Мюiщународного морского права 6 страница

санитарно-карантинный (при необходимости и только в отно­ шении лиц);

пограничный;

санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитоса­ нитарный (при необходимости и только в пунктах пропуска, спе­ циализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и жи­ вотных);

таможенный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обя­ занности по страхованию своей гражданской ответственности;

б) при убытии лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных с территории РФ:

66 Глава 11. Межпународно-правовой режим морских пространств

мюiщународного морского права 6 страница - student2.ru

санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитоса­ нитарный (при необходимости);

таможенный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обя­ занности по страхованию своей гражданской ответственности;

пограничный.

В смешанных пунктах пропуска, открытых для международного сообщения с использованием различных видов транспорта, при прибытии (убытии) лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных на территорию (с территории) РФ последовательно осу­ ществляются все виды контроля, предусмотренные выше.

Последовательность осуществления государственными кон­ трольными органами основных контрольных действий в пунктах пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые разрабатываются для пунк­ тов пропуска по видам международного сообщения.

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона <<0 внутренних мор­ ских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» на иностранные суда и находящихся на их борту пас­ сажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах распространяется в том числе и административ­ ная юрисдикция. Определенные вопросы административной юрисдикции урегулированы многосторонними международными договорами.

Санитарный режи.м. Санитарному режиму с давних пор уделя­ лось особое внимание. Это было связано с тем, что эпидемии холе­ ры, чумы и оспы распространялись во многих случаях морским пу­ тем. Длительное время каждая страна в отношении карантинных правил действовала по своему усмотрению. Зачастую закрывались границы, что вызывало экономические затруднения, а иногда и парализовывало всю торговлю и весь транспорт страны. В связи с этим со второй половины XIX в. стал назревать вопрос о создании международных карантинных правил. В 1903 г. бьша принята Па­ рижская санитарная конвенция. В 1912 г. в нее бьши внесены не­ значительные изменения, и она действовала до. 1926 г., когда была принята Международная санитарная конвенция.

На IV сессии Ассамблеи Всемирной организации здравоохране­ ния (ВОЗ) бьши приняты Международные санитарные правила, на базе которых разрабатывались национальные санитарные правила.

§ l. Внутренние морские воды 67

мюiщународного морского права 6 страница - student2.ru

В 1969 r. на XXII сессии Ассамблеи были приняты Международные медико-санитарные правила.

23 мая 2005 r. 58-я сессия ВОЗ приняла Международные медико-санитарные правила, которые вступили в силу с 1 июля 2007 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 мая 2007 r. <<0 реализации Международных медико­ санитарных правил,> предписано обеспечить реализацию на терри­ тории РФ указанных Правил.

В Российской Федерации санитарная охрана территории от за­ носа и распространения инфекционных заболеваний, представ­ ляющих опасность для населения, осуществляется на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. No 52-ФЗ <<0 санитарно­ эпидемиолоrическом благополучии населения>>.

Санитарная охрана территории РФ направлена на предупреж­ дение заноса на территорию РФ и распространения на террито­ рии РФ инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на террито­ рию РФ и реализации на территории РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека. Ввоз на территорию РФ опасных грузов и товаров осуществляется в специально оборудо­ ванных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Перечень таких пунктов определя­ ется в порядке, установленном Правительством РФ.

Главный государственный санитарный врач России постанов­ лением от 22 января 2008 r. No 3 утвердил и ввел в действие с 1 мая 2008 г. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08.

Санитарно-эпидемиологические требования в пунктах пропус­ ка через Государственную границу РФ предъявляются к террито­ рии пункта пропуска, транспортным организациям, транспортным средствам международных сообщений, членам экипажей морских (речных), воздушных судов, поездных бригад, водителям авто­ транспорта, а также к лицам, совершающим международные по­ ездки, и перевозимым через границу их багажу, товарам и грузам.

Исполнение санитарно-карантинного контроля в пунктах про­ пуска через Государственную границу РФ возложено на должност­ ных лиц управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, создающих спе­ циальные подразделения (санитарно-карантинные пункты, погра­ ничные санитарно-карантинные пункты, санитарно-карантинные

68 Глава II. Международно-правовой режим морских пространств

мюiщународного морского права 6 страница - student2.ru

отделы), функционирующие в соответствии с характером и схемой деятельности пунктов пропуска через Государственную грани­ цу РФ.

Взаимодействие должностных лиц, осуществляющих санитарно­ карантинный контроль в пунктах пропуска, с должностными лица­ ми, осуществляющими пограничный, таможенный, ветеринар­ ный, карантинный, фитосанитарный, миграционный и транспорт­ ный контроль, осуществляется в установленном порядке.

Организацию санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ осуществляют:

по постоянной схеме при наличии регулярных транспортных перевозок;

по временной схеме (выездные бригады - группы специали­ стов, определенные приказом органов Роспотребнадзора) при по­ ступлении информации о международных транспортных средст­ вах, прибывающих или убывающих за рубеж, от администрации пункта пропуска, таможенных органов или пограничной службы.

Руководители транспортных организаций, операторы перевоз­ ки, владельцы транспортных средств, осуществляющих междуна­ родные перевозки, обеспечивают:

подготовку членов экипажей (бригад, водителей) транспортных средств по вопросам профилактики болезней и проведения пер­ вичных противоэпидемических мероприятий;

проведение профилактической и по эпидемиологическим по­ казаниям дезинфекции, дезинсекции, дератизации транспортного средства.

Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, при наличии реальной угрозы заноса болезней и возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологическо­ го благополучия населения могут подвергнуть санитарно-каран­ тинному контролю по прибытии любое транспортное средство, то­ вары и грузы, а также любое лицо, приб1вшее международным рейсом. .

Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, на основе сведений, полученных от отиетственного чле­ на экипажа транспортного средства до его.прибыт.ия, об отсутст­ вии на нем больных, подозрительных .на .болезни, насекомых - переносчиков этих болезней, павших rрызУ}.:lов,радиационных и химических аварий при перевозках опасных грузов дают разреше-

§ 1. Внутренние морские воды 69

мюiщународного морского права 6 страница - student2.ru

ние на право свободной практики в морском, речном порту, аэро­ порту, на автовокзале, железнодорожном вокзале (станции).

Транспортное средство, прибывшее из страны, от которой име­ ется уведомление о событиях, которые могут представлять собой чрезвычайную ситуацию, а также имеющее на борту товары, хими­ ческие, биологические и радиоактивные вещества, отходы и иные грузы, представляющие опасность для здоровья населения, подле­ жит обязательному санитарно-карантинному контролю.

При выезде с территории РФ должностные лица, осуществляю­ щие санитарно-карантинный контроль, проверяют на морских су­ дах свидетельство о прохождении судном санитарного контроля (свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля), морскую медико-санитарную декларацию, санитарное свидетель­ ство на право эксплуатации судна, протокол санитарно-гигиени­ ческого обследования соответствующего оборудования морского (речного) судна для предотвращения опасности попадания возбу­ дителей болезней в объекты окружающей среды.

Согласно ст. 37 Медико-санитарных правил капитан судна до прибытия в первый порт захода на территории государства-участ­ ника выясняет медико-санитарное состояние на борту судна и, за исключением случаев, когда данное государство-участник этого не требует, капитан, по прибытии или заблаговременно до прибы­ тия судна, если оно оснащено соответствующим оборудованием и если государство-участник требует такого предварительного предъявления, заполняет и предъявляет компетентному органу этого порта Морскую медико-санитарную декларацию, которая должна быть также подписана судовым врачом, если он имеется на борту.

Капитан судна или судовой врач, если он имеется на борту, пре­ доставляет по требованию компетентного органа любую информа­ цию о медико-санитарном состоянии на борту за время междуна­ родной поездки.

Государство-участник может решить:

освободить все прибывающие суда от представления Морской медико-санитарной декларации; или

потребовать представления Морской медико-санитарной дек­ ларации на основании соответствующей рекомендации, относя­ щейся к судам, прибывающим из зараженных районов, или потре­ бовать ее представления от судов, которые иным образом могут пе­ реносить инфекцию или контаминацию.

70 Глава П. Международно-правовой режим морских пространств

мюiщународного морского права 6 страница - student2.ru

Государство-участник информирует операторов морской пере­ возки или их представителей об этих требованиях.

Максимальный срок действия свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля и свидетельства о прохождении судном санитарного контроля составляет шесть месяцев. Этот срок может быть продлен на один месяц, если требуемая инспек­ uия или меры контроля не могуг быть выполнены в порту.

В случае непредставления действительного свидетельства об освобождении судна от санитарного контроля или свидетельства о прохождении судном санитарного контроля или наличия сведе­ ний об обнаружении на борту судна опасности для здоровья насе­ ления государство-участник может предпринимать действия, пре­ дусмотренные п. l ст. 27 Правил, провести в соответствующих случаях дезинфекцию, деконтаминацию, дезинсекцию или дера­ тизацию данного перевозочного средства или предложить осуще­ ствить эти меры под его контролем. Орган санитарного контроля может применить дополнительные медико-санитарные меры, включая при необходимости изоляцию судна для предотвращения распространения болезни. Во всех случаях, когда это возможно, меры контроля принимаются на порожнем судне и при порожних трюмах (на судне, находящемся в балласте) и до погрузки.

В случае отказа от выполнения санитарных мер судно получает разрешение на немедленный отход, однако оно лишается права за­ хода в другой российский порт. Такое судно может принять на борт топливо, воду и продовольствие.

Иностранные военные корабли и суда при нахождении в мор­ ском порту должны выполнять Международные медико-санитар­ ные правила и принимать меры к предупреждению заноса зараз­ ных болезней. Сведения о санитарном состоянии корабля сообща­ ются прибывающему на корабль представителю санитарного надзора по форме Морской медико-санитарной декларации.

В случае несоблюдения требований Правил, а также при невы­ полнении постановлений или предписаний должностных лиц Гос­ санэпиднадзора по вопросам санитарной охраны территории должностные лица организаций и учреждений, юридические лица независимо от подчиненности и форм собственности, а также фи­ зические лица независимо от гражданства могуг быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, согласно ст. 236 УК РФ нарушение санитарно­ эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности мае-

§ 1. Внуrренние морские воды 71

мюiщународного морского права 6 страница - student2.ru

совое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере от 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде­ ленной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными ра­ ботами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы до одного года. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, на­ казываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лише­ нием свободы на тот же срок.

При следовании от Государственной границы до пунктов про­ пуска через Государственную границу и обратно запрещаются (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными право­ выми актами Российской Федерации):

а) заход в порты (на рейды) Российской Федерации, не откры­ тые Правительством РФ для захода иностранных судов;

б) заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную во­ круг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения;

в) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или при­ ем на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промы­ словой, исследовательской, изыскательской или иной деятельно­ сти без соответствующего на то разрешения специально уполно­ моченных федеральных органов исполнительной власти, осущест­ вляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения;

г) другие действия, запрещенные законодательством Россий­ ской Федерации, международными договорами Российской Феде­ рации.

Не является нарушением правил пересечения Государственной границы вынужденное ее пересечение лицами, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на террито-

72 Глава 11. Международно-правовой режим морских пространств

мюiщународного морского права 6 страница - student2.ru

рию РФ, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных об­ стоятельств:

несчастного случая;

аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе воздуnцюrо), иностранного воен­ ного корабля или другого государственного·судна, эксплуатируе-

моrо в некоммерческих целях; '

сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного кораб­ ля или другого государственного судна, эксплуатируемого в не­ коммерческих целях;

буксировки поврежденного иностранщ>rо судна,_ иностранного военного корабля или другого государстнноrо судна, эксплуати­ руемого в некоммерческих целях;

доставки спасенных людей;

оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных 09стоятельств.

Капитан судна, командир военного корабля,_ х:омандир воздуш­ ного судна в случае вынужденного пересечеция Государственной границы или вынужденного несоблюдения определенных Зако­ ном РФ <<0 Государственной границе Российской Федерации» правил следования судов от Государственной границы до.пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, порядка пре­ бывания в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах, в территориаль­ ном море Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного порта, которая оповещает о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы РФ, и в даль­ нейшем действовать согласно их указаниям или указаниям коман­ дира военного корабля, капитана морского, речного судна Россий­ ской Федерации, прибывшего для оказания помощи или выясне­ ния обстоятельств случившегося.

Пограничный режим. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. No 4730-1 <<0 Государственной границе Российской Федерации» иностранные суда, иностранные военные.корабли и другие госу­ дарственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, рос­ сийские суда при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно обя­ заны выполнять требования пограничных органов.

§ 1. Внутренние морские воды 73

мюiщународного морского права 6 страница - student2.ru

Согласно Федералъному закону от 15 августа 1996 г. No 114-ФЗ

<<0 порядке выезда из- Российской Федерации и въезда в Россий­ скую ·Федерацию» основными документами, удостоверяющими личность гражданина России, по которым ее граждане осуществ­ ляют выезд из Российской Федерации и въезд в нее, признаются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Иностранные граждане и лица без гражданства :могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии визы по действительным докумен­ там, удостоверяющим их личность и признаваемым Россией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными до­ говорами Российской Федерации.

В связи с тем, что каждое государство самостоятельно устанав­ ливает услови,я въезда иностранцев на свою территорию и соответ­ ствующие прави:ла в различных государствах неодинаковы, в целях их унификации и облегчения допуска членов экипажей морских судов в страну 13 мая 1958 r. Международная организация труда (МОТ) приняла Конвенцию об удостоверениях личности моряков (Конвенция No 108 МОТ). Согласно Конвенции каждый ее участ­ ник разрешает доступ 'На свою территорию моряку, имеющему действительное удостоверение личности моряка, если такой дос­ туп требуется для временного отпуска на берег во время нахожде­ ния судна в порту. Конвенция предоставляет моряку право доступа на территорию для явк на свое судно или для перехода на другое судно, для транзитного проезда, для явки на свое судно в другой стране или в целях возвращения на родину. Государство может ог­ раничить пребывание моряка на своей территории сроком, кото­ рый считает разумным для данной цели, и вправе отказать во въез­ де на свою территорию моряку, который по каким-либо причинам будет признан нежелательным. .

Россия является участницей Конвенции No 108 МОТ, и Поло­ жение о паспорте моряка, утвержденное постановлением Прави­ тельства РФ от 1декабря 1997 r. No 1508, в основном следует нор­ мам Конвенции. Действующее законодательство определяет воз­

можность владельца паспорта моряка въехать в Россию или выехать из нее в·зависимости от включения' его в судовую роль (список экипажа). Согласно Стандарту 2.6 Конвенции по облегче­ нию международного мрскоrо судоходства 1965 r. судовая роль служит основным документом, содержащим требуемые государст­ венными властями сведения о количестве и составе экипажа при

74 Глава 11. МеЖ!Iународно-правовой режим морских пространств

мюiщународного морского права 6 страница - student2.ru

приходе и отходе судна. Судовая роль датируется и подписывается капитаном судна или каким-либо другим лицом командного со­ става, надлежащим образом уполномоченным на это капитаном (Стандарт 2.6.2). Предоставления судовой роли не требуется при каждом заходе судна в порт, когда судно, работая по расписанию, заходит в один и тот же порт по меньшей мере один раз в 14 дней при условии отсутствия изменений в составе экипажа.

В морских соглашениях часто оговаривается порядок въезда моряков, обладающих соответствующими национальными удосто­ верениями личности. Так, в соответствии со ст. 10 Соглашения между Россией и Грецией о торговом судоходстве от 6 декабря 2001 r. владельцам удостоверений личности моряков разрешается в качестве членов экипажа судна находиться в течение времени пре­ бывания судна в порту в отпуске на берегу без виз в соответствии с правилами, действующими в этом порту, при условии, что капитан судна передал надлежащим властям список членов экипажа. При сходе на берег и возвращении на судно упомянутые лица подчиня­ ются действующему в этом порту пограничному и таможенному контролю.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 r.

№ 115-ФЗ <<0 правовом положении иностранных граждан в Рос­ сийской Федерации» в случае схода на берег иностранных граж­ дан-моряков, являющихся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, и временного пребывания указанных граждан на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портово­ го города в течение более 24 часов производится их регистрация в территориальном органе внутренних дел на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указан­ ном документе отметки органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию. В случае выезда моряков на экскурсии в городские или сельские поселения на срок не более 24 часов члены экипажа регистрации не подлежат.

Что касается личного состава иностранных военных кораблей, то в соответствии с п. 60 Правил плавания и пребывания ино­ странных военных кораблей и других государственных судов, экс­ плуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Фе­ дерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от

§ l. Внуrренние морские воды 75

мюiщународного морского права 6 страница - student2.ru

2 октября 1999 г. № 1102, увольнение на берег и решение всех во­ просов, связанных с этим (число увольняемых, время увольнения, время возвращения на корабль и т. д.), производятся командиром корабля по согласованию со старшим морским начальником. Мо­ ряки, являющиеся членами прибывших в Россию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, регистрации не подлежат. Личному составу ко­ раблей запрещено сходить на берег с оружием (офицеры и млад­ ший командный состав могут сходить на берег с холодным оружи­ ем, если это предусмотрено формой одежды). На время увольне­ ния с разрешения старшего морского начальника из числа экипажей кораблей могут выделяться невооруженные патрули. Что касается допуска на берег лиц, не входящих в состав экипажа корабля, то он осуществляется в порядке, определяемом команди­ ром корабля по согласованию со старшим морским начальником и с соблюдением соответствующих паспортных и таможенных пра­ вил Российской Федерации.

Согласно Стандарту 2.7 Конвенции 1965 г. список пассажиров служит основным документом, содержащим требуемые государст­ венными властями сведения о пассажирах при приходе и отходе судна. Властям не рекомендуется требовать посадочных и выса­ дочных карточек в дополнение к спискам пассажиров в отноше­ нии тех пассажиров, чьи фамилии включены в список. В список пассажиров не следует включать иные сведения, чем название и национальность судна, фамилия, имя, гражданство, дата и место рождения пассажира, место его посадки и высадки, порт и дата прихода судна. По Конвенции от пассажиров круизных судов не требуются въездные визы в том случае, если стоянка судна в порту продолжается не более 72 часов. В этом случае государственные власти могут выдавать по прибытии пассажира определенный до­ кумент, подтверждающий, что пассажиру разрешен въезд на тер­ риторию государства. Согласно ст. 2511 Федерального закона

<<О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Россий­ скую Федерацию•> иностранные граждане, находящиеся в качестве пассажиров на борту круизных судов, имеющих разрешения на пассажирские перевозки и прибывающих в Российскую Федера­ цию через морские и речные порты, открытые для 1\Iеждународно­ го пассажирского сообщения, могут находиться на территории РФ в течение 72 часов без виз в порядке, установленном Правительст­ вом РФ.

76 Глава 11. Международно-правовой режим морских пространств

мюiщународного морского права 6 страница - student2.ru

События 11 сентября 2001 г., которые послужили причиной пе­ ресмотра Конвенции No 108 МОТ, вряд ли давали возможность на­ деяться на то, что такой пересмотр будет направлен на облегчение передвижения моряков. Действительно, государства в первую оче­ редь заинтересованы в своей безопасности, и вполне понятно уже­ сточение требований, предъявляемых клицам, въезжающим в стра­ ну. Что касается моряков, то задача заключалась в том, чтобы уси­ лить требования к документу, идентифицирующему их личность.

Статья 2 Конвенuии No 185 МОТ содержит определенные изме­ нения по сравнению с аналогичной статьей Конвенции No 108 МОТ. Согласно п. 2 ст. 2 Конвенuии No 108 МОТ государство мо­ жет выдать удостоверение личности не только своему гражданину, но и гражданину другого государства, если он является моряком и работает на территории этого государства.

В интересах безопасности такое положение не могло быть со­ хранено. Согласно п. 3 ст. 2 Конвенции No 185 МОТ каждое госу­ дарство может выдавать удостоверение личности морякам, кото­ рым бьm предоставлен статус постоянного резидента на его терри­ тории. Хотя Федеральный закон <<0 правовом положении иностранных граждан в Российской Федераuии>> не использует термин <<Постоянный резидент,>, в нем имеется аналогичное поня­ тие -<<постоянно проживающий в Российской Федераuии ино­ странный гражданин или лиuо без гражданства,>.

Одной из основных uелей Конвенuии No 185 МОТ является со­ действие увольнению на берег, а также транзиту и переходу моря­ ков на другие суда. Этому трудному вопросу Конвенция уделила много внимания, и достигнутый компромисс закреплен в ее ст. 6.

Согласно п. 1 указанной статьи любой моряк, имеющий дейст­ вительное удостоверение личности, выданное в соответствии с по­ ложениями Конвенции, получает признание в качестве моряка в значении Конвенции, за исключением случаев, когда имеются яв­ ные сомнения в подлинности удостоверения. Если осуществляется проверка или расследование, направленные на то, чтобы удостове­ риться, что моряк, з отношении которого запрашивается разреше­ ние на его въезд в страну, является владельцем удостоверения, мо­ ряк или судовл:аделец не несут расходов по такой проверке.

По общему правилу получения визы для увольнения на берег не требуется. Если же государство не имеет возможности в полной мере следовать этому правилу, оно обеспечивает, чтобы его зако­ нодательство, нормативные правовые акты или практика преду-

§ 1. Внутренние морские воды 77

мюiщународного морского права 6 страница - student2.ru

сматривали процедуры, в основном соответствующие этому требо­ ванию. На практике это может означать, что по прибытии судна в порт морякам- будут выдаваться краткосрочные въездные визы. Для государств -участников Конвенции 1965 г. (кроме тех, кото­ рые сделали оговорку о непринятии Стандарта 3.45) проблема схо­ да иностранных моряков·на берег отсутствует.

Транзиту и переходу на другое судно посвящены п. 7-9 указан­ ной статьи. Согласно п. 7 каждое государство разрешает также в возможно кратчайшие сроки доступ на свою территорию любому моряку, имеющему действительное удостоверение в дополнение к паспорту, если такой доступ запрашивается:

а) для явки на свое судно или перехода на другое судно;

б) для транзитного проезда в целях явки на свое судно в другой стране или для возвращения на Родину либо для любой иной цели, одобренной компетентными органами заинтересованного госу­ дарства.

Отсутствие упоминания о визах говорит о том, что государства даже не ставят перед собой такую задачу, как безвизовый доступ при транзитном проезде. Наоборот, упоминание о паспорте содер­ жит недвусмысленный намек на то, что именно в эrот документ и будет проставляться виза, если она будет выдана. Государство мо­ жет, прежде чем разрешить допуск на свою территорию для одной из целей, указанных выше, потребовать представления удостове­ рительных доазтельСТJ3 относительно намерений моряка и его способности реализоват-ь эти намерения. Государство может также ограничить продолжительность пребывания моряка сроком, кото­ рый с учетом цели такого пребывания считается разумным.

Особого внимания заслуживает проблема незаконного проник­ новения на территорию государства с использованием средств морского транспорта.

Наши рекомендации