Понятие, объекты и субъекты;

Содержание.

1) Традиционно право собственности рассматривается в объективном и субъективном смыслах, то есть как совокупность правовых норм и совокупность правомочий. В отношении земель Конституцией объявлен режим общенародного достояния, в силу чего собственником земель является народ от имени которого действует государство, в лице специально уполномоченных органов. С учётом небольшой территории и несложного административно-территориального деления большинство правомочий осуществляют республиканские и местные органы власти. В том числе они наделяются правом предоставления земельных участков во владение и пользование физическим и юридическим лицам. В тоже время основу распоряжения земельным фондом осуществляет ВС ПМР.

Объектом права государственной собственности является не просто земля, а земля, характеризующаяся рядом признаков, а именно она должна быть признана в законе в качестве объектов права собственности и ей должен быть придан надлежащий правовой статус. Отвечая этим двум характеристикам, под объектом права собственности мы понимаем единый государственный земельный фонд, который подразделяется на 7 категорий, каждая из которых подразделяется на виды по специальным критериям и отдельные земельные участки. В отношении каждой из категорий устанавливается свой правовой режим. Кроме того в рамках одной категории могут существовать несколько правовых режимов. В это части к общим признакам режима является:

1) Границы распространения режима;

2) Органы государственной власти, местного самоуправления, в чьём ведении находятся соответствующие земли. Здесь значение имеют выполняемые этими органами функции по регулированию земельных отношений, в том числе учётная, плановая, контрольная, функция по рассмотрению споров, перераспределению земель и другие;

3) Субъектный состав владельцев и пользователей соответствующей категории. Их права и обязанности;

4) Особенности использования и охраны земель соответствующей категории: нормы, правила и нормативы, а также требования по охране земель;

5) Особенности правового режима определяются и особенностями юридической ответственности за нарушение законодательства в отношении этой категории земель.

В общем смысле понятие собственности – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по владению пользованию и распоряжению, управлению республиканскими, местными органами власти единым государственным земельным фондом, в целях оптимального регулирования земельных отношений и обеспечения сохранности земель.

2) Субъективное содержание определяется следующими правомочиями:

1) Правомочие владения. Означает обеспеченную государством возможность фактического обладания земельным фондом. По общему правилу не требуется непосредственное соприкосновение с вещью. В земельном оно реализуется путём ведения государственного земельного кадастра.

2) Правомочие пользования. Означает гарантированную возможность эксплуатации и потребления вещи с извлечением полезных свойств для себя. Реализуется:

а) Путём взимания платежей за землю;

б) Путём установления некоторых особенностей налоговой политики и экономического стимулирования рационального землепользования;

в) Реализацией правил по рациональному использованию земель.

3) Правомочие распоряжения. Это есть определение правовой судьбы земельного фонда. Реализуется:

а) Установление правового режима категорий земель;

б) Перевод из одной категории земель в другую;

в) Предоставление земель физическим, юридическим лицам во владение и пользование, аренду;

г) Изъятие земель у перечисленных выше, используемых с нарушением требований действующего законодательства;

д) Изъятие земель, используемых без нарушений, но для государственных или общественных нужд;

е) Установление платежей за пользование землёй;

ж) Законодательное закрепление правил землепользования и требований по охране земли.

4) Правомочие управления земельным фондом. Это механизм реализации государственной земельной политики.

Проявляется:

а) Осуществление контроля за деятельностью субъектов ЗО;

б) Надзор за выполнением требований земельного законодательства;

в) Координация всей правоприменительной, правотворческой и охранительной деятельности в сфере реализации земельно-правовых норм.

Тема№3: Правовые формы использования земель

Право землевладения.

Право землепользования.

Наши рекомендации