Проверка домашнего задания. Сообщение темы и целей урока
Сообщение темы и целей урока
Изучение нового материала
Вводная беседа, направленная на актуализацию имеющихся знаний, проводится по вопросам, предложенным в учебнике на стр. 36
Учитель знакомит учащихся с планом работы, дети знакомятся с задачами, записанными на технологической карте.
План работы:
1. Знакомство с темой и задачами урока.
2. Источник.
3. Река. Реки на физической карте Беларуси.
4. Озеро. Озера на физической карте Беларуси.
5. Значение водоемов в природе, использование их человеком.
6. Источники загрязнения и меры по охране водоемов в нашей республике.
Задачи (для учащихся): На уроке вы узнаете: какие бывают водоемы;
какие крупнейшие реки протекают на территории Беларуси и какие самые известные озера расположены на территории республики;
как охраняются водные богатства в стране.
Вы научитесь: различать различные виды водоемов.
2. Источник
Задания для самостоятельной работы (школьники работают по микрогруппам):
1. Отгадайте загадки:
Чистая водица Из земли сочится. | Сквозь землю пробился – Водою разлился. |
2. Прочитайте текст на стр. учебника 36 - 37 Найдите в тексте, с чего начинается образование источника. Куда девается вода после дождя? Сквозь какие слои проходит вода? Какой слой не пропускает воду? В каком случае вода стекает к обрывистому берегу реки или к склону оврага?
3. Рассмотрите рисунок на стр. 37. Найдите на нём слой почвы и песка, слой глины, подземный ручеёк, источник. С помощью текста учебника сделайте подписи к рисунку (рисунок прилагается): почва, песок, глина, подземный ручеёк, источник.
4. Порассуждайте о значении источников в жизни природы и человека.
Задания классу после самостоятельной работы:
Что нужно для того, чтобы образовался источник? (Дождь или вода тающего снега, слой песка, слой глины, склон) Наводящие вопросы: Образовался бы источник, если не было слоя глины, только песок? Образовался бы источник, если не было бы уклона? И т.п. Почему вода источника чистая и холодная? Какое значение имеют источники в природе, для человека?
1. Отгадайте загадку (каждая из микрогрупп получает одну из загадок):
От сосулек он родился, По дорожкам пробежал, И в овраге порезвился, И до речки добежал. | Это дом трудяг бобров, Карасей и осетров. Кто подскажет мне словечко – Как тот дом зовётся? |
Собирает она воду Родничков, ручьёв, болота. А до моря добежит – Всё ему отдать спешит. | Пробежала лента голубая, Сквозь лесов и средь лугов петляя. |
По каким признакам узнали отгадку?
1. Найдите в тексте ответ, как образуется река. Что такое исток? Устье? Русло? Притоки?
2. Рассмотрите рисунок на стр. 39. Найдите на нём части реки: исток, устье, притоки, русло.
3. Сделайте подписи к рисунку (рисунок прилагается).
Физкультминутка
Закрепление изученного
Задания классу после представления результатов работы группы:
Отгадайте загадки:
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик в родничке, А широкий в море. О каких частях реки здесь идет речь? Где исток, устье, русло? | Течет, течет – Не вытечет. Бежит, бежит – Не выбежит. Почему вода в реке никогда не иссякает, а все бежит и бежит? Могут ли реки пересохнуть? |
Задания для обсуждения после выступления представителей группы:
Чем похожи и чем отличаются река и озеро?
Порассуждайте, где будет более чистая вода: в реке или озере? Почему?
Что происходит с водоёмами, если летом долго не идут дожди и стоит жаркая погода?
А дальше ученики работают по методике “Обучение сверстников”.
Задание 1-й микрогруппе:
1. Прочитайте в тексте на стр. 40-41 учебника о значении водоемов в природе и жизни человека.
2. Подготовьте сообщение о значении водоемов, используя опроные слова: богатство, украшение, природный дом, отдых, питья, полив, водные дороги, водный транспорт, грузы, пассажиры. (Ученики по желанию могут подготовить свои рисунки о значении водоемов).
Задание 2-й микрогруппе:
1. Составьте схему, которая показывает, что является источниками загрязнения водоемов.
2. Подготовьте по ней сообщение.
Задание 3-й микрогруппе:
Подготовьте сообщение по плану:
1.Как называется водоем, расположенный в нашей местности.
2.Как он используется людьми нашего края. Состояние водоема (чистая и прозрачная ли вода в водоеме).
3.Что загрязняет водоем?
4.Что делается для охраны водоема. Что можем сделать мы для охраны водоема?
После обсуждения результатов работы в микрогруппах, проводится итоговой контроль и обобщение по заданиям примерно такого содержания:
1. Отметьте знаком “+” те утверждения, с котороми вы согласны и знаком “–” – те, с которыми вы не согласны.
- источник – это выход подземных вод на поверности земли;
- озеро, как и река имеет исток и устье;
- озеро – это природное углубление, заполненное водой, в котором вода не течет;
- река – природное углуюление, по которому течет вода;
– вода источника всегда чистая.
2. Продолжи перечисленное.
Для того, чтобы вода в водоемах была чистой, нужно:
– каждому человеку выполнять правила природохранного поведения;
Проверка работ осуществляется детьми путем сравнения с эталоном.
7. Подведение итогов в форме итоговой рефлексии: Понравился ли вам урок? Чем? Что было трудным? Почему? Что было самым интересным? Чему научились на уроке? Довольны ли вы своей работой?
8. Домашнее задание: Стр. 38 ответы на вопросы
Тема: Водные богатства Республики Беларусь. Крупнейшие реки и озёра на физической карте Беларуси
Цели:
· Познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами Беларуси;
· Содействовать осознанию школьниками своей роли в сохранении исчерпаемых водных ресурсов, воспитанию чувства восхищения красотой природы своей страны;
· Продолжить развитие умений читать карту – показывать на физической карте Беларуси реки и озера, умений самостоятельно работать с учебником.
Ход урока
Организационный момент