения природного, социального и культурного разнообразия;

· Тщательное планирование, комплексный подход, интеграция экотуризма в планы регионального развития,

· Поддержка местных экономик

· Участие местного населения в развитии туризма и разделение ими финансовых и других преимуществ от этой деятельности;

· Консультирование заинтересованных лиц и общественности

· Обучение персонала;

· Ответственный маркетинг туризма

Таким образом, можно сказать, что экотуризм лежит «на пересечении» природо-ориентированного и устойчивого туризма.
Взаимосвязь между перечисленными типами туризма иллюстрирует следующая схема (Штрасдас, 2001):

Природный туризм – это не концепция, а конкретные виды туризма, воздействие которых может быть очень различным - student2.ru

Наши рекомендации