Мюiщународного морского права 6 страница
санитарно-карантинный (при необходимости и только в отно шении лиц);
пограничный;
санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитоса нитарный (при необходимости и только в пунктах пропуска, спе циализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и жи вотных);
таможенный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обя занности по страхованию своей гражданской ответственности;
б) при убытии лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных с территории РФ:
66 Глава 11. Межпународно-правовой режим морских пространств
санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитоса нитарный (при необходимости);
таможенный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обя занности по страхованию своей гражданской ответственности;
пограничный.
В смешанных пунктах пропуска, открытых для международного сообщения с использованием различных видов транспорта, при прибытии (убытии) лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных на территорию (с территории) РФ последовательно осу ществляются все виды контроля, предусмотренные выше.
Последовательность осуществления государственными кон трольными органами основных контрольных действий в пунктах пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые разрабатываются для пунк тов пропуска по видам международного сообщения.
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона <<0 внутренних мор ских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» на иностранные суда и находящихся на их борту пас сажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах распространяется в том числе и административ ная юрисдикция. Определенные вопросы административной юрисдикции урегулированы многосторонними международными договорами.
Санитарный режи.м. Санитарному режиму с давних пор уделя лось особое внимание. Это было связано с тем, что эпидемии холе ры, чумы и оспы распространялись во многих случаях морским пу тем. Длительное время каждая страна в отношении карантинных правил действовала по своему усмотрению. Зачастую закрывались границы, что вызывало экономические затруднения, а иногда и парализовывало всю торговлю и весь транспорт страны. В связи с этим со второй половины XIX в. стал назревать вопрос о создании международных карантинных правил. В 1903 г. бьша принята Па рижская санитарная конвенция. В 1912 г. в нее бьши внесены не значительные изменения, и она действовала до. 1926 г., когда была принята Международная санитарная конвенция.
На IV сессии Ассамблеи Всемирной организации здравоохране ния (ВОЗ) бьши приняты Международные санитарные правила, на базе которых разрабатывались национальные санитарные правила.
§ l. Внутренние морские воды 67
В 1969 r. на XXII сессии Ассамблеи были приняты Международные медико-санитарные правила.
23 мая 2005 r. 58-я сессия ВОЗ приняла Международные медико-санитарные правила, которые вступили в силу с 1 июля 2007 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 мая 2007 r. <<0 реализации Международных медико санитарных правил,> предписано обеспечить реализацию на терри тории РФ указанных Правил.
В Российской Федерации санитарная охрана территории от за носа и распространения инфекционных заболеваний, представ ляющих опасность для населения, осуществляется на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. No 52-ФЗ <<0 санитарно эпидемиолоrическом благополучии населения>>.
Санитарная охрана территории РФ направлена на предупреж дение заноса на территорию РФ и распространения на террито рии РФ инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на террито рию РФ и реализации на территории РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека. Ввоз на территорию РФ опасных грузов и товаров осуществляется в специально оборудо ванных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Перечень таких пунктов определя ется в порядке, установленном Правительством РФ.
Главный государственный санитарный врач России постанов лением от 22 января 2008 r. No 3 утвердил и ввел в действие с 1 мая 2008 г. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08.
Санитарно-эпидемиологические требования в пунктах пропус ка через Государственную границу РФ предъявляются к террито рии пункта пропуска, транспортным организациям, транспортным средствам международных сообщений, членам экипажей морских (речных), воздушных судов, поездных бригад, водителям авто транспорта, а также к лицам, совершающим международные по ездки, и перевозимым через границу их багажу, товарам и грузам.
Исполнение санитарно-карантинного контроля в пунктах про пуска через Государственную границу РФ возложено на должност ных лиц управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, создающих спе циальные подразделения (санитарно-карантинные пункты, погра ничные санитарно-карантинные пункты, санитарно-карантинные
68 Глава II. Международно-правовой режим морских пространств
отделы), функционирующие в соответствии с характером и схемой деятельности пунктов пропуска через Государственную грани цу РФ.
Взаимодействие должностных лиц, осуществляющих санитарно карантинный контроль в пунктах пропуска, с должностными лица ми, осуществляющими пограничный, таможенный, ветеринар ный, карантинный, фитосанитарный, миграционный и транспорт ный контроль, осуществляется в установленном порядке.
Организацию санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ осуществляют:
по постоянной схеме при наличии регулярных транспортных перевозок;
по временной схеме (выездные бригады - группы специали стов, определенные приказом органов Роспотребнадзора) при по ступлении информации о международных транспортных средст вах, прибывающих или убывающих за рубеж, от администрации пункта пропуска, таможенных органов или пограничной службы.
Руководители транспортных организаций, операторы перевоз ки, владельцы транспортных средств, осуществляющих междуна родные перевозки, обеспечивают:
подготовку членов экипажей (бригад, водителей) транспортных средств по вопросам профилактики болезней и проведения пер вичных противоэпидемических мероприятий;
проведение профилактической и по эпидемиологическим по казаниям дезинфекции, дезинсекции, дератизации транспортного средства.
Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, при наличии реальной угрозы заноса болезней и возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологическо го благополучия населения могут подвергнуть санитарно-каран тинному контролю по прибытии любое транспортное средство, то вары и грузы, а также любое лицо, приб1вшее международным рейсом. .
Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, на основе сведений, полученных от отиетственного чле на экипажа транспортного средства до его.прибыт.ия, об отсутст вии на нем больных, подозрительных .на .болезни, насекомых - переносчиков этих болезней, павших rрызУ}.:lов,радиационных и химических аварий при перевозках опасных грузов дают разреше-
§ 1. Внутренние морские воды 69
ние на право свободной практики в морском, речном порту, аэро порту, на автовокзале, железнодорожном вокзале (станции).
Транспортное средство, прибывшее из страны, от которой име ется уведомление о событиях, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию, а также имеющее на борту товары, хими ческие, биологические и радиоактивные вещества, отходы и иные грузы, представляющие опасность для здоровья населения, подле жит обязательному санитарно-карантинному контролю.
При выезде с территории РФ должностные лица, осуществляю щие санитарно-карантинный контроль, проверяют на морских су дах свидетельство о прохождении судном санитарного контроля (свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля), морскую медико-санитарную декларацию, санитарное свидетель ство на право эксплуатации судна, протокол санитарно-гигиени ческого обследования соответствующего оборудования морского (речного) судна для предотвращения опасности попадания возбу дителей болезней в объекты окружающей среды.
Согласно ст. 37 Медико-санитарных правил капитан судна до прибытия в первый порт захода на территории государства-участ ника выясняет медико-санитарное состояние на борту судна и, за исключением случаев, когда данное государство-участник этого не требует, капитан, по прибытии или заблаговременно до прибы тия судна, если оно оснащено соответствующим оборудованием и если государство-участник требует такого предварительного предъявления, заполняет и предъявляет компетентному органу этого порта Морскую медико-санитарную декларацию, которая должна быть также подписана судовым врачом, если он имеется на борту.
Капитан судна или судовой врач, если он имеется на борту, пре доставляет по требованию компетентного органа любую информа цию о медико-санитарном состоянии на борту за время междуна родной поездки.
Государство-участник может решить:
освободить все прибывающие суда от представления Морской медико-санитарной декларации; или
потребовать представления Морской медико-санитарной дек ларации на основании соответствующей рекомендации, относя щейся к судам, прибывающим из зараженных районов, или потре бовать ее представления от судов, которые иным образом могут пе реносить инфекцию или контаминацию.
70 Глава П. Международно-правовой режим морских пространств
Государство-участник информирует операторов морской пере возки или их представителей об этих требованиях.
Максимальный срок действия свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля и свидетельства о прохождении судном санитарного контроля составляет шесть месяцев. Этот срок может быть продлен на один месяц, если требуемая инспек uия или меры контроля не могуг быть выполнены в порту.
В случае непредставления действительного свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля или свидетельства о прохождении судном санитарного контроля или наличия сведе ний об обнаружении на борту судна опасности для здоровья насе ления государство-участник может предпринимать действия, пре дусмотренные п. l ст. 27 Правил, провести в соответствующих случаях дезинфекцию, деконтаминацию, дезинсекцию или дера тизацию данного перевозочного средства или предложить осуще ствить эти меры под его контролем. Орган санитарного контроля может применить дополнительные медико-санитарные меры, включая при необходимости изоляцию судна для предотвращения распространения болезни. Во всех случаях, когда это возможно, меры контроля принимаются на порожнем судне и при порожних трюмах (на судне, находящемся в балласте) и до погрузки.
В случае отказа от выполнения санитарных мер судно получает разрешение на немедленный отход, однако оно лишается права за хода в другой российский порт. Такое судно может принять на борт топливо, воду и продовольствие.
Иностранные военные корабли и суда при нахождении в мор ском порту должны выполнять Международные медико-санитар ные правила и принимать меры к предупреждению заноса зараз ных болезней. Сведения о санитарном состоянии корабля сообща ются прибывающему на корабль представителю санитарного надзора по форме Морской медико-санитарной декларации.
В случае несоблюдения требований Правил, а также при невы полнении постановлений или предписаний должностных лиц Гос санэпиднадзора по вопросам санитарной охраны территории должностные лица организаций и учреждений, юридические лица независимо от подчиненности и форм собственности, а также фи зические лица независимо от гражданства могуг быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, согласно ст. 236 УК РФ нарушение санитарно эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности мае-
§ 1. Внуrренние морские воды 71
совое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере от 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде ленной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными ра ботами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы до одного года. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, на казываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лише нием свободы на тот же срок.
При следовании от Государственной границы до пунктов про пуска через Государственную границу и обратно запрещаются (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными право выми актами Российской Федерации):
а) заход в порты (на рейды) Российской Федерации, не откры тые Правительством РФ для захода иностранных судов;
б) заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную во круг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения;
в) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или при ем на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промы словой, исследовательской, изыскательской или иной деятельно сти без соответствующего на то разрешения специально уполно моченных федеральных органов исполнительной власти, осущест вляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения;
г) другие действия, запрещенные законодательством Россий ской Федерации, международными договорами Российской Феде рации.
Не является нарушением правил пересечения Государственной границы вынужденное ее пересечение лицами, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на террито-
72 Глава 11. Международно-правовой режим морских пространств
рию РФ, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных об стоятельств:
несчастного случая;
аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе воздуnцюrо), иностранного воен ного корабля или другого государственного·судна, эксплуатируе-
моrо в некоммерческих целях; '
сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного кораб ля или другого государственного судна, эксплуатируемого в не коммерческих целях;
буксировки поврежденного иностранщ>rо судна,_ иностранного военного корабля или другого государстнноrо судна, эксплуати руемого в некоммерческих целях;
доставки спасенных людей;
оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных 09стоятельств.
Капитан судна, командир военного корабля,_ х:омандир воздуш ного судна в случае вынужденного пересечеция Государственной границы или вынужденного несоблюдения определенных Зако ном РФ <<0 Государственной границе Российской Федерации» правил следования судов от Государственной границы до.пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, порядка пре бывания в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах, в территориаль ном море Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного порта, которая оповещает о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы РФ, и в даль нейшем действовать согласно их указаниям или указаниям коман дира военного корабля, капитана морского, речного судна Россий ской Федерации, прибывшего для оказания помощи или выясне ния обстоятельств случившегося.
Пограничный режим. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. No 4730-1 <<0 Государственной границе Российской Федерации» иностранные суда, иностранные военные.корабли и другие госу дарственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, рос сийские суда при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно обя заны выполнять требования пограничных органов.
§ 1. Внутренние морские воды 73
Согласно Федералъному закону от 15 августа 1996 г. No 114-ФЗ
<<0 порядке выезда из- Российской Федерации и въезда в Россий скую ·Федерацию» основными документами, удостоверяющими личность гражданина России, по которым ее граждане осуществ ляют выезд из Российской Федерации и въезд в нее, признаются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Иностранные граждане и лица без гражданства :могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии визы по действительным докумен там, удостоверяющим их личность и признаваемым Россией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными до говорами Российской Федерации.
В связи с тем, что каждое государство самостоятельно устанав ливает услови,я въезда иностранцев на свою территорию и соответ ствующие прави:ла в различных государствах неодинаковы, в целях их унификации и облегчения допуска членов экипажей морских судов в страну 13 мая 1958 r. Международная организация труда (МОТ) приняла Конвенцию об удостоверениях личности моряков (Конвенция No 108 МОТ). Согласно Конвенции каждый ее участ ник разрешает доступ 'На свою территорию моряку, имеющему действительное удостоверение личности моряка, если такой дос туп требуется для временного отпуска на берег во время нахожде ния судна в порту. Конвенция предоставляет моряку право доступа на территорию для явк на свое судно или для перехода на другое судно, для транзитного проезда, для явки на свое судно в другой стране или в целях возвращения на родину. Государство может ог раничить пребывание моряка на своей территории сроком, кото рый считает разумным для данной цели, и вправе отказать во въез де на свою территорию моряку, который по каким-либо причинам будет признан нежелательным. .
Россия является участницей Конвенции No 108 МОТ, и Поло жение о паспорте моряка, утвержденное постановлением Прави тельства РФ от 1декабря 1997 r. No 1508, в основном следует нор мам Конвенции. Действующее законодательство определяет воз
можность владельца паспорта моряка въехать в Россию или выехать из нее в·зависимости от включения' его в судовую роль (список экипажа). Согласно Стандарту 2.6 Конвенции по облегче нию международного мрскоrо судоходства 1965 r. судовая роль служит основным документом, содержащим требуемые государст венными властями сведения о количестве и составе экипажа при
74 Глава 11. МеЖ!Iународно-правовой режим морских пространств
приходе и отходе судна. Судовая роль датируется и подписывается капитаном судна или каким-либо другим лицом командного со става, надлежащим образом уполномоченным на это капитаном (Стандарт 2.6.2). Предоставления судовой роли не требуется при каждом заходе судна в порт, когда судно, работая по расписанию, заходит в один и тот же порт по меньшей мере один раз в 14 дней при условии отсутствия изменений в составе экипажа.
В морских соглашениях часто оговаривается порядок въезда моряков, обладающих соответствующими национальными удосто верениями личности. Так, в соответствии со ст. 10 Соглашения между Россией и Грецией о торговом судоходстве от 6 декабря 2001 r. владельцам удостоверений личности моряков разрешается в качестве членов экипажа судна находиться в течение времени пре бывания судна в порту в отпуске на берегу без виз в соответствии с правилами, действующими в этом порту, при условии, что капитан судна передал надлежащим властям список членов экипажа. При сходе на берег и возвращении на судно упомянутые лица подчиня ются действующему в этом порту пограничному и таможенному контролю.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 r.
№ 115-ФЗ <<0 правовом положении иностранных граждан в Рос сийской Федерации» в случае схода на берег иностранных граж дан-моряков, являющихся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, и временного пребывания указанных граждан на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портово го города в течение более 24 часов производится их регистрация в территориальном органе внутренних дел на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указан ном документе отметки органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию. В случае выезда моряков на экскурсии в городские или сельские поселения на срок не более 24 часов члены экипажа регистрации не подлежат.
Что касается личного состава иностранных военных кораблей, то в соответствии с п. 60 Правил плавания и пребывания ино странных военных кораблей и других государственных судов, экс плуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Фе дерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от
§ l. Внуrренние морские воды 75
2 октября 1999 г. № 1102, увольнение на берег и решение всех во просов, связанных с этим (число увольняемых, время увольнения, время возвращения на корабль и т. д.), производятся командиром корабля по согласованию со старшим морским начальником. Мо ряки, являющиеся членами прибывших в Россию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, регистрации не подлежат. Личному составу ко раблей запрещено сходить на берег с оружием (офицеры и млад ший командный состав могут сходить на берег с холодным оружи ем, если это предусмотрено формой одежды). На время увольне ния с разрешения старшего морского начальника из числа экипажей кораблей могут выделяться невооруженные патрули. Что касается допуска на берег лиц, не входящих в состав экипажа корабля, то он осуществляется в порядке, определяемом команди ром корабля по согласованию со старшим морским начальником и с соблюдением соответствующих паспортных и таможенных пра вил Российской Федерации.
Согласно Стандарту 2.7 Конвенции 1965 г. список пассажиров служит основным документом, содержащим требуемые государст венными властями сведения о пассажирах при приходе и отходе судна. Властям не рекомендуется требовать посадочных и выса дочных карточек в дополнение к спискам пассажиров в отноше нии тех пассажиров, чьи фамилии включены в список. В список пассажиров не следует включать иные сведения, чем название и национальность судна, фамилия, имя, гражданство, дата и место рождения пассажира, место его посадки и высадки, порт и дата прихода судна. По Конвенции от пассажиров круизных судов не требуются въездные визы в том случае, если стоянка судна в порту продолжается не более 72 часов. В этом случае государственные власти могут выдавать по прибытии пассажира определенный до кумент, подтверждающий, что пассажиру разрешен въезд на тер риторию государства. Согласно ст. 2511 Федерального закона
<<О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Россий скую Федерацию•> иностранные граждане, находящиеся в качестве пассажиров на борту круизных судов, имеющих разрешения на пассажирские перевозки и прибывающих в Российскую Федера цию через морские и речные порты, открытые для 1\Iеждународно го пассажирского сообщения, могут находиться на территории РФ в течение 72 часов без виз в порядке, установленном Правительст вом РФ.
76 Глава 11. Международно-правовой режим морских пространств
События 11 сентября 2001 г., которые послужили причиной пе ресмотра Конвенции No 108 МОТ, вряд ли давали возможность на деяться на то, что такой пересмотр будет направлен на облегчение передвижения моряков. Действительно, государства в первую оче редь заинтересованы в своей безопасности, и вполне понятно уже сточение требований, предъявляемых клицам, въезжающим в стра ну. Что касается моряков, то задача заключалась в том, чтобы уси лить требования к документу, идентифицирующему их личность.
Статья 2 Конвенuии No 185 МОТ содержит определенные изме нения по сравнению с аналогичной статьей Конвенции No 108 МОТ. Согласно п. 2 ст. 2 Конвенuии No 108 МОТ государство мо жет выдать удостоверение личности не только своему гражданину, но и гражданину другого государства, если он является моряком и работает на территории этого государства.
В интересах безопасности такое положение не могло быть со хранено. Согласно п. 3 ст. 2 Конвенции No 185 МОТ каждое госу дарство может выдавать удостоверение личности морякам, кото рым бьm предоставлен статус постоянного резидента на его терри тории. Хотя Федеральный закон <<0 правовом положении иностранных граждан в Российской Федераuии>> не использует термин <<Постоянный резидент,>, в нем имеется аналогичное поня тие -<<постоянно проживающий в Российской Федераuии ино странный гражданин или лиuо без гражданства,>.
Одной из основных uелей Конвенuии No 185 МОТ является со действие увольнению на берег, а также транзиту и переходу моря ков на другие суда. Этому трудному вопросу Конвенция уделила много внимания, и достигнутый компромисс закреплен в ее ст. 6.
Согласно п. 1 указанной статьи любой моряк, имеющий дейст вительное удостоверение личности, выданное в соответствии с по ложениями Конвенции, получает признание в качестве моряка в значении Конвенции, за исключением случаев, когда имеются яв ные сомнения в подлинности удостоверения. Если осуществляется проверка или расследование, направленные на то, чтобы удостове риться, что моряк, з отношении которого запрашивается разреше ние на его въезд в страну, является владельцем удостоверения, мо ряк или судовл:аделец не несут расходов по такой проверке.
По общему правилу получения визы для увольнения на берег не требуется. Если же государство не имеет возможности в полной мере следовать этому правилу, оно обеспечивает, чтобы его зако нодательство, нормативные правовые акты или практика преду-
§ 1. Внутренние морские воды 77
сматривали процедуры, в основном соответствующие этому требо ванию. На практике это может означать, что по прибытии судна в порт морякам- будут выдаваться краткосрочные въездные визы. Для государств -участников Конвенции 1965 г. (кроме тех, кото рые сделали оговорку о непринятии Стандарта 3.45) проблема схо да иностранных моряков·на берег отсутствует.
Транзиту и переходу на другое судно посвящены п. 7-9 указан ной статьи. Согласно п. 7 каждое государство разрешает также в возможно кратчайшие сроки доступ на свою территорию любому моряку, имеющему действительное удостоверение в дополнение к паспорту, если такой доступ запрашивается:
а) для явки на свое судно или перехода на другое судно;
б) для транзитного проезда в целях явки на свое судно в другой стране или для возвращения на Родину либо для любой иной цели, одобренной компетентными органами заинтересованного госу дарства.
Отсутствие упоминания о визах говорит о том, что государства даже не ставят перед собой такую задачу, как безвизовый доступ при транзитном проезде. Наоборот, упоминание о паспорте содер жит недвусмысленный намек на то, что именно в эrот документ и будет проставляться виза, если она будет выдана. Государство мо жет, прежде чем разрешить допуск на свою территорию для одной из целей, указанных выше, потребовать представления удостове рительных доазтельСТJ3 относительно намерений моряка и его способности реализоват-ь эти намерения. Государство может также ограничить продолжительность пребывания моряка сроком, кото рый с учетом цели такого пребывания считается разумным.
Особого внимания заслуживает проблема незаконного проник новения на территорию государства с использованием средств морского транспорта.